Анализ дидактических игр для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками
статья (младшая группа)

Суховеева Ирина Викторовна

Примеры дидактичеких игр и их анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_didakticheskih_igr.docx257.44 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ дидактических игр для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками.

 
                              1. Игра «Олины помощники» http://www.tngtoys.ru/filestore/0000/0018/378776/80adf1b5-31fa-11e5-80c9-001e67a327f9.jpg

(игра,  способствующая пониманию и формированию грамматических конструкций)

Цель игры:  учить образовывать форму множественного числа глаголов правильно, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: любая кукла                                              

Ход игры.

Воспитатель. К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и  что они помогают делать Оля. Кукла идет.

(воспитатель показывает как идет кукла, далее указывает на её ноги)
         Воспитатель. Что это?

Дети. Это ноги.

Воспитатель.  Они Олины помощники. Что они делают? А как их назвать ласково?

Дети.   Ходят, бегают, танцуют, ножки.

         Далее воспитатель указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (руки берут, рисуют, ручки,  глаза смотрят и.т.д.)

После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле …(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

Итог игры. Молодцы, ребятки, назвали всех помощников Оли. (похвалить каждого участника игры)

                                           Анализ игры

Данная игра  способствует пониманию и формированию грамматических конструкций, так как учит образовывать форму множественного числа глаголов правильно. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Такая игра с грамматическим содержанием является  средством речевого развития детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Правила детям объяснять не нужно, воспитатель сразу начинает игру, так как она проходит в форме диалога. Игра составлена с учетом возрастных особенностей детей: наглядно, интересно. Подготовка к игре очень простая.

2. Игра «Песня-песенка»

(игра, формирующая правильное звукопроизношение)

Рисунок2

Цели: закреплять правильное звукопроизношение, развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход игры

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

- Ты спой, мурка!

- Мяу-мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула уточка!

- А ты, Мишка?

- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой

- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

- А ты, кукла, споешь?

- М-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

  (Г. Гербова)

В конце рассказа детям задаются вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».

                                              Анализ игры.

Игра «Песня-песенка» направлена на формирование правильного звукопроизношения. Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя эту игру, воспитатель учит детей четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют.

Данная игра соответствует возрастным особенностям детей третьего года.  В игре используется художественное слово, игрушки появляются внезапно, наглядно и ярко, что привлекает и концентрирует  внимание детей. Игра быстро создает интерес у детей, проводится легко, подготовки тяжелой не требует.

3. Игра «Громко-тихо»

                            http://900igr.net/data/chtenie/Slova-kakoj-1.files/0005-008-Malenkaja-i-bolshaja-sobaki.jpg

(игра, развивающая силу голоса и темп речи)

Цель: развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: картинки: большая и маленькая собачки, большой кот и маленький котенок и т. д.

Ход игры.

Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (дети повторяют тихо)».

(и так далее с другими игрушками)

Анализ игры

Воспитание звуковой культуры речи у ребенка третьего года направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить подобные игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью, как в игре «Громко-тихо». Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

Данная игра соответствует возрастным особенностям детей третьего года.  В игре игрушки появляются внезапно, наглядно и ярко, что привлекает и концентрирует  внимание детей. Игра быстро создает интерес у детей, проводится легко, подготовки тяжелой не требует. Можно проводить фронтально и индивидуально.

4. Волшебный мешочек.

Цель: учить детей называть предметы, расширять кругозор у детей, развивать речь.

Оборудование: любые картинки, игрушки, предметы.

                                                   Ход игры.
          Воспитатель показывает детям мешочек (коробку) и говорит: Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку (игрушку), назови.
         Дети достают картинку (игрушку), называют, что на ней изображено. При этом тематика может быть абсолютно любой (животные, фрукты, овощи, мебель и многое другое).

volshebnyj_meshochek_ovowi_cvetnye_result_500_auto_jpeg                                    image002_45

                                          Анализ игры

Данная игра направлена на расширение кругозора у детей, развитие речи. Игра  соответствует возрастным особенностям детей третьего года.  В игре используется прием наглядности,  игровая сюрпризная ситуация моментально привлекает  внимание детей. Игра быстро создает интерес у детей, проводится легко.

5. Игра «Листопад»

(игра, развивающая речевое дыхание)

Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры.

Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку детям «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует каждый ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

                  (А. Барто)

                                                    Анализ игры

Данная игра направлена на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот, чему и учит эта игра.

В этой игре  игровой  форме предлагается подуть на снежинки, поможет ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Такое упражнение полезно при нарушении плавности и темпа речи. Игра – увлекательная и занимательная, проводить можно со всей группой сразу. Соответствует возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «ВРЕМЕНА ГОДА»

Многофункциональное дидактическое пособие "Времена года" направлено на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста....

консультация "Развитие речи четвертого года жизни"

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?  Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения ...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя любимая игрушка")

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме "Моя любимая игрушка"...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 года

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 года...

Дидактическое пособие по развитию речи «Времена года».Первая младшая группа

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание...