ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ТЕМУ: «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»
методическая разработка

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию связной речи дошкольников; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по формированию связной речи дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Сокол»

пгт. Новофедоровка

_______________О.А. Коркина.

Приказ от 14.02.2018г. №72

План тематического контроля

Тема: «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию связной речи дошкольников; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по формированию связной речи дошкольников.

Возрастные группы: 2 мл, средняя, старшая, подготовительная.

Отбор содержания контроля:

Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для самостоятельной деятельности детей.

Планирование работы с детьми.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей дошкольного возраста.

Сроки контроля: с 19 по 22 февраля 2018г.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2017-2018 уч. год.

Ответственные за проведение контроля:

Заведующий ДОУ                                                                            О.А. Коркина

Старший воспитатель.                                                                       Т.В. Урусова



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Формирование связной речи у дошкольников  в условиях ДОУ»

В период с 19.02.2018г. по 22.02.2018г. в МБДОУ «Сокол» пгт. Новофедоровка был проведен тематический контроль по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ» с целью определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию связной речи у дошкольников.

Тематический контроль был осуществлен во всех дошкольных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

1. Система и вариативность планирования работы по формированию связной речи у  дошкольников  и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;

2. Наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;

3. Система работы по формированию связной речи у дошкольников и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.

Вывод по тематическому контролю

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи:

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 2 младшей группе дети 4-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных. В средней  группе дети 5-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В старшей группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии картин. Дети подготовительной  группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность НОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги  знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги  планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Рекомендации:

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели старших, подготовительной  групп.

Срок: март- май 2018г.

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные: воспитатели групп

Срок:  март  2018г.

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: март   2018г.

Старший воспитатель                                                                                Т.В. Урусова

26.02.2018г.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ____________________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку? ________________________

__________________________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _________________________________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________

_________________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). ________________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)____________________________

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?_____________

_________________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко)._______________________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?________

__________________________________________________________________________

11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?____________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?___________________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _________________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания ____________________________________

___________________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребенок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Рекомендации к развитию речи у детей

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.



Предварительный просмотр:

КАРТА АНАЛИЗА

НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

п\п

Критерии анализа

Возрастные группы

Младшая

Средняя

Старшая

Подготови

тельная

1

Конкретность информации

+

+

+

+

2

Доступность предлагаемого материала

+

+

+

+

3

Краткость материала

-

-

+

+

4

Эстетичное оформление наглядных материалов

+

-

+

+

5

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

+

+

+

+

6

Форма подачи материала

- папки-передвижки

+

+

+

+

- стенды

+

+

+

+

- ширмы

+

+

+

+

- информационные письма-памятки для родителей

+

+

+

+

7

Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

+

+

+

+

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготови

тельная гр

Книжный   уголок

Оборудование (хорошо освещенное место, стулья, стол, полочка для книг)

+

+

+

+

Соответствие содержания возрасту детей

+

+

+

+

Наличие художественной литературы,  ее грамотный подбор

+

+

+

+

Иллюстраций по темам занятий, по ознакомлению с окружающим миром и  художественной литературой

+

+

+

+

Материалы о художниках иллюстраторах, их фотографии

-

-

-

-

Тематические выставки художественной литературы

-

-

-

-

Сменяемость материала

-

-

-

-

Наличие детской литературы

мало

мало

мало

мало

Оборудование для театрализованной деятельности

Ширма

+

+

+

+

Фланелеграф

-

-

-

-

Соответствие возрасту видов театра

+

+

+

+

Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр

+

+

+

+

Дидактические игры (наличие, разнообразие)

-

мало

мало

мало

Методическая литература

+

+

+

+

Пособия для занятий

+

+

+

+

КАРТА ПРОВЕРКИ ПЛАНА

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Направления

воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Планирование занятий

Словарная  работа.

+

+

+

+

Воспитание звуковой культуры  речи.

+

+

+

+

Формирование грамматического строя речи.

-

+

+

+

Формирование связной речи и рассказывания.

-

-

+

+

Воспитания любви и интереса к художественному слову.

+

+

+

+

Планирование

работы вне занятий

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми.

+

+

+

+

Дидактические игры.

-

-

+

+

Работа с материалами книжного уголка.

+

+

+

+

Загадывание загадок и придумывание загадок.

+

+

+

+

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы.

+

+

+

+

Самостоятельная художественно-речевая  деятельность

-

-

+

+

Досуги, развлечения

+

+

+

+

Работа с семьей

+

+

+

+



Предварительный просмотр:

Объект исследования: система воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие формированию связной речи у дошкольников

Методы исследования:

- проверка календарных планов воспитателей;

- посещение мероприятий;

- обследование предметно-развивающей среды формирования связной речи детей;

- анализ; наблюдение; выводы.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

- график проведения контроля;

- карта анализа планирования работы с детьми;

- протокол обследования предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников;

- карта анализа наглядной информации для родителей.

График проведения контроля «Формирование  связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»

19.02.-20.02. анализ планирования работы с детьми

20.02.-21.02. анализ деятельности на занятии

21.02 анализ предметно-развивающей среды

22.02. анализ планирования сотрудничества с семьей

22.02. анализ анкетирования родителей



Предварительный просмотр:

Тест-опросник для воспитателей

«Оценка уровня знаний и умений воспитателей в работе по развитию

у детей умений составлять рассказы по восприятию»

Уважаемые воспитатели!

С целью выявления профессионального уровня владения Вами методикой работы с детьми по развитию у них связной речи, просим Вас принять участие в опросе.

Фамилия Имя Отечество_____________________________________________________

1. Отметьте, в какой возрастной группе Вы работаете?

2-я младшая                Средняя                Старшая        Подготовительная к школе

2. Как часто Вы организуете НОД  по обучению составлению описательных и (или) повествовательных рассказов с использованием игрушки с детьми своей группы?

1 раз в месяц

2 раза в месяц

1 раз в неделю

3. Отметьте, какую из задач по обучению рассказыванию, считаете наиболее актуальной  для детей Вашей возрастной группы?

- Учить детей составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушках, состоящий из 2-3 фраз.

- Учить детей составлять последовательный рассказ по плану, предложенному воспитателем.

- Учить детей составлять короткие рассказы после рассказа-образца воспитателя

- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя за воспитателем слова и фразы.

- Учить составлять связный рассказ по набору игрушек, придумывая зачин, развитие действия, кульминацию и ее разрешение.

4. Когда, по Вашему мнению, должна вноситься игрушка (предмет), по которому будет составляться описательный (повествовательный) рассказ?

На занятии                За 2 недели до занятия                Накануне занятия

5. Какие виды занятий по составлению  рассказов по игрушке проводятся в Вашей возрастной группе?

Описание игрушки

Сравнительное описание игрушек

Составление загадок по игрушкам

Повествовательный рассказ по набору игрушек

Повествовательный рассказ по одной игрушке

Рассматривание игрушки

6. С какой возрастной группы в качестве наглядной опоры при составлении описательного или повествовательного рассказа  детьми используется графическая модель?

2-я младшая                Средняя                Старшая        Подготовительная к школе

7. В какой возрастной группе как обучающий прием дается образец рассказа воспитателя?

2-я младшая                Средняя                Старшая        Подготовительная к школе

8. С какой целью в старшей  группе детей знакомят с планом составления рассказа?

    Познакомить со структурой рассказа

    Ввести в словарь понятие «план»

    Помочь детям построить рассказ

9. Какие формы работы вы используете для закрепления у детей вашей группы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях  по составлению рассказов?______________

__________________________________________________________________________

10. Перечислите, какие приемы для обучения рассказыванию по восприятию вы используете на занятиях в своей группе? _________________________________________

__________________________________________________________________________,

11. Какой прием, подготавливающий детей к рассказыванию по картине, является ведущим? __________________________________________________________________ .

12. Какие методические пособия, программы и технологии помогают вам в работе с детьми по данной проблеме?____________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателям со стороны старшего воспитателя. Ваши пожелания.__________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

ОЦЕНИТЕ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

по разделу речевого развития

5

4

3

1.

Ориентация в отборе содержания  речевого развития на основе современных разработок методики развития речи;

2.

Ориентация в современных программах (комплексных и парциальных) по речевому развитию

3.

Ориентация в методах и приёмах, в соответствии с задачами речевого развития, согласно возрасту.

4.

 Понимание роли педагогов в речевом развитии дошкольников.

5.

Владение приёмами планирования и организации речевой деятельности дошкольников.

6.

Понимание и владение приёмами диагностики речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Тематический контроль по теме: "Развитие связной монологической речи посредством наглядного моделирования в группах старшего дошкольного возраста"

Тематический контроль по теме: "Развитие связной монологической речи посредством  наглядного моделирования в группах старшего дошкольного возраста" (план, карты контроля, аналитическая справка об...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»

СценарийПедагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»...

Педагогические условия формирования связной речи у дошкольников посредством игр

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время вопросы развития речи находятся в центре внимания у всех участников педагогического процесса, что связанно с необходимостью создани...

Анкета для родителей на тему: "Формирование связной речи у дошкольников".

анкетирование родителей на выявление проблем у детей дошкольного возраста по развитию речи...