Ритмодекламация в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Холодкова Татьяна Евгеньевна

Что такое ритмодекламация и как она помогает в работе с коррекционными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как называется то новое и интересное, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?http://luntiki.ru/uploads/images/1/7/8/3/179/c71f4a5f03.jpg

Этот новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется –ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым: «До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь».

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки (от старинных музыкальных произведений 15-16 вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и самобытных поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности.

Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

По отношению к музыке, ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и “извлекается” без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato. Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также мы успешно используем стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.

Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”. Но не менее интересны они в сопровождении шумовых и звуковысотных ударных.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Литература:

  1.  Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сб. статей под ред. Л.Баренбойма. – М., 1978.
  2. Т.Э.Тютюнникова. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999.
  3. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Акадел 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...