Осенняя прогулка в подготовительной группе "Жизнь растений осенью"
консультация (подготовительная группа)

Шкарупова Ольга Владимировна

Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_progulka.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя прогулка в подготовительной группе «Жизнь растений осенью»

         Цель:

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью , учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды , выявлять причины происходящих изменений.
  2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель:  Ребята! Я получила такое с.м.с. сообщение. Здравствуйте ребята ! Я, Старичок-Боровичок , очень расстроен тем , что в природе происходят странные вещи : листья с деревьев облетели , трава засохла , кусты торчат , как палки. Неужели природа погибает.

Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель: Давайте примем такое решение : все проверим на месте .Посмотрите внимательно вокруг и послушайте стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Наблюдение : Какие изменения произошли на нашем участке ? Почему ? Наступила поздняя осень .  Дети вспоминают , какая погода была ранней осенью , как выглядели растения , подмечают , что переменилось. Предложить детям походить по участку , рассмотреть деревья , обратить внимание на почки , рассмотреть семена клена , определить на что они похожи, сравнить лиственницу и ель , изучить их шишки , отогнуть чешуйки шишек , рассмотреть семена , определить какая из двух шишек тяжелее. Показать рябину , дать попробовать ягоды , предложить ответить почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить какие на вкус ягоды и кто будет ими питаться зимой.

Воспитатель:  Отгадайте загадку:

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я …     (Осень)

Давайте сделаем вывод , что произошло бы в природе , если бы сразу после лета наступила зима ?

Дети: Все растения бы погибли , так как не успели бы приспособиться к холодам.

     Воспитатель: Сегодня мы с вами начнем научное исследование ,  которое покажет нам как деревья готовятся к зиме  , что происходит с опавшими листьями . В конце прогулки вас ждет сюрприз.

Эксперимент «Скользкие листья»

     Цель: Посмотреть , потеряют ли листья влагу

Материалы: Листья деревьев по кол-ву детей с черенками , веревка , ножницы , линейка или палочка вазелин.

Действия: 1. Привязать отрезок веревки к черенку каждого листа. Потом привязать другой конец веревки к палочки или линейки . Разложить листья так , чтобы они не касались друг друга .

2. Один лист намазать вазелином с обеих сторон . На второй лист нанести вазелин только на нижнюю сторону листа , а на третий лист только на верхнюю сторону и т.д. Последний лист оставить совсем без вазелина.

3.  Оставить так на несколько дней и посмотреть на разницу между листьями.

4.  Лист , на котором совсем нет вазелина , высохнет и умрет первым. Это потому , что влага из листа испарилась в воздух. Вазелин предотвращает такое быстрое испарение воды через поры листа. Вот почему лист , покрытый вазелином с двух сторон , остается свежим дольше других.

Воспитатель: Молодцы! А теперь настало время поиграть.

Подвижная игра «Поймай грибок»

Цель- упражнять в беге врассыпную с уворачиванием , развивать навыки пространственной         ориентации.

Ход игры.

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Дети «Грибники» (стоят в парах лицом друг к другу , взявшись за руки). Ловят «грибы» (заключить в свой круг).

Воспитатель:   Ребята кто притаился под этим растением ?(Старичок-боровичок).

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших) 

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок: Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок: Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который  приносит человеку бодрость и свежесть.

Воспитатель: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. 

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Воспитатель:  Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам задание от старичка-боровичка. Индивидуальная работа:

1.Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Угадай»-угадать на ощупь , что положили в ладошки.

2. Труд : сбор листвы с участка.

3. Выложить рисунок из березовых листочков.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о березе?

1 ребёнок: Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Воспитатель:А почему дерево не падает?

Дети: Корни держат.

Воспитатель:Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Воспитатель:Молодцы ребята! Ну так что , корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети: Да!

Воспитатель:Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель: Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Воспитатель:На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

Осень:  Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть.  Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень: Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле – еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя прогулка в подготовительной группе "Что происходит осенью в лесу?"

Прогулка проводится по экологической тропе - уголок леса детского сада. Цель: закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особеннос...

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе.

·        Закрепить приметы осени. Дать детям возможность почувствовать стихию воздуха, познакомить с его свойствами....

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Образ жизни птиц осенью»

Конспект осенней прогулки в подготовительной группе "Образ жизни птиц осенью".Прогулка составлена в соответствии с ФГОС ДО....

Осенняя прогулка в подготовительной группе

Ход прогулки.I часть: Наблюдение за признаками осени- Сейчас мы с вами поищем следы осени.- Какая сегодня погода?-  А как мы узнали, что наступила осень? (По признакам.)- Какие признаки осени вы ...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Золотая осень»

Цели и задачи:Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие - «ЛИСТОПАД». Закреплять знания признаков осени, названий деревьев, определять цвет осенних листьев. ...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Золотая осень»

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие - «ЛИСТОПАД». Закреплять знания признаков осени, названий деревьев, определять цвет осенних листьев. Способствовать...

Конспект прогулки в подготовительной группе Тема: «Осенняя прогулка»

Конспект прогулки в подготовительной группеТема: «Осенняя прогулка»Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....