Доклад к семинару: « Современные технологии эффективной социализации».
методическая разработка (подготовительная группа)

Анциферова Елена Геннадьевна

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к семинару:

« Современные технологии эффективной социализации».

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В  общении со сверстниками  он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

  Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.

Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду такую новую технология как «Клубный час».

«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.

Проведению каждого Клубного часа предшествовала большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждались о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие, раскрывались его задачи и цели, описывалось то, каким образом будет обеспечиваться безопасность детей во время его проведения. Также родителям предлагалось проводить «мастер-классы» или предлагать тематику клубных часов, и некоторые из них воспользовались этой возможностью.

Воспитатели и специалисты предварительно также обсуждали и определяли тематику и вид Клубного часа. Педагоги могли выбирать среди трех видов:

«Свободный»  К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Клубные часы проводились еженедельно по пятницам, по продолжительности занимая не менее одного часа, так как в противном случае дети не успели бы приобрести необходимый жизненный опыт. В каждой группе были выработаны и приняты детьми определенные правила

поведения во время Клубного часа, за нарушение каждого из которых дети лишались одного из трех кружочков. Правила были следующими:

• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

• Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

• Говори спокойно.

• Ходи спокойно.

• Возвращайся в группу по сигналу колокольчика.

• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться

в нее, если устал.

Непосредственно перед проведением каждого К.Ч. дети повторяли правила. Затем давалась инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К.Ч. проводились круги рефлексии, на которых воспитатель следил за тем, чтобы дети не перебивали друг друга, говорили по очереди. Воспитатели расспрашивали детей о том, где побывал каждый из них, что ему запомнилось, хотел бы ребенок еще раз попасть туда, удалось ли соблюдать правила поведения, и если нет, что помешало и что может помочь.

Именно в кругах рефлексии и в момент конфликтов между детьми, воспитатели получали возможность реализовать технологию Развивающего общения, которое предполагает внимательное слушание взрослым ребенка, принятие его чувств, признание права ребенка на свои чувства и обсуждение границ дозволенного при безусловном взаимном уважении и доверии

между ребенком и воспитателем. С помощью рефлексии и в доверительном общении со взрослым дети осмысливали свой опыт, делали выводы и корректировали собственное поведение.

Помимо описанных выше методов невероятно востребованным среди детей оказался Волшебный телефон. Для реализации данной технологии было выбрано укромное место и красиво задекорированный телефон, по которому ребенок мог позвонить персонажу из сказки или мультфильма. По телефону отвечал психолог из роли того персонажа, которого выбирал сам ребенок. Для определения наиболее популярных детских героев специалистами были проведены опросы среди детей и родителей, а также знакомство с данным видео – и печатным материалом.

В течение месяца по Волшебному телефону было зафиксировано 56 звонков. Данная технология помогла не только снизить уровень тревожности и стресса у детей, она также позволила выявить детей группы риска, с которыми в дальнейшем проводилась коррекционная работа.

3. Результатами проведения комплексной программы социализации стало следующее:

1) повысилась посещаемость детского сада (в день проведения КЧ посещаемость составляет 95%);

2) несмотря на нарушение правил детьми на первых этапах, в целом повысился уровень дисциплины в группах;

3) понизилась агрессивность и конфликтность среди детей;

4) в следствии разновозрастного общения дети стали более дружелюбными, открытыми и уверенными в себе (открыто сообщают о своих потребностях не только воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада);

5) коллектив стал более сплоченным и организованным;

6) в несколько раз увеличилась инициативность и творческая активность педагогов;

7) наблюдаются хорошие результаты в формировании основных социальных навыков;

Особенно радует реакция некоторых родителей: «Неужели такое возможно в обычном  детском саду?!» Обсуждаются такие вопросы:

—    Где ребёнок был?

—    Что тебе запомнилось?

—    Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

—    Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет,  то почему?

—    Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

—    соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

—    какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.

«Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.

Все эти факторы, которые стали для педагогов в процессе работы по инновационной площадке, стали основными мотивационными стимулами для того, чтобы повышение квалификации можно было проводить наиболее эффективно в процессе работы, освоения инновации.

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает

сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным.

«Рефлексия» от лат. - «обращение назад, на себя» - это особая активность

человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний

самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу

жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает

основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к

различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других

детей и сотрудничать с ними. В основе каждого рефлексивного круга лежит

определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим

сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает

эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме.

Занятия программы «Рефлексивный круг» построены на основе

событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те

или иные события, а получаемая информация приобретает для них

личностную окраску. Мы работаем с детьми среднего возраста.

Дети долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении.

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, чем быстрее они привыкнут друг к другу, тем меньше будет конфликтов и разногласий. Чтобы быстрее сплотить коллектив, мы стали проводить «Рефлексивный круг».

«Ежедневный рефлексивный круг» проводиться каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение

занимает не более 10 минут. Если того требуют обстоятельства, например в

группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может

проводиться еще раз сразу после происшествия.

Для того, чтобы обсуждение прошло эффективно, создаем

определенный психологический настрой: включаем медитативную музыку

(одну и ту же на определенный период времени); ставим в центр круга

символ (сказочный мишка), которого дети передают друг другу во время

ответов на вопросы; садятся на свои коврики. Круг, образованный детьми,

находиться всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца

привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия

воспитателя пользуются технологией для обсуждения своих проблем.

Каждый новый день у нас начинается с круга общения. Этот круг дает

возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к

руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Круг общения помогает

нам узнать, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, а ребенку

настроиться на дальнейшие игры и общение.

Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга»

можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем

заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы

думаете, кого мы можем назвать добрым, заботливым?», «Почему надо

соблюдать правила поведения в группе?» и т.д.

Перед проведением «Кругов» ставиться цель, например: «Круги

рефлексии» на тему «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои добрые

поступки» направлены на формирование у детей представления о добре и

зле; нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание

таких качеств личности, как щедрость, честность, справедливость; чувство

взаимопомощи.

При проведении «Рефлексивного круга» на тему «Я люблю свою семью

за….» целью было воспитание в детях любви, ласкового и чуткого

отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности.

В группе часто задаются вопросы на тему «дружба», которые призваны

формировать у детей понятия «друг», «дружба». Умение видеть, понимать,

оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.

В результате проделанной работы в группе появились свои правила,

которые дети соблюдают. Дети умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми; умеют вести диалог; внимательно слушают друг друга и понимают.

Дети усвоили социальные нормы, характерны их возраста. Они не

остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают

участие в жизни группы.  Дети могут понять причины проявления

положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться

в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.

Данная работа проходит по следующим направлениям:

  • Акции
  • Проектная деятельность
  • Семинары с элементами тренинга
  • Мастер - классы
  • Театральная деятельность
  • Музыкальные гостиные
  • Выставки
  • Ярмарки

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро», «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы».
2. Тетрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
4. Художественное творчество на тему: «Где живет доброта?» и организация выставки с целью рефлексии детей по «Ситуации месяца».

Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

  • в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
  • были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
  • у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
  • у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми;
  • многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
  • дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
  • педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.

 

Примеры вопросов

1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:

  • мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
  • я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
  • было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
  • можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
  • в эти дни были интересные занятия

 

2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:

  • в три года я ела сама;
  • нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
  • я вообще не плакал и не просился к маме

 

3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:

  • я думаю, нет, у нас тут весело;
  • я бы не пошел, там чужие воспитатели

 

4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:

  • ничего не умеют;
  • все делали, даже ели быстрее Пети;
  • они умеют петь песни и танцевать;
  • с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
  • не могут надеть перчатки и завязать шапку;
  • разбрасывают ботинки в раздевалке

 

5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:

  • я научила их играть в Дочки-матери;
  • я научил лепить из воска;
  • лепить снеговика

 

6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:

  • в снежки, в семью, в машинки;
  • в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить

 

7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:

  • да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
  • нет, потому что они отбирают игрушки;
  • нет, потому что плачут;
  • да мне нравиться быть старшей сестрой

 

8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:

  • да, с ними интересно играть;
  • нет, они плохо разговаривают

 

9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:

  • я просто не давал;
  • я прятала игрушку на шкаф;
  • я предлагал поменяться;
  • я всегда отдавала;
  • у меня никто ничего не просил

 

10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:

  • нет, потому что они просят игрушки;
  • нет, мне нравиться со старшими;
  • да, с ними интересно играть в семью;
  • нет, у меня дома уже есть младший брат;
  • да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка

 

11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:

  • это тот, кто трет ковры;
  • человек, который делает волны;
  • непослушный человек;
  • человек, который всем помогает

 

12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:

  • можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине

 

Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.

После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»

Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.

Были заданы следующие вопросы

 

Вопросы

да

нет

не знаю

1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»?

55%

30%

15%

2. Сбылись ли Ваши опасения?

30%

60%

10%

3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»?

45%

40%

15%

4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы?

70%

15%

15%

5. Были ли отрицательные моменты в данной работе?

38%

54%

8%

6. У родителей была положительная реакция на данную технологию?

52%

23%

25%

7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры»

80%

14%

6%

*В анкетировании приняли участие 15 педагогов

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию.

3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21

Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....

Внедрение современных технологий эффективной социализации ребёнка в дошкольном учреждении

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детсва - основная цель дошкольного учреждения....

Внедрение современных технологий эффективной социализации ребёнка в дошкольном учереждении

Презентация. Технология клубный час - средство развития саморегуляции поведения дошкольников....

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Презентация к публикации "Использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования"

Презентация использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования...

Презентация к "Семинар - практикуму по теме: "Современные технологии эффективной социализации дошкольников"

Презентация к "Семинар - практикуму по теме: "Современные технологии эффективной социализации дошкольников"...