Методическая разработка проекта в средней группе на тему:"Народная игрушка"
методическая разработка (средняя группа)

Пардаева Наталья Николаевна
Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Задачи: Социально – коммуникативное развитие: Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др., с разными видами декоративно – прикладного искусства. Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) Речевое развитие: Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей. Формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации Познавательное развитие: Продолжать работу по формированию интереса к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта Учить использовать эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, размер, вес и т. д.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал); учить осуществлять анализ объектов: выделять целое, затем его части, детали и их пространственное расположение. Художественно – эстетическое развитие: Развитие продуктивной изобразительной деятельности детей. Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек; формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; учить выделять элементы городецкой росписи. Совершенствовать умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с художественным образом. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Физическое развитие: Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы. Актуальность проекта: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Формы реализации: Беседы; Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки; Творческая и продуктивная деятельность; Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея; Взаимодействие с музыкальным руководителем; Чтение художественной литературы; Дидактические и конструктивные игры; Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий Оснащение предметно - развивающей среды; Работа с родителями. Продукты реализации: Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка» Оформление в группе игротеки «Народная игрушка», картотеки народных игр Изготовление кукол, игрушек для сюжетно – ролевых и народных игр ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки» Презентация проекта; Предполагаемый результат: - Знание разнообразных видов народных игрушек и народного фольклора; - Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой; - Устойчивое желание играть с народной игрушкой План реализации: ЭТАП: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Целеполагание Подготовка необходимого материала для реализации проекта; Анкетирование детей на тему: «Зачем нужны игрушки и как с ними играть?» Беседа «Какие народные игрушки ты знаешь?» 2. Введение в проект Предложить принести в группу свои любимые игрушки. Оценивание: Д/И «Назови любимую игрушку» (с помощью наводящих вопросов, объяснить почему именно эта игрушка любимая) Вызвать у детей желание познакомиться с разными народными игрушками, видами народного искусства, играть в хороводные и народные игры; Создание «Волшебного сундучка» с народными игрушками и предметами русского фольклора. 3. Работа с родителями Анкетирование родителей на тему: «Игры и игрушки, в которые ребенок играет дома»; Участие родителей в музыкальном вечере развлечений. Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников», «Народная игрушка как средство духовно – нравственного развития ребенка» Оказать помощь в создании мини – музея «Народно – прикладного искусства» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку», «Как сделать куклу» Составь маршруты выходного дня с посещением Этнографического музея. 4. Реализация (обучающая деятельность) Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем», «Мы пришли в гости» Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций предметов народных промыслов, игрушек. Дидактические игры: «Составь узор», «Разрезные картинки разных игрушек», «Матрешки», «Домик для моей игрушки», «Какая по счету», «Подарки»; «Поигрй –ка: мир народного творчества» Познавательные беседы: «Зачем игрушки нам нужны?», «Глиняная, деревянная, тряпичная игрушки»; «Кто делает игрушки?», «Веселые матрешки»; «Город мастеров»; «Праздник Светлой Пасхи», «Дымковские игрушки», «Вгостях у мастеров Городца». Экспериментально – исследовательская деятельность: опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (тяжёлая - лёгкая, холодная –тёплая, игра «В гости к сороке» Конструктивная деятельность: используя схемы и образцы построек и игрушки для обыгрывания «Домик для матрешек», «2 барашка на мосту», «Мишка в лодке» Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Как можно помочь другу» Слушание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; потешки, поговорки Слушание рассказов и сказок: «У слоненка день рождения» Д. Самойлов, «Гуси-лебеди» рус. нар. сказка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рус. нар. сказка, «Лиса – лапотница», рус. нар. сказка, чтение любимых сказок по желанию детей, «Театр народной игрушки»: «Теремок из матрешки», «Репка из матрешки», «Маша и медведь» (Маша – тряпичная кукла, Медведь – глиняная погремушка, «Мужик и медведь» (подвижные картонные игрушки-дергунчики) и др. Словесные игры «Придумай концовку сказки», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи»; «Опиши любимую игрушку», «Придумай историю о твоей игрушке», отгадывание загадок, разучивание стихов и отрывков из сказок для драматизации и театрализованной деятельности; Провести игры и упражнения на воображение, на развитие эмоций, мимики, интонации, жестов: «Изобрази игрушку», «Грустный и веселый», «Как матрешку рассмешить» и т. д. Дыхательная гимнастика «Трубач», «Уточка», «Дуем, задуваем» Мультимедийная викторина «Угадай игрушки»; Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Хороводная игра «В небе жаворонок пел». Пляска «Мы матрёшки», «Оркестр народных игрушек» Подвижные игры: с мячиком на резинке, свистульками; соревнования с волчками; «Оркестр народных игрушек»: свистульки, погремушки, дудки, ложки, трещотки. 5. Реализация проекта (продуктивная деятельность) Художественное творчество: рисование «Матрешки», «Дымковская барышня», «Украсим тарелочку», «Моя любимая игрушка»; лепка: «Уточка- свистулька», «Дымковский конь»; аппликация: «Пасхальные яйца», «Украсим платочек или шарфик для любимой игрушки» «Мастерская» самодельных игрушек: трафареты и шаблоны, выкройки, схемы, рисунки и др. для изготовления свистулек, тряпичных кукол, игрушек из соломы и др. Изготовление игрушек для игр и подарка малышам. Создание книжки – самоделки «Игрушки» Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»; Оформление копилки рисунков и иллюстраций о любимых игрушках. Конструирование из бумаги героев из любимых сказок. 6. Итоги ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки». Показ презентации и игра с использованием ИКТ «Декоративно – прикладное искусство» Подвести детей к пониманию народной культуры и любви к своей Родине. Выставка творческих работ по теме «Такие бывают игрушки» Презентация проекта; 7. Определение задач для новых проектов Продолжать воспитание нравственно – патриотических чувств у детей; Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим; Продолжать собирать и обновлять экспонаты мини – музея «Народно – прикладного искусства» Заключение: Выбор темы реализуемого основан на возрастных особенностях детей средней группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления. По окончанию реализации данного проекта дети познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства, научились подбирать цвета и краски для создания фольклорного узора. На примере героев любимых сказок провели сравнения с жизненными ситуациями в нашей группе, дали им оценку и предложили варианты решения проблемных ситуаций. Дети познакомились и охотно играют в народные подвижные игры, узнали новые потешки, колыбельные, познакомились с поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon narodnaya_igrushka.pdf51.38 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме "Во саду ли, в огороде"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в средней группе по теме "Овощи- Фрукты"Цель: Развитие познавательной и экспериментальной деятельности детей.  ...

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!»+

Задачи:1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.2.  Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.3.  Спосо...

Методическая разработка: проект в средней группе "Кто создает скульптуры животных?"

Описание проектной деятельности в средней группе по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

Методическая разработка для детей средних групп на тему: "Воспитаем пешехода!"

    Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чём проблема?4-х летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!?- а мама бежит с...

Викторина с родителями старшей и средней групп по теме «Народная игрушка»

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек...

Методическая разработка для воспитателей старшей группы по теме «Народные промыслы России»

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять характерные особенности изделий различных народ...