Коммуникативная компетентность педагогов.
статья

Ирина Георгиевна Поскотинова

Коммуникативная компетентность, а именно способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми,  является базовой для педагога. От этого зависят благоприятный морально-психологический климат, эффективность общения, удовлетворенность педагога своим трудом и так далее. В данном материале предоставлены некоторые правила и упражнения, выполнение которых помогает педагогу стать более компетентным в коммуникативной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kompetentnost_pedagogov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.

Базовой компетентностью педагога является коммуникативная компетентность, то есть способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. По мнению многих исследователей, это сердцевина профессионализма педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, эффективность общения, удовлетворенность педагога своим трудом и т.д.

Существуют правила, выполнение которых помогает  стать более компетентным в коммуникативной сфере:

  1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  2. Постоянная готовность к пониманию. Наличие большого количества личностных барьеров часто приводит к неполному или неточному пониманию сообщений.
  3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных выражений и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  4. Контроль за невербальными сигналами, то есть за мимикой, жестами, интонацией, позой.
  5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения моет быть неправильной. Это предостерегает от ошибок.
  6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает  в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  7. Открытость, то есть готовность к пересмотру своей очки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств.
  8. Обратная связь. Она обеспечивает достижение главной цели общения – взаимопонимания.

Практическая часть.

А сейчас  предлагаю вам несколько игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности.

  1. Игра-разминка «Поменяйтесь местами». Предлагаю поменяться местами всем, кто любит яблоки, любит разгадывать кроссворды, читает на ночь, работает педагогом более 10 лет, мечтал быть педагогом с детства, хочет в отпуск.

Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Один из таких приемов – форма приветствия. Суть приема состоит  том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения и лучше несколько раз.

  1. Упражнение «Шушаника Минична».

Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на своей карточке. Например:  Шушаника Минична. (Имена и отчества должны быть сложно произносимыми). В ответ первый участник должен ответить двумя любыми фразами, при этом обязательно повторить услышанное имя.  Например: «Очень приятно, Шушаника Минична. Какое у вас красивое имя, Шушаника Минична». После этого «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева и так далее, пока не дойдет до первого участника.

  1. Упражнение «Я-высказвание» и «Ты-высказывание»

Умение говорить является очень важным. Каждый день мы сталкиваемся  с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со сторон другого человека, особенно если указываем ему, что он должен делать, а чего не должен. Чтобы избежать защитной реакции, в разговоре лучше использовать схему Я-высказывания.

Задание: Участники делятся на две группы. Предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний. В каждой ситуации нужно составить «Я-высказывание» и «Ты-высказывание». Затем сравнить их и выказать свое мнение, какое более эффективно.

Ситуации:

  1. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас», и продолжает заниматься своими делами.
  2. У ребенка в дневнике очередное замечание о плохом поведении.
  3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.
  4. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье, беспорядок вокруг.

4.Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать, насколько важно внимательно слушать собеседника; показать, насколько может меняться информация.

Задание: Пять добровольцев выходят за дверь. Затем, по приглашению психолога по оному входят. Каждому дается инструкция: «Представьте себе, о вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

Телефонограмма

Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в управлении образования, так как договаривается о получении нового импортного оборудования ля детского сада, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17.00 – началу педсовета, но если он не успеет, о надо передать методисту, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старших группах на понедельник и вторник, выделив в нем дополнительно время для встречи с родителями, которые будут принимать участие вместе с детьми.

Схема   Я-высказывания

СОБЫТИЕ  - «Когда…» (описание нежелательной ситуации).

НАША РЕАКЦИЯ – «Я чувствую…» (описание своих чувств).

ПРЕПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – « Мне хотелось бы, чтобы…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...

Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...