Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Мы живем в России"
проект (старшая группа)

Герасимовская Элла Сергеевна

ф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvennomu_starshaya.docx459.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА  

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»  

 

Разработчик: Герасимовская Элла Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск, 2019

 

Актуальность

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,  заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого  

                                                           зависит жизнь растения на протяжении не-

скольких десятилетий, так учитель должен заботиться  о воспитании у своих детей  

чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский  

 

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышу? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача нас, педагогов и родителей, - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личностной убежденности и вдохновения. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».  Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях наших традиций, и  если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну. Необходимо начинать эту работу со знакомством своего города.

Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, основами культуры, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к защитникам Родины.

Также большое место в программе уделяется ознакомлению старших дошкольников с историей родного края. На современном этапе мало разработанных программ, направленных на ознакомление с нашим Красноярским краем. Есть только разработки занятий. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.  

 «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагога по патриотическому воспитанию детей  

У каждого места на земле есть своя история. Красноярс имеет свою историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нужно стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Но, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины.

Любой край, где бы человек нежил, неповторим, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, прежде всего, должны продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края то, что можно увидеть только здесь. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.  

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.  

В связи с этим нами была разработан проект для детей старшего дошкольного возраста , целью которого является: Воспитание интереса и уважения к ценностям  духовной культуры и традициям, истории своей Родины.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с важными событиями истории Руси, традициями, бытом, а также с историей малой родины, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к защитникам родины.

В программе подобран, обобщен, систематизирован материал по ознакомлению с родным Красноярским краем как составляющую и неотъемлемую часть нашей страны.

Содержание и реализация проекта «Мы живем в России»

 Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины.  

Задачи:

  • познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни;
  • формировать у детей представление о родном крае и традициях Красноярского края;
  • развивать интерес к наследию прошлого: о людях, воинах, армии охраняющей нашу Родину, их деятельности.
  • воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине, своему народу.

 

Формы организации воспитания и обучения. 

Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактически, подвижные игры, экскурсии, игры-беседы, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей.  

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей  представлена в следующих блоках:  

  1. «Культура и традиции Руси».

Цель: познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, бытом и укладом жизни. Показать национальный колорит обычаев и традиций. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.

  1. «Красноярск – моя малая родина»

Цель: формировать у детей представление о родном крае. Знакомить с достопримечательностями, историей города Красноярска и родного края.  

Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с обычаями, традициями, игрушками и играми коренного населения.

  1. «Будем Родине служить»

Цель: - развивать интерес к наследию нашего народа его героическому прошлому: людям, воинам, армии их деятельности. Знакомить с некоторым и родами войск. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представ  

В каждом блоке используются различные виды детской деятельности:

  • познавательная
  • художественно-творческая - художественно – речевая
  • двигательная деятельность

 

Особенности планирования работы.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа строится в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  • Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности;  
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 

Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:

  • Проведение бесед, игр-бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
  • Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время;
  • Игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы;
  • Досуговые мероприятия (сюжетно-ролевые игры, творческие, развлечения).

 

Перспективный план работы в старшей группе (5-6 лет)

1 блок «Культура и традиции Руси»

Формы работы

Цель

1.

Игра-беседа «Первые люди на земле»

Формировать представление о первых людях – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости; представление о происхождении названия «Русь».

2.

Досуг «Кто такие славяне»

Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням.

3.

Познавательная беседа «…Откуда есть пошла Земля Русская…»

Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде, о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам.

4.

Досуг «Путешествие по реке времени»

Продолжать учить детей внимательно слушать, думать, задавать вопросы; углублять знания о Древней Руси; Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение к дому, к семье; формировать грамотную, правильную речь; расширять и обогащать словарный запас; учить активно использовать в речи сравнения, метафоры.                                                                            

5.

Дидактическая игра «Реки России»

Учить детей работать с картой (глобусом), находить на карте главные реки России: Днепр, Волга, Лена, Енисей, Обь. Расширять знания о великой роли рек в жизни людей.

6.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Углублять знания детей о времени, закрепляя представление о часах, днях недели, месяцах и т.п.

7.

 Познавательная бесед «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи».  

Познакомить детей с историей народного костюма, с его элементами вышивок, символикой.

8.

Дидактическая игра «В гостях у Хозяюшки – загадушки»

Учить различать народные изделия; знать потешки, загадки.

9.

Вечер-развлечение «Чудесный короб

Закрепить представления детей о русском фольклоре.

10.

Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Знакомить с лучшими традициями русского народного творчества.

11.

Познавательная         беседа         «Русские матрешки»

Знакомить детей с историей создания кукол. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки. Воспитывать желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества.

12.

Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек»  

 

 

Продолжать формировать у детей понятие «русская народная игрушка», знакомить детей с народной дымковской игрушкой; воспитывать эстетическое отношение у детей к народным игрушкам.

13.

Дидактическая игра «Учимся рассматривать иллюстрации»

Учить различать своеобразие рисунков, узоров.

14.

Познавательная беседа «Моя Родина»

Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине.

15.

Игра-путешествие         «Береза-символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; создать в воображении детей образ Родины; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

16.

Вечер-развлечение «В гости к нам пришла матрешка»

Расширять знания о русских народных песнях.

17.

Викторина «По Руси великой»

Закреплять знания детей об истории русской народной культуры.

18.

Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины».

Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

19.

Познавательная беседа «Государственные символы России»

Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.

20.

Игра-беседа         «Собери         старинный флаг»

 Знакомство с историей российских флагов. Изготовление и рассматривание древних флагов.

21.

Дидактическая игра «Чей это флаг»

Знакомство с технологией составления и расшифровки пиктограмм.

2 блок «Красноярс – моя малая родина»

 

Формы работы

Цель

1.

Игра-путешествие «Широка страна моя родная»

Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, государственной символике, достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

2.

Экскурсия «Путешествие по родному городу»

Продолжать знакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.

3.

Игра-беседа «Мы живем здесь»

Знакомить с планом своего района. Дать представление о том, где, на какой улице, в каком месте на плане изображен его дом, кто из детей живет рядом. Воспитывать дружелюбные отношения среди детей

4.

Игра-беседа «Герб города»

Дать представление детям о гербе родного города. Учить выделять герб города из других знаков.  

5.

Познавательная беседа «Я люблю тебя-Красноярск»

Расширять экологические представления о растительном и животном мире Красноярска. Знакомить с картой природных зон России, чтобы дети могли лучше представить ландшафты нашей страны, округа, ее природу, растения, животных. Воспитывать бережное отношение к природе Красноярска.

6.

Игра-беседа «Наш родной город»

Знакомить детей с планом города. Дать им возможность усвоить условные обозначения, при помощи которых указываются разные объекты на плане. Воспитывать патриотические чувства любовь и гордость за свой город.

7.

Игра-развлечение «История одной куклы»  

Знакомить детей с куклами и играми народов Красноярского края. Продолжать формировать у ребенка культуру мышления и навыки исследовательской деятельности: умение задавать вопросы, описывать предмет, имитировать движения, звуки животных и птиц.

8.

Познавательная беседа «Известные люди нашего края»

Познакомить с творчеством Астафьева : Дать краткие биографические сведения. Воспитывать чувство уважения к людям прославляющим югорский край; чувство гордости за свою малую Родину.

9.

Фотовыставка «Моя родина»

Обобщить знания детей о родном городе, крае. Воспитывать чувство гордости и любви к родным местам.  

3 блок «Будем Родине служить»

 

Формы работы

Цель

1.

Познавательная беседа «Наша родная армия»

Уточнить представление детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная»

2.

Игра-соревнование «Вместе с папой»

Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели.

3.

КВН «Будем в армии служить»

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

4.

Познавательная беседа « Маленькая история про большую войну»

Продолжать формировать умения у детей отвечать на вопросы по картине, строить рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, внимание, память, Воспитывать гордость, любовь и уважение к защитникам Отечества.

5.

Беседа «9 Мая – День Победы»

Активизировать знания детей об армии. Вызвать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинов.

6.

Литературная композиция «День Победы»  

Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.

7

Экскурсия «По памятным местам» и к Вечному огню с возложением цветов.

Знакомить с памятниками защитникам Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     

         


Диагностический инструментарий определения оценки освоения проекта.

 Викторина «Русская изба».

Цель: выявить сформированность представлений детей об облике русской деревни.

а) Какие элементы избы украшали рисунками? (Наличники, лобовая доска)

б) Что еще украшали узором? (Платки, сарафаны, рубахи, кокошник, игрушки)

.

в) Какой использовался орнамент? (Геометрический).

г) Из каких геометрических орнаментов состоит узор? (Из круга, ромба, квад-

рата и т. д.). 

д) Что обозначает слово «холст»? (Ткань). 2) Викторина «По Руси великой».

Цель: выявить знания детей об истории русской народной культуры. а) Назовите дерево- символ русской земли. (Береза).

б) Спойте хороводную песню.

в) Как в старину назывался русский деревенский дом? (Изба).

г) Какой русский праздник отмечали в конце зимы – в начале весны? (Масленица).

д) Какой музыкальный инструмент сопровождал пение былин? (Гусли).

е) Как называлась обувь крестьян плетеная из лыка? (Лапти).

ё) как крестьяне узнавали погоду? (По приметам, календарю).

ж) Назови былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.). 

з) Из чего состояла одежда богатырей? (Кальчуга, шлем). 

и) Назовите народные русские игрушки? (Хохломские, городецкие, дымковские). 

 Беседа «Земля моя родная – Красноярск».

Цель: выявить знания дошкольников о городе, крае в котором живут.

Материал:  фотоальбом «Мой город», «В гостях у хантов», карта округа.            

а) Назови город и округ в котором ты живешь.

б) Что такое улица? (Дома, стоящие в ряд).На какие части делится улица? (Проезжая часть, газон, тротуар).

в) Для чего существует адрес? (Ответы детей). 

д) Как называется центральная улица города?

е) Когда и где был основан город Красноярск?

ё)Сколько лет исполнилось нашему городу?  

ж) Какие памятные места города ты знаешь?

з) Назови города нашего округа?  

Дидактическая игра «Покажи на карте»

Цель: выявить умение детей работать с картой; находить на карте город Красноярск; показать границы округа , реки, протекающие по её территории.  

  1. Дидактические игры: «Найди настоящее», «Собери малицу», «Найди отлиие».

Цель: выявить знания детей о жизни, традициях .

Игра «Найди настоящее».

Описание: предлагаются картинки. Нужно из 5 промыслов найти один «лишний».

Игра «Собери малицу».

Описание: ребенок собирает малицу из составных частей, затем украшает её хантыйским ромбовидным узором, объясняя, что он означает («телячьи рожки», «заячьи ушки»).

Игра «Найди отличие».

Описание: Предлагаются картинки. Нужно найти 5 отличий в одежде хантов и назвать их.

 Беседа на тему «Будем Родине служить».

Цель: выявить знания о российской армии, о героическом прошлом нашей страны.

Материал: иллюстрации о воинах, «Парад на Красной площади.

Вопросы: Каких воинов российской армии ты знаешь? (Солдаты, моряки, летчики и.т.д.) Назови рода войск?(Военно-морские, сухопутные, военно-воздушные и т.д.) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 Мая? (День Победы.) Что ты знаешь о параде Победы? (Ответы детей). Что ты знаешь о георгиевской ленте?

Кто такие ветераны? ( старые люди, которые пережили и выстояли тяжелые военные годы) Что такое героизм? (Ответы детей).Расскажи о подвигах героевшкольников, которые ты знаешь?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей под-готовительной группы "Мы живем в России"

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и куль...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мы живем в России».

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Для чего человеку патр...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я живу в России»

Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственно...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастлив...