ДОКЛАД на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
консультация

Наталья Александровна Белова

ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Подготовила воспитатель Белова Н.А.

Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного  образования.

Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.

В качестве методов и приемов обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются:

Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у детей всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, формирует навыки личной безопасности.

Сравнение. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

 Метод моделирования ситуаций - моделирование таких ситуаций: «дым в группе, дым из соседнего дома,   что ты будешь делать?», «подай ножницы правильно». Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказывать  о том, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Объяснительно - иллюстративный: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные метод передачи детям систематизированного опыта. При помощи их  за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый  из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать  следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации  путём действий по предложенному образцу.

Придумывание сказок на разные темы, сочинение историй.

Игровой метод: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.    

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

По разным разделам используются  различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

        Метод проектов. Он актуален и очень эффективен.

        ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

В работе с детьми можно использовать разнообразные эффективные формы работы:

  • комплексные занятия;
  • беседы
  • экскурсии (по ДОУ, по территории сада, за пределы участка);
  • целевые прогулки;
  • чтение художественной литературы;
  • развлечения, досуги, викторины;
  • выполнение поручений;
  • эксперименты и опыты;
  • «минутки безопасности» на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности;
  • ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием  понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).
  • Чтение художественной литературы (стихи, рассказы и сказки), где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности.  Вовлекаю детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их).

Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в свободную деятельность  (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения).

  • Работа с родителями. В информационных уголках размещаются консультации, памятки и буклеты, папки – передвижки. Проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации по вопросам родителей.  

    Систематическая работа с детьми по формированию навыков личной безопасности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей всегда даёт положительный результат.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Подготовила воспитатель Белова Н.А.

Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного  образования.

Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.

В качестве методов и приемов обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются:

Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у детей всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, формирует навыки личной безопасности.

Сравнение. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

 Метод моделирования ситуаций - моделирование таких ситуаций: «дым в группе, дым из соседнего дома,   что ты будешь делать?», «подай ножницы правильно». Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказывать  о том, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Объяснительно - иллюстративный: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные метод передачи детям систематизированного опыта. При помощи их  за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый  из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать  следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации  путём действий по предложенному образцу.

Придумывание сказок на разные темы, сочинение историй.

Игровой метод: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.    

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

По разным разделам используются  различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

        Метод проектов. Он актуален и очень эффективен.

        ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни.

В работе с детьми можно использовать разнообразные эффективные формы работы:

  • комплексные занятия;
  • беседы
  • экскурсии (по ДОУ, по территории сада, за пределы участка);
  • целевые прогулки;
  • чтение художественной литературы;
  • развлечения, досуги, викторины;
  • выполнение поручений;
  • эксперименты и опыты;
  • «минутки безопасности» на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности;
  • ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием  понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).
  • Чтение художественной литературы (стихи, рассказы и сказки), где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности.  Вовлекаю детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их).

Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в свободную деятельность  (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения).

  • Работа с родителями. В информационных уголках размещаются консультации, памятки и буклеты, папки – передвижки. Проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации по вопросам родителей.  

    Систематическая работа с детьми по формированию навыков личной безопасности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей всегда даёт положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

quot;Самое дорогое у человека - это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире и от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необход...

“Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов”

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов  "Самое дорогое у человека - это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он только д...

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов...

Сообщение на тему: «Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» (в том числе компьютерных технологий в сфере антитеррористической деятельности)

 Формирование у дошкольников культуры безопасности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых ...