Инновационный педагогический опыт на тему: "Воспитание cоциокультурной толерантности у дошкольников"
учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный мир жесток.

Жестокими стали и дети

А нормой жизни каждого

Человека - взрослого и

Ребёнка – должна стать

толерантность

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм всё чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. И тогда я решила, что своих детей я буду воспитывать в духе толерантности, в духе высокой ответственности за своё поведение.

Тема моей творческой презентации: «Воспитание социокультурной толерантности у дошкольников».

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и  представителями других культур. В детском саду мы чаще используем понятия: как дружба, сострадание, любовь, понимание. Что в свою очередь и являются компонентом толерантности.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому новизна моей темы состоит в том, чтобы создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребёнка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности. Формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Цель моей творческой презентации: создание условий формирования толерантности у детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Для достижения этой цели поставила

Задачи:

Образовательные:

-дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

-формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;

-формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;

Развивающие:

-развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе;

-стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;

-способствовать развитию положительных эмоций путём общения.

Воспитательные:

-обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;

- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, к родному краю;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.

Свою работу я начала с анализа программы «Детство», ознакомилась с Декларацией ЮНЕСКО, с Конвенцией о правах ребёнка, с законом образования РФ, с федерально-государственными образовательными стандартами, где много говорится о толерантности, с подбора литературы по данной теме, изучения исследований А.Г. Асмолова, Е.Ю. Клепцовой; трудов Т.В. Макаровой, В.Г. Маралова, посвящённых воспитанию толерантности у дошкольников, разработала проект на тему: «Народы России», составила перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы.  Работала  над созданием предметно-развивающей среды, подбирала методы и приёмы работы с детьми, составила картотеку сказок и игр разных народов.

Наметила основные направления по формированию социокультурной толерантности у детей: Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания; формирование навыков коммуникации; развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов; изучение национальных особенностей других народов.

Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС:

Главным из которых является

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

В реализации инновационного опыта мною использованы следующие технологии:

  • проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
  • использование Информационно-Коммуникативных Технологий, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; а также на родительских собраниях, семинарах, деловой игре с воспитателями.
  • интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
  • здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на непосредственно образовательной деятельности.

Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников, используя следующие формы работы: режимные моменты, игровая деятельность, Непосредственно-Образовательная Деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.

При этом использую следующие методы и приёмы:

  1. Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, ситуативный разговор.
  2. Наглядный метод: наблюдения, показ картины, иллюстрации, Информационно – Коммуникативные Технологии,  в которых показано поведение людей в окружающем мире.
  3. Практический метод: игра(сюжетно-ролевые («Детский сад», «Больница», «Семья»), дидактические («Друзья – товарищи», «Узнай по описанию»), игры- занятия(«Клубочек», «Если с другом вышел в путь»), игровые упражнения(«Давайте жить дружно», «Угадай, кто это», «Я поступаю хорошо»), настольные игры («Подбери костюм», «Собери картинку»), подвижные («Раю, раю», «Гори, гори ясно»).
  4. Использую психогимнастику, направленную на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Моё настроение», «Весёлый – грустный»);
  5. Этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми(«Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
  6. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Включение в образовательный процесс работу по воспитанию социокультурной толерантности у дошкольников, потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.

У нас в группе есть:

1. Книжный уголок.

2. Уголок музыкальных народных инструментов.

3. Уголок ряженья, где дети знакомятся с национальными костюмами.

4. Уголок изобразительной деятельности.

5. Уголок Мордовской культуры.

А так же в группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности. Музыкальным руководителем для слушания сделана подборка музыкальных произведений и наглядные пособия с изображением и звучанием  инструментов разных народов мира, создаются танцевальные композиции, которые включаются в проведение праздников (мордовский танец, русский хоровод и пр.). Имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; презентации, коллекции кукол в национальных костюмах.

Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений : «День толерантности», «Масленица» и др.

Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.

В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.

С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию», дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процесс подвижных игр : «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» -мордовская игра, «Бум урьш – татарская игра», и др.

Детям предлагаю игры и упражнения, направленные на :

-развитие навыков общения.

-развитие чувства близости с другими детьми.

- развитие умения понимать настроение окружающих.

-развитие умения соблюдать дистанцию в общении.

-проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.

С детьми мы обсуждаем и проигрываем ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и  сочувствие взрослым и сверстникам;

Большой помощник в воспитании «Толерантности» - сказка. Через сказочные образы ребёнок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.

При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», я учила детей быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.

Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться.                                 Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.

Так же я в группе провожу тематические недели:

Неделя Дружбы. В течении недели мы беседуем о дружбе народов разных стран, играем в дидактические игры, организовываем выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».

Неделя Доброты. Всю неделю вместе с воспитанниками размышляли о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читали сказки , пословицы и поговорки, играли в сюжетно-ролевые игры, создали копилку добрых дел. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я провожу в группе большую работу. Мы провели экскурсию к памятнику павшим воинам, посетили краеведческий музей. Нами запланирована тематическая неделя на тему: «Великий День Победы».

Я постараюсь доступно рассказать детям о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов, просмотрим презентацию «Детям – о войне», послушаем тематические песни, организуем выставку детских работ совместно с родителями «Война - глазами детей».

Вместе с педагогом – психологом мы провели диагностику эмоционально – личностной сферы детей, применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», при помощи которых мы дали оценку личности ребёнка и получили данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми; «Два домика» - выявили характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др;                                 Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформирована способность к общению со сверстниками и сопереживанию друг другу.

В результате системной работы с детьми к концу года,  у детей проявляется высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменились взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.

Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья. Работу с родителями провожу с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений, используя следующие формы:

-родительские собрания, анкетирование;

-консультации, беседы, рекомендации, различные акции, составление совместных проектов.

-совместные праздники и экскурсии, открытые занятия и творческие выставки.

Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности, как необходимых  условий диалога цивилизаций».

Я не остановлюсь на достигнутом и буду дальше продолжать работать над этой темой со своими воспитанниками, так как дошкольный возраст –важный период в формировании базиса культуры личности, воспитании доброжелательности, терпимости и лояльности к другим людям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя Пугачёвой Т.Е.

Современный мир жесток.

Жестокими стали и дети

А нормой жизни каждого

Человека - взрослого и

Ребёнка – должна стать

толерантность

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм всё чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. И тогда я решила, что своих детей я буду воспитывать в духе толерантности, в духе высокой ответственности за своё поведение.

Тема моей творческой презентации: «Воспитание социокультурной толерантности у дошкольников».

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и  представителями других культур. В детском саду мы чаще используем понятия: как дружба, сострадание, любовь, понимание. Что в свою очередь и являются компонентом толерантности.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей, поэтому новизна моей темы состоит в том, чтобы создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребёнка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности. Формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Цель моей творческой презентации: создание условий формирования толерантности у детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Для достижения этой цели поставила

Задачи:

Образовательные:

-дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

-формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;

-формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;

Развивающие:

-развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе;

-стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;

-способствовать развитию положительных эмоций путём общения.

Воспитательные:

-обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;

- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, к родному краю;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.

Свою работу я начала с анализа программы «Детство», ознакомилась с Декларацией ЮНЕСКО, с Конвенцией о правах ребёнка, с законом образования РФ, с федерально-государственными образовательными стандартами, где много говорится о толерантности, с подбора литературы по данной теме, изучения исследований А.Г. Асмолова, Е.Ю. Клепцовой; трудов Т.В. Макаровой, В.Г. Маралова, посвящённых воспитанию толерантности у дошкольников, разработала проект на тему: «Народы России», составила перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы.  Работала  над созданием предметно-развивающей среды, подбирала методы и приёмы работы с детьми, составила картотеку сказок и игр разных народов.

Наметила основные направления по формированию социокультурной толерантности у детей: Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания; формирование навыков коммуникации; развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов; изучение национальных особенностей других народов.

Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС:

Главным из которых является

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

В реализации инновационного опыта мною использованы следующие технологии:

  • проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
  • использование Информационно-Коммуникативных Технологий, позволяющий более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; а также на родительских собраниях, семинарах, деловой игре с воспитателями.
  • интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
  • здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на непосредственно образовательной деятельности.

Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников, используя следующие формы работы: режимные моменты, игровая деятельность, Непосредственно-Образовательная Деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.

При этом использую следующие методы и приёмы:

  1. Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, ситуативный разговор.
  2. Наглядный метод: наблюдения, показ картины, иллюстрации, Информационно – Коммуникативные Технологии,  в которых показано поведение людей в окружающем мире.
  3. Практический метод: игра(сюжетно-ролевые («Детский сад», «Больница», «Семья»), дидактические («Друзья – товарищи», «Узнай по описанию»), игры- занятия(«Клубочек», «Если с другом вышел в путь»), игровые упражнения(«Давайте жить дружно», «Угадай, кто это», «Я поступаю хорошо»), настольные игры («Подбери костюм», «Собери картинку»), подвижные («Раю, раю», «Гори, гори ясно»).
  4. Использую психогимнастику, направленную на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Моё настроение», «Весёлый – грустный»);
  5. Этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми(«Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
  6. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Включение в образовательный процесс работу по воспитанию социокультурной толерантности у дошкольников, потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.

У нас в группе есть:

1. Книжный уголок.

2. Уголок музыкальных народных инструментов.

3. Уголок ряженья, где дети знакомятся с национальными костюмами.

4. Уголок изобразительной деятельности.

5. Уголок Мордовской культуры.

А так же в группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности. Музыкальным руководителем для слушания сделана подборка музыкальных произведений и наглядные пособия с изображением и звучанием  инструментов разных народов мира, создаются танцевальные композиции, которые включаются в проведение праздников (мордовский танец, русский хоровод и пр.). Имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; презентации, коллекции кукол в национальных костюмах.

Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений : «День толерантности», «Масленица» и др.

Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.

В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.

С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию», дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процесс подвижных игр : «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» -мордовская игра, «Бум урьш – татарская игра», и др.

Детям предлагаю игры и упражнения, направленные на :

-развитие навыков общения.

-развитие чувства близости с другими детьми.

- развитие умения понимать настроение окружающих.

-развитие умения соблюдать дистанцию в общении.

-проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.

С детьми мы обсуждаем и проигрываем ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и  сочувствие взрослым и сверстникам;

Большой помощник в воспитании «Толерантности» - сказка. Через сказочные образы ребёнок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.

При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», я учила детей быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.

Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться.                                 Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.

Так же я в группе провожу тематические недели:

Неделя Дружбы. В течении недели мы беседуем о дружбе народов разных стран, играем в дидактические игры, организовываем выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».

Неделя Доброты. Всю неделю вместе с воспитанниками размышляли о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читали сказки , пословицы и поговорки, играли в сюжетно-ролевые игры, создали копилку добрых дел. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я провожу в группе большую работу. Мы провели экскурсию к памятнику павшим воинам, посетили краеведческий музей. Нами запланирована тематическая неделя на тему: «Великий День Победы».

Я постараюсь доступно рассказать детям о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов, просмотрим презентацию «Детям – о войне», послушаем тематические песни, организуем выставку детских работ совместно с родителями «Война - глазами детей».

Вместе с педагогом – психологом мы провели диагностику эмоционально – личностной сферы детей, применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», при помощи которых мы дали оценку личности ребёнка и получили данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми; «Два домика» - выявили характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др;                                 Результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформирована способность к общению со сверстниками и сопереживанию друг другу.

В результате системной работы с детьми к концу года,  у детей проявляется высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменились взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.

Особую роль, а точнее самую важную роль в воспитании чувства толерантности у детей играет семья. Работу с родителями провожу с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений, используя следующие формы:

-родительские собрания, анкетирование;

-консультации, беседы, рекомендации, различные акции, составление совместных проектов.

-совместные праздники и экскурсии, открытые занятия и творческие выставки.

Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности, как необходимых  условий диалога цивилизаций».

Я не остановлюсь на достигнутом и буду дальше продолжать работать над этой темой со своими воспитанниками, так как дошкольный возраст –важный период в формировании базиса культуры личности, воспитании доброжелательности, терпимости и лояльности к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...