Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Югорка». Отчет о реализации программы: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
методическая разработка (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Югорка»
Отчет о реализации программы:
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grno_9_otchet_istoki.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Югорка»
Отчет о реализации программы:
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Воспитатели: Кузнецова Н.В.
Хаирова И.А.
г. Мегион,2018г.
Группа «В» компенсирующей направленности для детей с ТНР от 4 до 5лет.
Участники: Воспитатели: Кузнецова Н.В., Хаирова И.А
Младший воспитатель: Клысова Ю. В.
Дети: списочный состав группы - 10 человек, из них 3 девочки, 7 мальчиков.
Родители.
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует духовно-нравственному развитию личности дошкольников.
С октября 2018 в нашей группе реализуется программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки»), содержанием которой является: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.
В среднем возрасте (4-5 лет) работа по программе «Истоки» строится на основе 4 рабочих книг: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарственное слово», в них так же собран авторами программы фольклорный материал к 9 темам занятий:
- «Дружная семья»;
- «Домашнее тепло»;
- «Дороги добра»;
- «Сказочный лес»;
- «Добрая забота»;
- «Праведный труд»;
- «Любимая сказка»;
- «Благодарное слово»;
- «Светлый праздник».
Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, проведен семинар - практикум старшим воспитателем Козициной С.А. по теме: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.
В нашей группе в рамках программы «Социокультурные истоки» оборудована театрализованная зона с различными видами театров, уголок ряженья. В группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, альбомы потешек, иллюстрации, картотеки считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группе имеются куклы народов мира в национальных нарядах.
Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение, так как многие темы недели отражают работу по программе «Истоки». На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр, проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия с детьми. Так же работа по программе «Истоки» осуществляется через различные виды деятельности в режимных моментах: знакомство с фольклорными произведениями-потешки во время умывания, пословицы о любви к матери, семье, о труде на занятиях. Знакомство с народными и хороводными играми и подвижными играми: чтение книг, слушание аудиозаписей перед сном; обучение рассказыванию сказок с использованием ТРИЗ (мнемотаблицы по мотивам сказок: «Что сначала, что потом»)
Одним из любимых занятий в группе является театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра.
У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца. Первое итоговое занятие прошло по теме: «Домашнее тепло»: совместно с родителями дети изготовили альбомы: «Моя семья», дети периодически пролистывают эти альбомы, рассказывают про свою семью и о членах семьи, кого как зовут, кто кому кем приходится, кто кем работает.
Разучили пальчиковую игру: «Семья». Показали презентацию: «Моя любимая мамочка и я». В рамках тематической недели провели праздник: «День матери», заранее с детьми приготовили поделки для мам. Создали фотоколлаж: «Моя дружная семья».
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание - началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. Провели с родителями беседы по ознакомлению с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.
Подготовили консультации и оформили папку для родителей: «Дорогою добра» по темам:
- «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»,
- «Социокультурная программа «Истоки».
- «Семья и духовно-нравственное воспитание дошкольников»,
- «Воспитание на социокультурном опыте»,
- «Знакомство с Русскими фольклорными традициями»,
- «В дом входит доброта», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»,
- «Русская мудрость в воспитании», «Воспитание добротой»,
- «Роль родителей в возрождении русских традиций», «особенности народной педагогике в воспитании дошкольников».
Проведено мероприятие, совместно с родителями: «Ярмарка». Хотелось бы отметить, что такие совместные развлечения очень сближают родителей и детей.
Воспитатель Кузнецова Н.В. ведет работу по теме самообразования: «Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора».
Цель: Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.
На начало года совместно с родителями изготовлены картотеки потешек, загадок, считалок; разработаны памятки и консультации по теме самообразования.
В течение года планируется следующая работа: оформление театра по потешкам, подбор художественной литературы, Разучивание с детьми песенок, считалок, потешек, частушек.
Вывод:
Исходя из проделанной работы, мы считаем, что действенным результатом совместной работы детского сада и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематического альбома по теме: «Моя семья».
Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.
На данный момент можем отметить то, что многие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Некоторые дети нашей группы имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.
В конце учебного года планируем провести анкетирование родителей с целью узнать, как внедрение программы повлияло на ситуацию в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Планируем и в дальнейшем продолжать работу с детьми по разучиванию колыбельных песен, потешек и т.д. Формировать представления о праздниках: Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.
Системное и грамотное освоение педагогами программы: «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.
Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена одна общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. Планируем продолжать работу по созданию тематических альбомов («Любимая книга моего ребенка» и др).
Планируем реализовать проект совместный с родителями: «Мой город Мегион»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности...
Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И.
Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И....
План мероприятий по реализации программы опорной площадки «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ» на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комб
План мероприятий по реализации программы опорной площадки«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»на базе муниципального авто...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОС...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...