Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста

Название

Цель

Содержание

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата

«Вкусное варенье»

Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель, держа куклу в руках: «Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю губу. Маша вот так (показывает как) широким язычком слизала варенье с верхней губы «Затем он предлагает детям слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка сделать движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу.

«Вот так грибок!»

Отработка длительного, плавного ротового выдоха.

Воспитатель, держа куклу в руках, напоминает детям, что у гриба есть ножка и шляпка. Шляпка широкая, а ножки бывают разные. Потом кукла Маша предлагает детям сделать язычок, как грибок. Для этого надо его поднять и прижать спинкой кверху, тогда .хорошо будет видна тоненькая ножка (подъязычная уздечка)

« Игра в хоккей»

Активизация мышц языка.

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: «Дети, вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.

Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу. Кукла Таня наблюдает как дети выполняют упражнения, хвалит их.

« Слоники»

Активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. В руках у него кукла. Кукла показывает детям картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

«Эхо»

Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Педагог с помощью куклы в руках распределяет детей на две группы, одна группа говорит:

         Мы в лес пойдем,

        Грибов найдем,

        Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

        Никто не отзывается,

        Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ.

Затем от лица куклы педагог предлагает, поменяться ролями.

Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

«Угадай, кто жужжит».

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильное произношение изолированного звука ж. Развитие речевого слуха, голоса, выработка длительного ротового выдоха.

Воспитатель держит в руках куклу и произносит: «Дети пошли гулять в лес. На поляне было много цветов. Над ними летала и жужжала пчела (громко, длительно произносит звук  «ж»). Идут дети дальше, а в кустах сплел паук паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит (тихо, менее длительно произносит звук  «ж»). А теперь послушайте и угадайте, кто жужжит - пчела или муха « (произносит звук  «ж» то громко и длительно, то тихо и недолго). Дети определяют и называют. Если возникают затруднение кукла помогает детям.

«Чей это голос?»

Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.

В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

- Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок.

- Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. ( «Лягушонок, иди ко мне»,  «Утенок, поиграй со мной».)

«Улавливай шепот»

Развивать остроту слуха.

Дети сидят полукругом. Воспитатель держит в руках куклу и от ее лица, голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

«Подскажи кукле звук»

Умение выделять звук

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны. Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухийкотено... (К). На него смотрел белолапыйщено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем  кор... (М) и т. д.

Воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха

«Кто позвал куклу Таню?».

В игре, надо было услышать и назвать имя ребёнка, позвавшего куклу. Каждому ребёнку хотелось, чтобы кукла услышала именно его. Игра проходила в полной тишине, дети напрягали своё внимание, слух и отгадывали, кто позвал куклу Таню. Ребёнок мог взять и посадить её к себе на колени и игра продолжалась. (Детям эти игры очень нравятся, они просят поиграть в них ещё раз. Эти игры мы проводим как со всей группой детей так и небольшими подгруппами.

«Что как звучит?»

Все действия обыгрывались с куклой: кукла предлагала детям отгадать, какой музыкальный инструмент звучит, ребёнок, определивший правильно звук инструмента, играл на нём, а кукла Таня танцевала под его мелодию.

Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха

«Кто больше»

Нахождение звука в названиях предмета по картине

Педагог держит в руках куклу и показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Поймай рыбку»

Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.

Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет  больше баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста

Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: В статье раскрыто значение дидактических игр с куклой для успешного освоения звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.Ключевые слова: язык, сензитивный, звукопроизношени...

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речь помогает ребенку познавать мир, способствует умственному развитию, позволяет ребенку общаться с другими детьми и взрослыми, формирует соответствующие возрасту формы общения....

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...