Проект "Путешествие в мир насекомых"
проект

Зинченко Людмила Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx54.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края ул.Дружбы 33

        

Проект "Путешествие в мир насекомых"

                                             Разработали: Проскурина Е.С.

                    Зинченко Л.В.

        Кулунда   2019

Аннотация проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Нами был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по насекомым, а также занятия  с продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация) и развлечения. Эти материалы представлены в приложении к проекту. В основу работы с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а только позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

  Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания, мы решили разработать проект экологического воспитания  дошкольников -  познакомить с миром насекомых. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

          Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.

                                   Актуальность

 Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.  

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.  Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе.

 Ведь именно детям свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды  деятельности детей. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

*  Большинство современных детей редко общается с природой.    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой  станице, деревне, городе,   можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

 А для чего нам насекомые?

В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.

         Так кто же они - друзья или враги?

Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу. И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.

- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.

- Развивать познавательный интерес к насекомым.

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость

Тип проекта:

•        По доминирующему методу: познавательно-исследовательский

•        По характеру содержанию: ребенок  + семья + природа;

•        По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

•        По количеству участников: фронтальный, групповой;

•        По продолжительности: краткосрочный

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатели, родители воспитанников,

Предполагаемый результат:

- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы- насекомым.

- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.

- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.

- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.

– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Ресурсное обеспечение:

Кадровый потенциал:

•        Воспитатели

•        Родители

•        Дети

Материально-техническая база:

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины;

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы насекомых, шапочки для подвижных игр.

Методическое:

•        теоретическая и методическая литература,

•        периодическая печать,

•        материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

•        Интернет-сайты;

•        Выпуск фотоотчетов;

Этапы реализации проекта.

1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала,

энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с

детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных

игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных

игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о

насекомых.

2) Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме

«Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых

игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и

беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности

детей. Изготовление поделок и творческих работ.

Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного

материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация

выставки совместных  работ «О многих шестиногих», консультация на тему:

«Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома

о насекомых.

3) Заключительный этап: оформление  совместной  семейной творческой выставки: «О многих шестиногих», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», совместный творческий  коллаж: «Удивительный мир  насекомых».

Формы и методы реализации проекта:

•        работа на занятиях;

•        наблюдения,  целевые прогулки;

•        индивидуальная работа с детьми;

•        рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

•        чтение художественной литературы ;

•        утренние беседы;

•        работа в книжном уголке;

•        взаимодействие с семьей.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых, загадывание загадок;
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
  • просмотр мультфильмов.

Продукт проектной деятельности:

Совместный творческий  коллаж: «Удивительный мир  насекомых».

Основные направления  реализации проекта:

Этапы проекта

Организационно-подготовительный этап

1.

 Беседа «Осторожно, насекомые!»
Беседа «Знакомство с бабочкой»
Беседа  «Знакомство с муравьем»
Беседа «Знакомство с комаром»

Беседа  «Знакомство с божьей коровкой»

В течение всего проекта

2.

Консультации в родительский уголок:

-«Воспитание любви к природе»,

- «Экологическое воспитание детей в семье».

Основной  этап

3.

Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение  на протяжении проекта

Воспитатель, дети, родители

3.

Дидактические игры, игры с движениями, пальчиковые зарядки, загадки

Воспитатель и дети

4

НОД

- Аппликация+рисование: « Пчелы».

- Лепка пластилином: «Божья  коровка».

-Рисование: "Бабочки-красавицы", «Божья коровка»

-Раскраски: «Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка».

В течение всего проекта

5.

Подвижные игры

Воспитатель и дети

6.

Просмотр мультфильмов о насекомых

В течение всего проекта

Итоговый этап

7.

Совместный творческий  коллаж:

 «Удивительный мир  насекомых».

Воспитатель, дети

Приложение 1

                                     Беседа «Осторожно, насекомые!»

На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых — усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.). У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок.

Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.

Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача взрослых — познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.

Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча — это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Там, где, как сторожевые башни, высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.

Первые шмели появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели — прекрасные опылители растений, особенно клевера.

Осы. Острое жало — их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну — скребет челюстями и потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.

Пчелы — труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым танцем — кружением — пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд — это лекарства от болезней.

Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд. Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.

Комнатная муха распространена повсюду. Личинки мухи живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. Д.). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу, комнатные мухи находят по запаху.

Правила поведения при встрече с насекомыми

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить, куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите, губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.

Беседа о бабочках.

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые - это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света. Раньше люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

Внешний вид бабочек.

Давайте рассмотрим строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек  нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.  Если  бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.

Жизненный цикл бабочки.

Бабочки-насекомые с полным превращением. Жизненный цикл состоит из 4-х стадий. Яйцо-личинка( гусеница) - куколка и взрослая бабочка.

Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом  куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение у бабочки.

Наблюдение за муравьями.

Цель: вызвать интерес к окружающему миру.

Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

Ход.

Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Совершенно верно, это муравей.

Стихотворение

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население небольшого городка.

Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)

Беседа о комаре.

Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно лёгкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

- Ах ты, негодник! Зачем только ты живёшь на свете!

Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живёт в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. На мотыля удильщики ловят всякую рыбёшку – пескарей, карасей, плотву. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них – мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете.

Что будет, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами.

Беседа о божьей коровке.

А вот по ветке сирени медленно ползёт жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обеих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь её – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползёт. Он прилежно охотится за тлями и насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда, портят их: делают дырочки в листьях и сосут сок.

Много по портили бы эти тли деревьев и овощей, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки

Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что она часто страдает из – за неумеренного любопытства детей? Послушайте, что я вам расскажу. (Пересказ содержания текста А. Плешаковой «Знать и беречь».)

«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья.

Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба! »

Но понимаем, что хлеба коровки не могут принести. Оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожаи на полях, в садах и огородах.

Но чтобы божьих коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что они нам приносят не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье.

Дети, как мы будем теперь относиться к божьим коровкам? Почему? Не только они уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по – своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.

Приложение 2

             Консультация для родителей  «Воспитание любви к природе»

Человеческая  деятельность  в  последние  годы  наносит  всё больший  ущерб  природе  –  это  и  загрязнение,  и  чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность  человека  в  природе  должна  быть  разумной: охраняющей  и  созидающей.  Это  отношение  к  природе  нужно

воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы  характера,  жизненная  позиция  ребёнка закладываются  в  семье.  И  чтобы  объяснять  детям,  как  беречь природу,  чтобы  привить  им  какие-то  природоведческие  навыки,  очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Красота  родной  природы  раскрывает  красоту человеческого  труда,  рождает  желание  сделать  свой  край  ещё прекраснее.  Поэтому  так  важно  показать  детям  как  человек оберегает  и  умножает  природные  богатства,  сколько  труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. В  воспитании  у  ребёнка  бережного  отношения  к  природе нет  и  не  может  быть  мелочей.  Сорванный  просто  так  цветок, пойманная  из  любопытства  бабочка,  растоптанный  жучок  –  всё это  при  безразличном  отношении  со  стороны  взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь  детей  к  природе  начинается  с  осмысления  её ценностей.  Поэтому  прежде  всего  нужно  показать познавательную  и  эстетическую  ценность  природы.  Благодаря этому  со  временем  и  разовьётся  бережное,  ответственное отношение к окружающей природной среде. Заинтересовывать  ребёнка  родители  могут  самыми разнообразными  способами.  Например,  выращивание  домашних растений. Кроме  того,  чтобы  ребята  своевременно  их  поливали, следует  всячески  поощрять  их  интерес  к  росту  и  развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны  для  этого  такие  быстрорастущие  растения  как  герань или  бегония,  комнатные  культуры  помидоров  и  огурцов. Ответственность  —  важное человеческое качество. И именно его мы  будем  развивать,  доверяя  крохе  жизнь  зеленых  питомцев. Также  можете  попробовать  вырастить  апельсины  или  лимоны, ананасы  или  груши.  Посадите  в  землю  косточки  фруктов  и посмотрите,  что  получится.  Ну,  разве  это  не  чудо:  вырастить  на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами? Каждая  семья  располагает  всеми  возможностями  для  того, чтобы  пробудить,  развить  у  ребёнка  интерес  к  жизни  природы, потребность постоянного общения с ней. Большое воспитательное  значение  имеют  регулярные семейные  поездки  в  лес,  поля,  на  реку  или  озеро.  Ребёнок,  под благотворным  влиянием  родителей,  постепенно  воспринимает красоту  и  прелесть  природных  ландшафтов,  вникает  в  таинства жизни  природы.  В  непосредственном  соприкосновении  с природой  у  детей  развивается  наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Очень  большое  значение  имеет  чтение  вслух  книг  о природе,  жизни  животных.  Вовлекая  ребёнка  в  обсуждение прочитанного,  взрослые  разъясняют  непонятные  моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Особенно  ребёнка  тянет  к  животным.  Он  страстно  желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование  личности  ребёнка  общение,  забота  и  уход  за слабым  живым  существом.  С  животными  ребёнок  может эмоционально  общаться  -  играть  и  разговаривать.  Игры  с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей  физически.  Ребенок  становится  более  подвижным  и ловким,  совершенствуется  его  моторика  и  координация движений.  Наличие  животного  в  доме  делает  дружнее  и сплочённее семью. Так  же  огромное  значение  имеет  художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных  материалов,  рисование  с  помощью  растительных  элементов –  всё это способствуют воспитанию  любви к природе у дошкольников.  Стремление  сделать  красивее,  лучше  влияет  на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень  развития  речи  у  дошкольников,  дети  учатся  создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы. Экологическое воспитание будет действеннее только в том

случае,  если  в  семье  существует  постоянное,  каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними  животными,  на  ботанические  эксперименты,  на чтение  добрых  стихов  и  рассказов  о  природе,  на  прогулки.  И тогда  ваши  дети  и  во  взрослой  жизни  будут  осознанно  и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Экология  –  это  наука,  и  произошла  она  от  слова  ойкас  -дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание. С  первых  лет  жизни  у  детей  формулируется  начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами,  кошкой  или  собакой.  Они  сами  тянутся  ко  всему живому,  им  хочется  погладить  животное  и  полюбоваться красивыми цветами. Подрастая,  дети  узнают,  что  каждое  существо  имеет  свой «дом»,  в  котором  есть  всё  для  его  жизни.  Экологическое воспитание  -  это  и  есть  познание  живого,  которое  окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их  охранять  и  беречь  то,  что  они  видят.  Нужно  доступно объяснить  ребенку,  что  ломать  ветку  дерева  нельзя,  особенно зимой.  Обратите  внимание  ребёнка  на  красоту,  какие  они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно  корни  укрыть  снегом,  объясняя,  что  мы  помогаем им  выжить  зимой.  Бывая  с  детьми  зимой  в  лесу,  обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу. Весной  природа  преображается,  и  мы  радуемся  каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети  помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете  там  с  детьми.  Мы  все  тянемся  к  природе,  чтобы отдохнуть,  подышать  свежим  воздухом,  послушать  журчание ручейка.  Мы  взрослые  собираем  цветы  и лекарственные  травы, нарвите  только  столько,  сколько  вам  нужно,  и  старайтесь  не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются  и  лечатся.  Как,  например,  гриб  мухомор,  он  такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб. Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты  мы  взрослые.  Не  смогли  научить  видеть  красивое,  и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите  птиц,  повесьте  кормушку  за  окном  или  на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка,  заведите  ему  попугайчиков  или  щегла,  черепаху  или хомячка.  Объясните  и  научите,  как  правильно  за  ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь  друга  рядом,  это  котёнок  или  щенок.  И  если  вы  завели себе  животное  дома,  не  выбрасывайте  их  на  улицу,  когда  они подрастут,  ведь  животные  и  доверяют  людям.  Пожелание  вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему  -  ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру,  но и к вам взрослым.

В.Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

Приложение 4

Дидактические игры, игры с движениями, пальчиковые зарядки, загадки

«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

 

Игра “Насекомые”

Я весёлый майский жук. Сжать кулачок,

Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести в стороны– «усы»,

Над лужайками кружу, пошевелить ими.

А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок,

Я уже бегу домой. указательный палец вперёд (хоботок).

Пчела села на цветок, Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»

Пьёт она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им.

Игра “МОТЫЛЕК”

 

Мотылек - витилек, Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Принеси нам ветерок:

 От ворот – поворот Поворот

 Гнать кораблик в ручеек. бегут в обратную сторону.

 Вей, вей, ветерок,  Останавливаются

 Натяни парусок,  поворачиваются лицом в круг взмахи руками, потягиваются

 Гони стужок

 С запада на восток.  Бегут по кругу, взявшись за руки.

«Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.

«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, как- бы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках,
(Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
(нагибаются)
Нос испачкал пылью.
(показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.


«Насекомые над лугом»


Жу-жу-жу – жужжит пчела,  
Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека.  ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит -
Указательные пальцы выставляют вперед, остальные поднимают,
Укусить скорей спешит
делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. -
делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.

                                Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела. 
А за нею шмель-шмелек -
на каждое название насекомого загибают один пальчик
И веселый мотылек,.
Два жука и стрекоза, -
Как фонарики глаза.
делают кружки из пальцев и  подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут ладошками.
От усталости упали. -
роняют ладони на стол.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза

Называем ее

 (стрекоза)

 Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь

(жук)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом

(муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок

(бабочка)

Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки

(божья коровка)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха  не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

- Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это – (Оса)!

Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это ( Гусеница).

Приложение 5

Подвижные игры

 «Муравьи и дождик»

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

                                                 

                                              «Паук и мухи»

Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигнал. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.

                                                  «Гусеница»

Ход игры: Ведущий предлагает детям превратиться в гусеницу и совершить прогулку по полянке. Дети становятся друг за другом, держась за пояс впереди стоящего. Звучит весёлая музыка. «Гусеница» гуляет.

                                   «Кузнечики и бабочки»

Ход игры: Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в жуков. Звучит музыка «Бабочки» Ф. Куперен – на полянку вылетают девочки, когда звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики.

«Жук» 

В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.

Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:

- По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)

- Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения),

Крылышками замахал (встают, делают махи руками)

Весело запрыгал  (прыгают на месте),

Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

- Птичка!(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...