Общие методические принципы работы педагога по театральной деятельности
методическая разработка (средняя группа)

Малышева Татьяна Михайловна

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без всякого отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно прветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий удобно пользоваться мягкими объемными модулями различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента (фортепиано) и аудитехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивнапя; обязательна мягкая балетная обувь или чешки.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания предподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью  и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенкак, работа в "зоне его ближайшего развития"  (Л.С.Выготский), а не практика доступности.

В основу реализации театрально-игровойц методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Омечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С этой целью можно использовать различные считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания  или этюда.

Успешность и результативность театральных занятий зависят прежде всего от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность, поэтому необходимо взаимодействие с преподователями по изодеятельности, которые могут с детьми создавать эскизы для декорации и костюмов к спектаклям. Кроме того, театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже математических.

Помимо систематических занятий желательно ежеквартально проводить итоговые (интегративные) занятия, объединеные определенным сюжетом.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большое внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать своеповедение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На втором году перед дошкольниками становится более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического педсовета по театральной деятельности дошкольника

Разработка предназначена для проведения тематического педсовета в ДОУ "Организация тетрализованной деятельности дошкольника в ДОУ". Разработка включает план педсовета, используемую литературу, приложе...

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе  с дошкольниками в группе ЗПР»...

Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

Общие методические принципы развивающего обучения

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально ...

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Как привлечь детей к театрализованной деятельности и помочь преодолеть неуверенность в себе....