Проект «Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка (средняя группа)

Заиченко Мария Владимировна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Долгосрочный проект

«Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

Автор: Заиченко М.В.

воспитатель

 

Санкт - Петербург

2019г.

 

Актуальность:

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стало использование новой технологии, только получающей свое распространение в нашей стране – педагогическая квест – игра с элементами дополненной реальности.

Квест - игра – это проблемное задание с элементами сюжетной игры, это особый вид познавательной, исследовательской деятельности, погружающий воспитанников в происходящее. В квестах не бывает сражений, перестрелок или заданий, требующих быстрой реакции. Их важнейшая особенность – невозможность двигаться дальше, не выполнив текущую задачу. Всю игру необходимо искать подсказки, предметы, вещи, а затем решать – как и где их использовать. Квест -игры с элементами дополненной реальности помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. У детей среднего дошкольного возраста появляется интерес к познавательной деятельности, развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.  Квест - игры с элементами дополненной реальности способствуют всестороннему развитию творческой личности детей. Именно поэтому, считаю необходимым реализовать данный проект.

Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности, как образовательной технологии.

Образовательные области: социально - коммуникативное, познавательное.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Вид проекта: творческий, познавательно – развлекательный, групповой.

Направленность проекта: комплексный (разные виды деятельности).

Участники проекта: воспитатели, специалисты, родители и дети.

Возраст: для детей 4 -5 лет.

Срок реализации проекта: с 1.09.2018 г. по 30.06.2019 г.

Основополагающие принципы реализации проекта:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребёнка.

Цель:

  • внедрить квест-игру с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  • изучить проблему внедрения современных технологий в образовательный процесс;
  • изучить потребности детей, учитывая их возрастные и психические особенности;
  • разработать сценарии мероприятий, мастер-классы, наглядного демонстрационный материал, презентации к НОД, задания к квест-играм с дополненной реальностью;
  • способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
  • воспитывать умение дошкольников работать в команде;
  • воспитывать умение выражать и отстаивать свою позицию;
  • воспитывать способность у детей сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
  • распространить полученный опыт работы на различных уровнях.

 

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • у детей повысился интерес к познавательной деятельности;
  • у детей сформированы память, логическое мышление, восприятие, воображение.
  • На высоком уровне развиты самостоятельность, инициативность, творческая активность.
  • дети самостоятельно организуют квест-игры в группе и дома;
  • дети умеют работать в команде, сотрудничают друг с другом;
  • дети применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • дети планируют свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности;

Для родителей:

  • повышение знаний по проведению квест игр для детей среднего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.

Для педагогов:

  • повышение интереса по совершенствованию знаний у детей среднего дошкольного возраста в процессе квест – игр с элементами дополненной реальности;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды интерактивными квест - играми, пособиями, методическими разработками по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Ресурсы:

  • кадровые: педагоги ДОУ, специалисты, методист;
  • информационные: интернет, ресурсы участников проекта. Компьютер, проектор; наглядный материал из методических пособий, костюмы, конверты с заданиями.

 

Методическое сопровождение проекта:

  • сценарии НОД;
  • наглядный демонстрационный материал;
  • подборка дидактических игр;
  • мультимедийные презентации;
  • составление заданий для квест-игр.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Подготовительный этап:

срок проведения – сентябрь-ноябрь 2018 года.

  • Определение темы проекта.
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Подбор программно – методического, материально-технического,

познавательного материала по теме проекта.

  • Планирование проектной деятельности по теме.
  • Определение методов и приёмов работы.
  • Изготовление атрибутов к игре.
  • Создание познавательной интерактивной разминки.
  • Создание презентаций к НОД.
  • Подборка литературного информационного приложения к проекту.
  • Создание консультации для родителей и раздаточного материала. 

Работа с родителями:

  • способствовать активному привлечению и участию родителей в организации проведения квест-игр в ДОУ и дома (пошив необходимых костюмов для квест-игры).

Практический этап:

Срок проведения – декабрь 2018 г.- май 2019г.

Продуктивная деятельность:

  • участие в Петербургском конкурсе «Воспитатель России 2019» с целью распространения приобретенного опыта.

Работа с детьми:

  • НОД «Загадочный космос» для детей 4-5 лет;
  • НОД «Мир насекомых» для детей 4 -5 лет.

Работа с родителями:

  • проведение мастер-класса в форме квест-игры на родительском собрании.

Работа с педагогами:

  • мастер-класс для педагогов ««Квест-игра современная игровая технология в дошкольных учреждениях».

Завершающий этап:

Срок проведения – май-июнь 2019 года.

  • Создание буклета «Алгоритм создания образовательной квест-игры»;
  • размещение результатов на персональном сайте;
  • выступление на муниципальном методическом объединении;
  • презентация опыта на педагогических сайтах.

 

Итоговый результат

В результате реализации данного проекта у детей возрос интерес к познавательной деятельности, расширился кругозор, обогатился словарный запас, сформировались память, логическое мышление, восприятие, воображение, появилось умение работать в команде и сотрудничать друг с другом. Так же дети научились применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.

В ходе реализации проекта родители получили новые знания по проведению квест-игр для детей среднего дошкольного возраста. Проведение родительских собраний в форме квест-игры способствовали сплочению родителей, детей и педагогов. Немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Педагоги ДОУ обогатили предметно – развивающую образовательную среду интерактивными квест-играми, пособиями, методическими разработками.

При реализации деятельности по подготовке и проведению квест-игр отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности. Квест-игры с элементами дополненной реальности одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_vnedrenie_kvest_-_igry_v_dou.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Долгосрочный проект

«Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

Автор: Заиченко М.В.

воспитатель

Санкт - Петербург

2019г.

Актуальность:

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стало использование новой технологии, только получающей свое распространение в нашей стране – педагогическая квест – игра с элементами дополненной реальности.

Квест - игра – это проблемное задание с элементами сюжетной игры, это особый вид познавательной, исследовательской деятельности, погружающий воспитанников в происходящее. В квестах не бывает сражений, перестрелок или заданий, требующих быстрой реакции. Их важнейшая особенность – невозможность двигаться дальше, не выполнив текущую задачу. Всю игру необходимо искать подсказки, предметы, вещи, а затем решать – как и где их использовать. Квест -игры с элементами дополненной реальности помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. У детей среднего дошкольного возраста появляется интерес к познавательной деятельности, развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.  Квест - игры с элементами дополненной реальности способствуют всестороннему развитию творческой личности детей. Именно поэтому, считаю необходимым реализовать данный проект.

Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности, как образовательной технологии.

Образовательные области: социально - коммуникативное, познавательное.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Вид проекта: творческий, познавательно – развлекательный, групповой.

Направленность проекта: комплексный (разные виды деятельности).

Участники проекта: воспитатели, специалисты, родители и дети.

Возраст: для детей 4 -5 лет.

Срок реализации проекта: с 1.09.2018 г. по 30.06.2019 г.

Основополагающие принципы реализации проекта:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребёнка.

Цель:

  • внедрить квест-игру с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  • изучить проблему внедрения современных технологий в образовательный процесс;
  • изучить потребности детей, учитывая их возрастные и психические особенности;
  • разработать сценарии мероприятий, мастер-классы, наглядного демонстрационный материал, презентации к НОД, задания к квест-играм с дополненной реальностью;
  • способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
  • воспитывать умение дошкольников работать в команде;
  • воспитывать умение выражать и отстаивать свою позицию;
  • воспитывать способность у детей сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
  • распространить полученный опыт работы на различных уровнях.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • у детей повысился интерес к познавательной деятельности;
  • у детей сформированы память, логическое мышление, восприятие, воображение.
  • На высоком уровне развиты самостоятельность, инициативность, творческая активность.
  • дети самостоятельно организуют квест-игры в группе и дома;
  • дети умеют работать в команде, сотрудничают друг с другом;
  • дети применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • дети планируют свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности;

Для родителей:

  • повышение знаний по проведению квест игр для детей среднего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.

Для педагогов:

  • повышение интереса по совершенствованию знаний у детей среднего дошкольного возраста в процессе квест – игр с элементами дополненной реальности;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды интерактивными квест - играми, пособиями, методическими разработками по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Ресурсы:

  • кадровые: педагоги ДОУ, специалисты, методист;
  • информационные: интернет, ресурсы участников проекта. Компьютер, проектор; наглядный материал из методических пособий, костюмы, конверты с заданиями.

Методическое сопровождение проекта:

  • сценарии НОД;
  • наглядный демонстрационный материал;
  • подборка дидактических игр;
  • мультимедийные презентации;
  • составление заданий для квест-игр.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Подготовительный этап:

срок проведения – сентябрь-ноябрь 2018 года.

  • Определение темы проекта.
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Подбор программно – методического, материально-технического,

познавательного материала по теме проекта.

  • Планирование проектной деятельности по теме.
  • Определение методов и приёмов работы.
  • Изготовление атрибутов к игре.
  • Создание познавательной интерактивной разминки.
  • Создание презентаций к НОД.
  • Подборка литературного информационного приложения к проекту.
  • Создание консультации для родителей и раздаточного материала. 

Работа с родителями:

  • способствовать активному привлечению и участию родителей в организации проведения квест-игр в ДОУ и дома (пошив необходимых костюмов для квест-игры).

Практический этап:

Срок проведения – декабрь 2018 г.- май 2019г.

Продуктивная деятельность:

  • участие в Петербургском конкурсе «Воспитатель России 2019» с целью распространения приобретенного опыта.

Работа с детьми:

  • НОД «Загадочный космос» для детей 4-5 лет;
  • НОД «Мир насекомых» для детей 4 -5 лет.

Работа с родителями:

  • проведение мастер-класса в форме квест-игры на родительском собрании.

Работа с педагогами: 

  • мастер-класс для педагогов ««Квест-игра современная игровая технология в дошкольных учреждениях».

Завершающий этап:

Срок проведения – май-июнь 2019 года.

  • Создание буклета «Алгоритм создания образовательной квест-игры»;
  • размещение результатов на персональном сайте;
  • выступление на муниципальном методическом объединении;
  • презентация опыта на педагогических сайтах.

Итоговый результат

В результате реализации данного проекта у детей возрос интерес к познавательной деятельности, расширился кругозор, обогатился словарный запас, сформировались память, логическое мышление, восприятие, воображение, появилось умение работать в команде и сотрудничать друг с другом. Так же дети научились применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.

В ходе реализации проекта родители получили новые знания по проведению квест-игр для детей среднего дошкольного возраста. Проведение родительских собраний в форме квест-игры способствовали сплочению родителей, детей и педагогов. Немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Педагоги ДОУ обогатили предметно – развивающую образовательную среду интерактивными квест-играми, пособиями, методическими разработками.

При реализации деятельности по подготовке и проведению квест-игр отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности. Квест-игры с элементами дополненной реальности одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

План:·        1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. ·        2 Технологии по ФГОС в детском саду. ·        3 Ме...

Методические рекомендации Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО

Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО...

Педагогическое взаимодействие как фактор эффективности педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Презентация об особенностях взаимодействия между педагогами в ДОУ и правилах коммуникации...

Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО

Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из ...

Статья "Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для по...

Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО

Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из ...