РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
статья

Лариса Владимировна Гришан

Учебный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3_rpps.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  № 3

РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ  СРЕДА

ПО  ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ

Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.

Рассмотрим все компоненты более подробно.

 Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.  Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

 Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей пятого года жизни и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лет о в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

 В  уголке  книги  подобраны  различные  произведения  познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

 Большое  значение в экологическом  воспитании  дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие), дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).

 Оформление группового пространства способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. В процессе оформления принимали участие педагоги (стенд «Я пришёл», аппликативные композиции природного содержания), родители (коврик в игровом уголке, настенные композиции) и, конечно же, сами воспитанники (декоративные элементы оформления).

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

 Например, принимая участие в конкурсе «Царство зимушки-зимы» родители нашей группы изготовили на групповом участке вот такие ледяные фигуры, изображающие экзотических животных (черепаха, крокодил, змея), а для участия в акции «Птичья столовая» были изготовлены кормушки для птиц.

В летний период с участием родителей на участке были оформлены следующие природные зоны: «Уголок леса», «Сельское подворье»,  «Искусственный водоём».

Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.

В перспективе мы планируем и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.

 В заключение хотелось бы сказать следующее. Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно-ориентированного и вариативного  подхода  к  детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать  Человеком.