Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы и направлен на развитие познавательной активности - это является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-puteshestvie_v_stranu_znaniy.docx140.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

   

Конспект

 образовательной деятельности

«Путешествие в страну знаний»

  H:\шаблоны2\Untitled___1.jpg       

                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                         Андреева Г.И.

                                                                                                                   педагог-психолог

Цель: формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности при подготовке их к школьному обучению.

Задачи: 

Обучающая – создать благоприятную положительную мотивацию к обучению в школе.

Развивающая – развивать психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение, внимания), связную речь.

 Воспитательная – воспитывать самостоятельность и инициативу в игровой деятельности.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности:

- игровая деятельность (игровой момент, обыгрывание ситуации, развивающие игры и упражнения с использованием наглядных материалов);

- двигательная деятельность (динамическая пауза);

- познавательно – исследовательская деятельность (коллективное решение проблемной ситуации, работа с наглядным тематическим материалом);

- коммуникативная деятельность (отгадывание загадок, взаимодействие друг с другом, объединение усилий для достижения общего результата).

- восприятие художественной литературы.

Вид занятия: интегрированное развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (6 лет).

Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

     Методы и приемы организации:

     - объяснительно-иллюстративный метод (рассматривание, демонстрация наглядных средств; пояснение, словесные инструкции; похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха; вопросы, наводящие, побуждающие к мыслительной деятельности);

     - репродуктивный метод (повторение и уточнение, указание к действию, упражнения, воспроизведение известных действий по образцу);

   - игровой (создание игровой ситуации - появление «Буратино»);

     - практический метод (работа с раздаточным материалом, решение задач, игровые упражнения);

     - проблемно-поисковый метод (развивающие дидактические игры и упражнения, творческое использование готовых заданий);

     - эвристический метод (проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий).

Инновационные технологии:

- технология обучения здоровому образу жизни (игровые задания, формирующие умения и навыки - использование художественного слова - загадка; коммуникативные игры, дидактические игры, игровые развивающие, обучающие и творческие развивающие игры: «Волшебные шнурки», «Четвертый лишний», «Ухо-нос», «Разгадай кроссворд»);

-технология исследовательской деятельности (постановка и решение проблемы: игра «Как это можно использовать?»);

-  личностно - ориентированная технология (сотрудничество, совместная творческая деятельность, игра: «Волшебные шнурки»);

- технология сохранения и стимулирования здоровья (динамическая пауза –                   «По дорожке, по дорожке», физкультминутка – «Переменка», гимнастика пальчиковая «Наши пальчики»);

- коррекционная технология – песочная терапия (игра «Нарисуй предмет и дай ему название»).

Планируемый результат: создание положительного эмоционального настроя; проявление у детей интереса и активного участия к развивающим играм, заданиям и упражнениям; дети самостоятельно могут переносить новые практические знания, полученные на занятиях в свободную деятельность; преодоление у детей трудностей в освоении заданий; умение детьми анализировать полученный опыт на занятии.

Программное обеспечение: компьютерная презентация (задание «Разгадай кроссворд»), магнитофон (воспроизведение песни из детского юмористического киножурнала «Ералаш» (комп. А. Рыбников, стихи А. Хмелик).

Оборудование: столы и стулья, телевизор и ноутбук для демонстрации презентации, катушка ниток (пустая) – 4 шт., белый лист бумаги А4 – 3 листа, стаканчик из-под йогурта – 6 шт., маленький мячик,  ножницы – 3 шт., «ключи знаний» по количеству детей, игрушка Буратино,  цветные шнурки,  маленький столик, смайлики, три тарелочки (оранжевого, зеленного, синего цвета), накопитель для картинок, влажные салфетки для рук, мольберт, магнитная доска – 2 шт., магниты, клей, цветной песок, подносы по количеству детей,  сундучок, песня из детского юмористического киножурнала «Ералаш» (комп. А. Рыбников, стихи                   А. Хмелик)

      Предварительная работа. Беседа «Зачем надо учиться», рассматривание картин о школьной жизни, чтение стихов о школе: М. Садовского «Первое сентября», А. Барто «В первый класс», «В школу», «Я выросла», М. Бородицкого «Первоклассник»,  В. Берестов «У меня в портфеле», Т. Бокова «Учитель»,                      Б. Заходер «Перемена», Л.А.  Арсенова «Что такое школа?», «Звонки», Л. Демьянов «Здравствуй, школа!», рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу», загадки, пословицы и поговорки о школе, чтение сказки «Школьные правила», сюжетно-ролевая игра «Школа», диагностика «Моя школа» авторы: А.С.  Кулигина, М.Г.  Кирьянова, просмотр фильма «Приключения Буратино» (в домашних условиях),                   Г. Шалаева,     О. Журавлева «Этикет первоклассника: Как вести себя в школе», песня из детского юмористического киножурнала «Ералаш» (комп. А. Рыбников, стихи А. Хмелик), разучивание упражнений на развитие мелкой моторики,  физкультурных минуток.

     Активизация словаря: перемена, кроссворд, школьные принадлежности, накопитель.

Ход совместной образовательной деятельности

     1. Организационный момент. Ритуал приветствия.

     Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.  (Дети здороваются – «Здравствуйте, мы очень рады видеть вас»).  Наши гости тоже рады видеть вас. Давайте поздороваемся  друг с  другом (дети образуют круг) и  делают пирамидку из кулачков, все вместе произносят «Всем, всем, здравствуйте!» А теперь возмитесь все за руки и почувствуйте тепло рук ваших друзей.  Получился «Мостик дружбы»  (Цель: формирование чувство единства и сплоченности). Если мы будем внимательно слушать и слышать друг друга, правильно отвечать на вопросы , выполнять задания, говорить красиво, он никогда не разрушится и очень нам сегодня поможет – потому, что мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие в страну знаний. А с кем – узнаете, когда отгадаете загадку.

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей, смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут?  (Буратино)

     Педагог-психолог: Молодцы ребята, отгадали вы мою загадку. Наш друг Буратино отправится с нами путешествовать в страну знаний. А как вы думаете, где мы можем получить знания? (В школе). В школу мы попадем, выполняя интересные задания. Вы готовы? (Да). Ребята, выполнив задание, вы получите «волшебный ключ знаний» от Буратино.  

     Педагог-психолог: Чтобы многому учиться, я научу вас трудиться. Чтобы многое узнать, я научу вас играть. Дружно к знаниям шагаем, с увлечением играем. Отправляемся в дорогу!

     Динамическая пауза «По дорожке, по дорожке» Цель: развитие согласованных движений со словами.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                 (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.                   (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До полянки добежим.                             (Бег по кругу вправо)

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем, как зайки.                     (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп.  Немного отдохнем.                      (Поднимаем руки верх – вдох, опускаем-

                                                                  выдох)

И дальше мы пешком пойдем.             (Ходьба на месте.)

  2. Основная часть занятия

     Задание 1. Игра «Как это можно использовать?» Цель: развитие наглядно-образного мышления, связной речи.

Педагог-психолог: Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Дети рассматривают знакомые предметы: стаканчик из-под йогурта, катушка ниток (пустая), белый лист бумаги А4, маленький мячик, цветной шнурок). Предлагаю детям придумать, как еще можно использовать эти предметы. Например: стаканчик можно использовать как  карандашницу, кормушку для птиц, вазу для цветка, маленькое ведерко для мусора, шкатулка для заколок…; пустую катушку ниток можно использовать как колеса для машины, подставка для кисточки, кнопка, стул для кукол, карусель, фонтан…; на листе бумаги можно нарисовать картину, в него можно что-то завернуть, сделать самолет, кораблик, вырезать салфетку, свернуть пакетик для конфет…; мячик можно превратить в елочную игрушку, приделать лапы и нарисовать мордочку – получится смешное животное, раскрасить красным цветом и приклеить листок – получится яблоко, если разрезать мячик на две половинки, может получиться две корзинки для ягод или грибов…

     Педагог-психолог: Ребята, вы много назвали вариантов, как можно использовать данные предметы, а теперь я предлагаю вам из любого названного предмета придумать и сделать свой предмет, и объяснить, как его можно использовать (творческая деятельность детей с предметами; (дети стоя за столами выполняют задания  под сопровождение музыки  «Ералаш»)).

     Буратино: Молодцы, ребята, вы умеете фантазировать. Похвалите себя. Вы получаете первый ключ «знаний» (Предлагается ребенку поставить ключ «знаний» в накопитель). 

     Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, что это? (Сундучок с цветными шнурками). Мы хотим посмотреть, как работают ваши пальчики. А чтобы они хорошо потрудились, давайте сделаем пальчиковый массаж «Наши пальчики» Цель: развитие согласованных движений пальцев рук со словами.

Пальчик с краешку – Большой, самый толстый и смешной.

Этот – указательный, строгий и внимательный.

Этого зовут все – Средний, он не первый – не последний.

Этот палец – Безымянный, неуклюжий и забавный.

Этот маленький – Мизинчик, он у всех у нас любимчик.

     Задание 2. Игра «Волшебные шнурки». Цель: развитие творческого воображения.

     Педагог-психолог: Друзья мои, а волшебные они потому, что они могут превратиться с вашей помощью в любую фигуру, цифру, букву, предмет (из шнурка сделайте цифру, потом букву, геометрическую форму, любой предмет (дети выполняют задания на ковре под сопровождение музыки «Ералаш»).

      Буратино: Ребята, вы молодцы! Получайте второй ключ «знаний».

      Задание 3. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развитие словесно-образного мышления.

     Педагог-психолог: Ребята, выполняем дальше задания. Я буду называть вам 4 слова, 3 из которых связаны по смыслу, а одно лишнее, оно с ними не связано. Ваша задача, найти это лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним.

- Роза, ромашка, береза, тюльпан.                                            - Вика, Дима, Ира, Катя.

- Весна, понедельник, четверг, суббота.                        -  Стол, диван, кровать, туфли.

- Корова, лиса, коза, кот.                                   - Молоток, пила, одуванчик, отвертка.

- Липа, береза, апельсин, тополь.                    - Малина, клюква, брусника, кузнечик.  

   Буратино: Очень рад за ваши знания. Получайте третий ключ «знаний».

     Физкультминутка: «Переменка» Цель: развитие согласованных движений со словами.

Переменка, переменка! (дети двигаются по кругу друг за другом)

Отдохните хорошенько: (выполняют поскоки)

Можно бегать и шуметь, (бегут по кругу)

Танцевать и песни петь, (танцуют)

Можно сесть и помолчать, (приседают)

Только-чур! – нельзя скучать (выполняют прыжки на носочках, руки держат на поясе).

      Кинезеологическое упражнение «Ухо-нос» Цель: развитие зрительно-моторной координации.

      Педагог-психолог: Ребята, подойдите ко мне, встаньте друг от друга на расстоянии и дотроньтесь правой рукой до левого уха, а левой рукой до носа. Хлопните и поменяйте положение рук. Молодцы! Вас ждет следующее задание.

      Задание 5. Игра «Нарисуй предмет и дай ему название» Цель: развитие творческих способностей детей, мышления, связной речи.

     Педагог-психолог: Ребята, давайте покажем нашим гостям, как мы умеем творить чудеса. (Дети садятся за столы и рисуют клеем на альбомном листе любой предмет. Затем посыпают нарисованный предмет разноцветным песком.  (Дети выполняют задания под сопровождение музыки «Ералаш»). По окончании работы предоставить детям возможность рассказать, что получилось? На что похоже? Предлагаю детям поместить свою работу на доску.

    Буратино: Спасибо, ребята, мне понравилось, как вы умеете творить чудеса и придумывать интересные названия. Получайте еще один ключ «знаний».

     Задание 6. Разгадай кроссворд. Цель: развитие слухового внимания.

     Педагог-психолог: Ребята, давайте, дружно разгадаем загадки и узнаем, как называется эта страна знаний куда, мы с вами идем. (Внимание на экран. Дети сидят на ковре полукругом и разгадывают загадки, на экране появляются слова-отгадки).

1. Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь!

    Солнце, море, горы, пляж…

    Что же это? ……КАРАНДАШ

2. Если ей работу дашь,

    Зря трудился карандаш…. СТЕРКА

3. Зимою в школу он бежит,

    А летом в комнате лежит.

    Но только осень настает,

    Меня он за руку берет.   ПОРТФЕЛЬ

4. Белый камушек растаял,

     На доске следы оставил…. МЕЛ

5. На коробку я похож,

    Ручки ты в меня кладешь.

    Школьник, ты меня узнал?

    Ну конечно, я …. ПЕНАЛ.

Карандаш, ластик, пенал, портфель, как их можно назвать одним словом? – (школьные принадлежности).

     Педагог-психолог: Ребята, давайте прочитаем слово (школа). ШКОЛА – это слово сегодня звучит неспроста, именно в школу вы будете ходить за знаниями.

     Буратино: Молодцы, ребята! Похвалите себя! Вы заслужили не один, а два ключа «знаний».

     3. Заключительная часть. Рефлексия – самооценка деятельности детей.

     Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю каждому оценить свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось, выполняя задания, возьмите смайлик из оранжевой тарелочки. Если вы в чем-то затруднялись – возьмите смайлик из зеленой тарелочки. Если задания для вас были совсем не понятны, то возьмите смайлик из синей тарелочки.  

     Педагог-психолог: Друзья мои, Буратино благодарит вас за увлекательное путешествие и дарит на память вам каждому ключ «знаний».

Литература:

1. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.                  – сост. М.Р.  Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. С. 17, 92-93.

2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л.А.  Григорович, О.С.  Ермоленко, Т.Д.  Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ»,  2000. С. 24, 29, 34, 37. 59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...