Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.
консультация (младшая группа)

Кирсанова Пелагея Ивановна

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств:  у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить их одинаковость и неодинаковость.

При этом он может ещё и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу ( к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.

На основе восприятия цвета формируется и соответствующие представления о нём. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности(изобразительной, трудовой), в игре но использовать его как сигнал к действию в быту( например: понимать сигнал светофора).

Подбирая дидактический материал, стремлюсь к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным ярким должен быть и оранжевый, и жёлтый, и синий, и фиолетовый.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

В моей группе двух - трёхлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. Согласно программе ребятишки данного возраста должны различать шесть основных цветов, отбирая несколько одинаковых предметов по предложению взрослого.

Мною были проведены консультации по темам:

1.Система занятий и планирование работы.

2.Самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с цветом.

3.Работа с родителями по этой проблеме.

Привлекая родителей, совместно с ними я приготовили дидактические игры:

1.«Радуга»

2.«Найди бабочке свой цветок»

3.«Поставь машину в свой гараж»

4.«Спрячь колобка от лисы»

5.«Каждой полянке свой цветок»

6.«Собери цветок» и другие.

Учитывая разную степень подготовки детей, я начала с того, что учила их находить предмет по образу ( предъявленному воспитателем.) или по такому же предмету.

Занятия я проводила по подгруппам. На первом занятии дала каждому ребёнку коробку с красными и синими шариками и предложила рассмотреть их. Затем сама показала красный шарик, малыши должны были показать такой же, не называя цвета. Конечно дети показывали и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному  и  таким образом добивалась от каждого ребёнка, чтобы он показал именно красный шарик. По такому образу я провела целый ряд занятий. Например, «Постройка башенки из кубиков». «Грибочки, кружочки по местам».               « Разложи карандаши в стаканчики по образцу». Чтобы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась уже другими дидактическими материалами ( цвет одежды, предметы в группе.)

Большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Такие повседневные упражнения дают результаты. Дети которые затрудняются  в различии цвета стали более чётко различать их. Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приёму- показу предмета с называнием цвета, однако первый приём( показ по образцу) продолжаю использовать. Знакомлю детей с названием цвета в следующем порядке: красный - синий, синий - жёлтый, жёлтый - зелёный. И всегда беру предметы двух цветов, чтобы дети могли выбрать нужный цвет путём сравнения и прикладывания одного предмета к другому.

Учебный год близится к концу и я уже вижу результат своей работы,  из 22 детей, 10 детей различают и называют шесть основных цветов. Пришлось поработать и родителями. В группе провела с родителями  консультацию на тему: «Как учить детей различать и называть основные цвета.» В индивидуальной беседе родители выяснили те вопросы, которые вызывали у них затруднения. Работа по ознакомлению детей с цветами очень интересна, поэтому следующим этапом моей деятельности будет ознакомление детей не только с шестью основными цветами, но и с цветами спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета

 Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восп...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета

Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

   Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...