Как рассказывать сказку детям. Консультация для родителей.
статья (младшая группа)

Москвичева Екатерина Сергеевна

 

Как рассказывать сказку детям

Консультация для родителей

(по материалам Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»

Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003 г.)

Прежде всего, перед нами стоит задача, как выбрать сказку для рассказывания. Когда мы говорим о рассказывании сказки, то имеем в виду только народные произведения, которые создавались для устного исполнения, т.е. «сказывались». Авторские сказки, как литературное произведение, детям читаются.

Народные сказки делятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, докучные, авантюрно-новеллистические.

Сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям. Остальные сказки требуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.

Прежде всего, сказка должна соответствовать возрасту детей, быть не большой по объёму, интересной по содержанию, яркой.

Как же рассказывать сказки?

Для рассказывания сказки необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз её осмысленно прочитать. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом соблюдать меру. Взрослый, рассказывающий сказку, должен быть весёлый, обязательным рассказчиком, умеющим расположить к себе слушателей, заинтересовать их. Он должен владеть аудиторией, даже если его «аудитория» - собственный ребёнок.

Рассказчику необходимо пользоваться атрибутами сказки: присказкой, концовкой, сказочными формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не наскучить слушателям. Сказку лучше начинать с присказки. Надо отметить, никогда не связана с содержанием сказки. Она нужна, чтобы привлечь внимание слушателей, ввести их в волшебный, сказочный мир. «Без присказки сказка, что без полозьев салазки».

Примеры присказок: «Было это там, где и не было, за морем аккурат, да ещё три шага назад…», «В старые годы, когда реки текли молоком и мёдом, Волк пасся с Овцой, Курица к Лисе в гости ходила, жили-были…», «А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну, тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, а я за ними на молодом коне скакала да в мешок эти сказки собирала…»

Что касается концовок, то она подводит иные сказки. Она может быть простой: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «Стали жить поживать, да добра наживать», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Но есть и другие концовки, когда-то очень давно существовала профессия «сказочник» и за свой труд он получал вознаграждение. Были сложены концовки, где  «сказочник» даёт понять слушателям, что он отел бы получить за свой труд или что  с помощью концовки он заканчивает рассказывать сказку. Например: «Вот вам сказка, а мне кринка масла», «Вот и сказочке конец, а мне мёду корец», «Вот и сказка вся, а мне больше сказать нельзя».

И, конечно же, любая сказка не обходится без постоянных сказочных формул: долго ли коротко, стали они жить поживать, красна девица, добрый молодец, что ни в сказке сказать, ни пером описать  и т.д.

И присказками, и концовками, и сказочными формулами надо умело пользоваться, чтобы заинтересовать слушателей, вырабатывать интерес к сказке.

Очень большое значение в рассказывании сказки имеет интонация, игра голосом. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником событий.

Надо стараться передать характер героев. В сказках о животных, например, звери имеют определённый один признак или особенность характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Задача рассказчика – передать голосом, мимикой, жестами и хитрость лисы, и лесть, и кокетство; глупость и жадность волка и т.д. Чтобы представить себе характер героя, нужно понять действие, которое он совершает и ради чего он это делает.

Сказки – прекрасное средство  речевого развития детей, начиная с самого раннего возраста. Чем чаще дети слушают сказки и драматизируют их, тем лучше и быстрее развивается их фонематический слух, тем лучше и быстрее они начинают произносить звуки. Благодаря сказке у детей всех возрастов обогащается словарный запас, формируется правильный грамматический строй речи. Сказка помогает развивать память, внимание, воображение, что способствует развитию связной речи (диалогическая и монологическая).

Сказка развивает руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Поэтому очень хорошо завести читательский дневник. Мы завели его. Это папка, в которой собираются детские творческие работы по сказкам  за весь год: рисунки, аппликации, коллажи, детские книжки-самоделки и т.д. Дети в течение всего года могут рассматривать, читать, листать, дополнять этот читательский дневник. Свои маленькие сказки и рассказы со своими рисунками, дети читают и показывают в конце учебного года в младших группах.

Путешествие в страну сказок связано с преодолением некоторых трудностей. Добрым помощником в этом путешествии будет словарик, который можно завести с детьми. Этот словарик старых и непонятных слов, которые встречаются в сказках.

Итак, счастливого пути по чудесному, волшебному миру сказок!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики помогают рассказывать сказку» (В гостях у сказки «Колобок»)

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлении с окружающим...

Советы родителям "Зачем детям нужно рассказывать сказки"

Запомните, что дети – это ваша дальнейшая жизнь, а жизнь – это движение....

Практикум для родителей «О чем рассказывает сказка»

Практикум для родителей группы «О чем рассказывает сказка»...

Наши пальчики помогают рассказывать сказку (В гостях у сказки «Уш чуул эртемниг оол»)

                                  Конспект  занятия по развитию речи...

Консультация для родителей "Как нужно читать и рассказывать сказки детям"

Материал для родителей дошкольников о том, как правильно читать и рассказывать сказки детям дома...