Мастер -класс "Развитие связной речи старших дошкольников" в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1» п. Тюльган
материал (подготовительная группа)

Зеленкова Галина Ивановна

Мастер – класс

в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1»

воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зеленкова Г.И.

Слайд 1 .

Тема: «Путешествие в страну Волшебников»

Цель: Оказание информационной и методической поддержки педагогам    дошкольных образовательных учреждений  по вопросу формирования и развития связной речи у детей  старшего дошкольного   возраст.

Задачи:

1.Реализация практических аспектов наглядного моделирования по развитию связной речи у детей     дошкольного возраста.

2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной

    проблеме.

 

Ход мастер класса:

Добрый день уважаемые коллеги!

Очень часто вместе со своими воспитанниками отправляемся  в необычные порой путешествия. Сегодня я предлагаю Вам стать участниками мастер класса «Путешествие в страну Волшебников».

    Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в двух формах –диалог и монолог. Прежде у ребенка формируется диалог, а затем, когда он научиться общаться со взрослыми, сверстниками, появляется монологическая форма речи.

       Развитие связной речи происходит:

   -во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей,    в семье .

В старшем дошкольном  задача воспитателя поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

. Я бы хотела остановиться на одномиз методов развития речи - развитие монологической речи посредствомнаглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что, наглядное моделирование вызывает интерес и помогает решить эту проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию. 

-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики;

-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.

слайд 2

Цель наглядного моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Задачи :

1.Упражнять детей в умении составлять рассказы и сказки по мнемотаблицам и схемам – моделям.

2. Учить детей составлять описательные рассказы, рассказы по серии

сюжетных картинок и по сюжетной картине.

3.Развивать память, внимание, воображение, мышление

 

А,  вы хотели побывать  в стране Волшебников?

У нас с вами есть возможность попасть в эту необычайно интересную страну. Но, хочу вас предупредить, что страна Волшебников не только очень удивительная, но и полна загадок и приключений! Вы готовы к приключениям?Ну, что ж тогда мы смело, можем отправиться в путь.

-Где-то есть чудесная страна,

Волшебства и чудес она полна,

Сквозь волшебное зеркало пройдем

В ту страну мгновенно попадем!

Вот мы и оказались в стране Волшебников. И теперь каждый из вас стал чуточку волшебником. Но если мы волшебники,  что ещё нужно волшебникам, чтобы совершать чудеса? Конечно, волшебная палочка! (Раздать ручки)

Я хочу более подробно остановиться на одном из методов наглядного

моделирования мнемотехника, на мой взгляд, это наиболее эффективныйметод для дошкольников.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешноезапоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний обособенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективноезапоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь

текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки.Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию

 

Слайд «№ 3 мнемотаблица ОСЕНЬ

Как вы думаете, что это? Схема, мнемотехника  к стихотворению  «Осенние листья»  Н. Нищева

Для чего нам волшебники это оставили? Я вам напомню это стихотворение

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Теперь Вы прочитайте, пожалуйста, это стихотворение  по схеме. Молодцы!

Нам оставили письмо волшебники и попросили о помощи. Хотите его прочитать? Слушайте.

ПИСЬМО:

Здравствуйте юные волшебники. Помогите нам, пожалуйста, мы не успели нарисовать для малышей такие же мнемотаблицы к стихотворениям. Мы оставляем Вам методику, она вам поможет выполнить нашу просьбу..

Описание методики:

  • Берем заданное на изучение стихотворение или рассказ короткий.
  • Разбиваем для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.         
  • После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
  • Заключительный этап – рассказ  ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов

Предлагаю разбиться на две группы и нарисовать ассоциативные образы к стихотворениям, используя эту методику.слайд4)

1 стихотворение -1 подгр.

На опушке в избушке, живут старушки, болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошки кошка.

2 стихотворение-2 подгр

Этот дом для белочки, этот дом для зайчиков.

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

А теперь покажите и расскажите, что у нас получилось.

Молодцы! Мы с вами легко справились с этим делом.

Так же в качестве моделей используем в своей работе опорные схемы, карточки символы, придумывать загадки по моделям  слайд № 5,6

В своей работе применяем  такой метод как составление  описательных рассказов по  непосредственномувосприятиюСЛАЙД № 7, составление рассказа  по сюжетной картинке.

(Посмотрите, перед нами ещё одно задание.)

Слайды № 5  к вашему вниманию игра

Игра«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА» 
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.

Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.. Молодцы!

Еще предлагаю Вам игры, которые помогают ребёнку подружиться со словом, учат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь  ребёнка богаче и разнообразнее.

Игра называется «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
Игра «Сочиняем сказку» 
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады

Таким образом,можно отметить,что использование в современнойречи разного рода художественных произведений определяетвозможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников,способствует пополнению словарного запаса, формируякоммуникативную культуру дошкольника.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи старших дошкольников Мастер -класс «Путешествие в страну Волшебников » Воспитатель высшей категории Зеленкова Г.И. МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Слайд 2

Цель наглядного моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре , связях и отношениях, существующих между ними. Задачи : 1.Упражнять детей в умении составлять рассказы и сказки по мнемотаблицам и схемам – моделям. 2. Учить детей составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. 3.Развивать память, внимание, воображение, мышление

Слайд 4

1 стихотворение -1 подгруппа. На опушке в избушке, живут старушки, болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошки кошка . 2 стихотворение-2 подгруппа Этот дом для белочки, этот дом для зайчиков. Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков .

Слайд 5

Опорные схемы

Слайд 6

Отгадывание и придумывание загадок по схемам, моделям: Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Слайд 7

Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков .

Слайд 8

Игра «Волшебная труба»

Слайд 9

Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников с использованием схем, знаков, символов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместных проектов в рамках преемственности МБДОУ № 47 и МБОУСОШ г.Канска

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, кот...

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Патриотический уголок в средней группе МБДОУ "Детский сад "Солнышко" п. Тюльган.

Воспитание у дошкольников патриотических чувст,  любви к Родине, уважение к старшим, умение чтить традиции русского народа....

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...