Статья на тему "Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников"
статья (младшая группа)

Андрийчук Светлана Александровна

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрийчук С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 33 Невского района

Санкт-Петербурга

Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

Сложившаяся система детско-родительских отношений являлась предметом исследования таких авторов, как Дружинин В. Н., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Овчарова Р. В., Сатир В. и др.

Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и другие. В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С.Спиваковской и Н.Я.Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности. Перечислим ряд доводов: во - первых, наличие эмоционального общения на ранних этапах развития приводит к существенным качественным показателям в становлении его личности; во - вторых, внутренне субъективное отношение ребёнка к окружающей действительности определяет его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и формирование  человека как личности.

В связи с этим указывается на необходимость формирования личности  с дошкольного возраста. Как подчеркивает А.В. Запорожец, воспитание на этой основе социальных чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

С.А. Шмаков  выделяет ряд признаков семейных традиций:  

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.

2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему. 

3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и ложных традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребёнка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, весёлыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребёнка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребёнок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребёнка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребёнка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между её членами особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания.

Творчество, являясь базовым для личности культуроформирующим фактором, играет немаловажную роль в сохранении и продолжении национальных, краевых и семейных традиций. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение его к промыслам родного края способствует более быстрому развитию мышления, появлению гуманистического восприятия действительности.

Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Празднование Рождества, Масленицы, Пасхи – любимые народные и семейные праздники. Во всех праздниках очень важна совместность действий детей и взрослых. Это выражается в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника. Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

Развитие живого творчества во многом зависит от условий труда, жизни и быта. Усталость от работы и нерешенность бытовых проблем порождают желание пассивного отдыха. Конечно, и в средневековье, в период расцвета фольклорных форм творчества человек уставал от работы, но тогда отсутствовали и те "соблазны", которые обеспечила техническая эпоха. Сегодня, когда можно приобрести необходимые предметы быта, процесс потребления материальных и духовных ценностей все же вытесняет активное творчество. Особенно это касается искусства, где все большее распространение находит потребление даже не российских, а западных образцов массовой культуры. В связи с этим проблема возрождения, сохранения и развития народной культуры не может решаться спонтанно и требует особых условий. В этом плане можно рассчитывать на жителей сельской местности, где лучше сохранился народный быт, но и село кое-где все больше становится похожим на город: забываются традиционные ремесла, обряды и обычаи. Что же касается города, то в нем жизнь и быт отошли от традиционных истоков, хотя сегодня именно в городе ведутся работы по возрождению забытых на селе народных ремесел. Что же касается самого явления традиционного художественного творчества, то оно несет в себе черты синкретичности, обусловленной объединением разных видов творчества в празднично-обрядовых формах и тесной связи их с бытом.

Трудно представить себе традиционный свадебный обряд без народной песни, танца, игр и забав, без декоративных украшений одежды, жилища и других элементов. Однако сегодня едва ли можно обнаружить хотя бы один календарный праздник или семейно-бытовой обряд, сохранившийся полностью. Присутствуют лишь отдельные элементы, чаще всего именно художественные, либо мы наблюдаем эти праздники и обряды в сценическом, постановочном, театрализованном воплощении и в так называемых вторичных формах, которые существуют благодаря усилиям организаторов художественной самодеятельности и артистов, которых поддерживает спонтанная активность масс.

Субъекты художественного творчества отмечают ухудшение возможностей принимать участие в коллективных формах творчества, стало труднее находить одобрение, поддержку, добиваться признания, демонстрировать творческие результаты. В особенности это связано с плохим финансированием, с отсутствием необходимой материальной базы; имеют место черствость и равнодушие местных руководителей, слабая пропаганда традиций народной культуры в условиях экспансии западной массовой культуры.

Однако, несмотря на неблагоприятные факторы можно отметить, что в целом за последние несколько лет люди стали больше интересоваться традиционной народной культурой и заниматься народным художественным творчеством. Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. В какой-то степени развитие народного художественного творчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как в целом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась, следует добавить отрицательное воздействие на традиционные виды народного творчества научно-технического прогресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка»

У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции....

Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка

Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания....

Роль семейных традиций в формировании личности дошкольника

laquo;Нет картины более прелестной, чем картина семьи; но недостаток одной черты портит все остальные»                        ...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"

В материале представлен доклад на тему: "Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка". В нем акцентируется внимание на значимость семейных традиций в развитии личности ре...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...

Консультация для родителей на тему: " Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"

Консультация для родителей на тему:" Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка"...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...