ВЗАИМОПОМОЩЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ
статья (средняя группа)

Взаимопомощь – это процесс взаимодействия между людьми, его качественная характеристика. Когда люди помогают друг другу между ними устанавливаются доверительные, доброжелательные взаимоотношения. Но чтобы этот процесс свершился каждый из его участников должен обладать рядом нравственных качеств личности: отзывчивостью, готовностью сопереживать, сорадоваться, владению стремлением к бесконфликтному разрешению ситуаций, владению необходимыми трудовыми умениями, знанием способов оказания разного вида помощи, направленностью на другого человека. Все эти качества воспитываются постепенно, но их истоки лежат в дошкольном возрасте, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок учится осознавать себя человеком, социальным существом, приобретающим опыт жизни среди других людей и познающим преимущества коллективных доброжелательных взаимоотношений в противовес отделению себя от других детей, подчеркивая свою самобытность и индивидуализированность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОПОМОЩЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ  ЛЮДЕЙ

    Взаимопомощь – это процесс взаимодействия между людьми, его качественная характеристика. Когда люди помогают друг другу между ними устанавливаются доверительные,  доброжелательные взаимоотношения. Но чтобы этот процесс свершился каждый из его участников должен обладать рядом нравственных качеств личности: отзывчивостью, готовностью сопереживать, сорадоваться, владению стремлением к бесконфликтному разрешению ситуаций, владению необходимыми трудовыми умениями, знанием способов оказания разного вида помощи, направленностью на другого человека. Все эти качества воспитываются постепенно, но их истоки лежат в дошкольном возрасте, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок учится осознавать себя человеком, социальным существом, приобретающим опыт жизни среди других людей и познающим  преимущества коллективных доброжелательных взаимоотношений в противовес  отделению себя от других детей, подчеркивая свою самобытность и индивидуализированность. Конечно, это процесс сложный, противоречивый. Сегодня  всё ещё отрицается коллективизм из-за опасности нивелирования личности, культивирования «стадности», развития конформности личности. Действительно, такая опасность существует. Но возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое  предполагает для своего выживания взаимодействие, взаимопомощь, взаимоподдержку.  Человек, лишенный  уз коллективизма, теряет смысл своего развития как социального существа. Любая  самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если это значимо ещё для кого-то, т.е. если оно востребовано другими людьми. Значит следует не отрицать коллективизм как пережиток прошлого на современном этапе, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.

Взаимопомощь – одна из ведущих структурных единиц коллективных взаимоотношений.  Базовым мотивом, побуждающим ребенка оказывать помощь является потребность в общении с симпатичным ему сверстником и потребность в положительной оценке своих действий со стороны взрослых.  На каждом  возрастном этапе дети способны к реализации процесса взаимопомощи по-разному. На ранних этапах развития ребенка он еще не может помогать другому, так как  еще не осознает  необходимости в этом для другого человека. Он сосредоточен на себе и на тех действиях, которые производит с ним взрослый. Он принимает помощь взрослого как должное.  Это так называемый первый вид помощи, когда взрослый, к примеру, одевает малыша и сопровождает словами свои действия: наденем рубашечку, вот рукав, в него нужно просунуть руку. Вот и надели рубашечку, а теперь ее застегнем и т.д.  Постепенно взрослый переводит ребенка на второй вид помощи: он делегирует  отдельные действия ребенку: ты уже умеешь сам надеть тапочки, надевай, а я тебе немного помогу. И здесь ребенок не возражает и также пока сосредоточен только на себе и на действиях взрослого. К трем годам, когда наступает кризис «Я сам!» ребенок начинает возражать против помощи ему даже взрослым. Но и сам он всё еще пока не «видит» сверстника рядом, не обращает внимания на то, как он одевается и нужна ли ему помощь. А вот к четырем годам, при условии  успешного прохождения кризиса, ребенок уже приобретает определенные трудовые умения, уже свободно выполняет трудовые действия в отношении себя и может видеть, чего не умеет сверстник и может помочь ему. И вот с этого момента и начинается воспитание в ребенке умения и желания помогать другому. При этом важно помнить, что взаимопомощь – процесс двусторонний, но с разной позицией участников процесса: один должен быть готовым оказать помощь, а другой – принять ее с благодарностью.  Каждый ребенок эпизодически бывает и в той и в другой позиции, но проявляет себя по-разному: с удовольствием, к примеру, помогает, но не любит, когда помогают ему или наоборот, не любит помогать, но с удовольствием предоставляет возможность другим сделать за него что-то, даже, когда мог бы сделать и сам.  Линия воспитания выстраивается, естественно, по-разному.

    Мы провели интересное исследование с детьми средней группы в современном детском саду и сравнили полученные данные с подобным исследованием, проводимым с детьми того же возраста но в другой исторический период – в 1972 году. Цель исследований была одинакова- изучить как понимают  дети, что значит взаимопомощь, нужна ли она, в каких случаях нужно оказывать помощь  сверстнику

Наблюдения за взаимоотношениями детей

В начале опытной работы мы поставили перед собой задачу проследить, как протекают взаимоотношения детей в играх без вмешательства взрослых.

Наблюдения показали, что в играх, протекающих без вмешательства взрослых, дети делятся на группы и контактируют в группах по-разному.

Например, в группе девочек, в которой играли Ульяна, Ясмина и Саша общение проходила преимущественно положительно, девочки играли в куклы, общались, разыгрывали простые сюжеты и всегда обменивались улыбками. В этой группе детей все же возникла одна проблема. Ульяна не смогла самостоятельно одеть куклу и очень расстроилась из-за этого, но тут же к ней подошла Саша и показала, как просто одеть платье кукле. Таким образом, девочки вместе одели куклу и продолжили играть.

В группе мальчиков, в которой играли Микаэль, Тимофей, Максим, Сережа и Максим Б. отрицательных моментов в общении было больше, нежели у девочек. Мальчики часто не могли поделить игрушки, особенно остро эта проблема была видна между Максимом и Микаэлем. В отличии от других мальчиков, Максим категорически отказывался делиться игрушками, которые он принес или которые он взял первым. Но если другие мальчики реагировали на эти отказы спокойно и выбирали себе другие игрушки, то Микаэль, не принимая отказа Максима, пытался отобрать их, тем самым заставляя плакать Максима, и плакал сам. Сережа, увидев эту ситуацию, поспешил предложить Микаэлю свою игрушку, но услышав отказ Микаэля, развернулся и ушел играть с Тимофеем, больше попыток помирить мальчиков он не предпринимал. В итоге этот конфликт никак не мог разрешиться без вмешательства воспитателя.

Была еще одна ситуация, в которой отчетливо прослеживалась взаимопомощь и отзывчивость детей этой группы. Два мальчика, Стас и Артем, решили поиграть в железную дорогу. Они разложили ее на ковре и стали собирать ее. Когда они почти закончили, мимо них пробегали два мальчика  Рома и Дима. Они играли в динозавров и решили, что им необходимо разрушить железную дорогу, такой сюжет был у их игры. Что они и сделали. Увидев это, Стас и Артем сразу же заплакали, несколько детей тут же среагировали и помогли мальчикам восстановить дорогу в разы быстрее, чем это делали Стас и Артем вдвоем. Мальчики тут же заулыбались, от слез не осталось и следа и они продолжили свою игру.

В этой группе есть мальчик с ДЦП – Христофор. Очень интересно было наблюдать за тем, как дети взаимодействуют с ним в процессе игры. К сожалению, объединяться с кем-то в группы и играть с детьми он не стал. Он предпочитает играть один и другие дети не стремятся позвать его в игру. Но нам повезло наблюдать интересную ситуацию, которая как раз таки относится  теме детской взаимопомощи. В процессе игры Христофор уронил утюжок, с которым играл, и одна деталь отломалась от утюжка. Починить его самому мальчику не удалось, но и помощь он просить не спешил, пытался все-таки его сделать сам. Увидев безуспешные попытки Христофора приделать деталь на место, к нему подошла Даша и предложила помочь. Христофор не сразу согласился, но Даша не отходила от него и ждала согласия Христофора. В итоге мальчик протянул Даше утюжок. Но вместо того, чтобы приделать деталь и отдать Христофору игрушку обратно, девочка показала ему, как нужно присоединить деталь, чтобы игрушка снова стала целой. После показа девочка снова сняла деталь и дала попробовать починить игрушку Христофору. У мальчика не с первого раза, но все-таки получилось починить игрушку, и он продолжил свою игру.

Нам стало интересно, как дети вообще общаются с Христофором, часто ли предлагают играть, помогают ему. Пообщавшись с воспитателями, нам удалось выяснить, что дети абсолютно не выделяют этого мальчика среди других детей. Они пытаются общаться с ним, также, пусть не часто, но все-таки зовут его играть, но каждый раз слышат отказ. Христофор всегда предпочитает играть один. Дети не перестают делать попытки в общении с Христофором, несмотря на его отказы.  Но помощь Христофор принимает почти всегда.

На этих примерах видно, что проявление простейших форм взаимопомощи и отзывчивости не редкость у детей 4-го года жизни. Более того, при проявлении этих ценных качеств настроение повышается не только у детей, которым помогли, но и у тех детей, которые помогали.

Следующая проблема, рассмотренная нами – влияние детских взаимоотношений на самочувствие детей. Эта проблема хорошо видна в играх со строительным материалом.

Мы наблюдали следующую ситуацию.

Расулу с Сережей было предложено построить каждому свой замок. Воспитатель поровну разделила детали между мальчиками. Мальчики принялись за работу. Расул строил свой замок медленней, в то время как Сережа, желая построить замок быстрее и выше, чем у Расула торопился. Когда он закончил, то посмотрев на почти достроенный замок Расула понял, что их замки будут по высоте одинаковыми. Тогда Сережа взял без спроса оставшиеся детали Расула. Воспитатель говорит Сереже о том, что детали были разделены поровну, и брать детали Расула нехорошо. На что Сережа отвечает, что он хочет замок больше и поэтому забрал детали. Расул в ответ говорит, что он не достроил свой замок и ему нужны те детальки, что забрал у него Сережа. На что Сережа показывает Расулу язык. Расул молча встает и уходит из-за стола с явно испорченным настроением.

Здесь мы явно видим то, что эта ситуация ухудшила самочувствие Расула, так как после этого мальчик еще долго ходил грустный и не хотел больше ни во что играть.

У детей 4-го года жизни отчетливо видны попытки помочь друг другу в процессе самообслуживания. В этот период дети приобретают большую самостоятельность, приобретают навыки, необходимые для самообслуживания, а так же усваивают основные правила поведения. Они становятся способными оказать друг другу помощь, что охотно делают.

Приведем пример.

Вернемся к Христофору, мальчику с ДЦП. В процессе сборов на прогулку Христофору всегда нужна помощь.  Мы наблюдали ситуацию, когда все дети почти оделись, а Христофор был еще не готов  к прогулке. Тогда Милана, увидев это, подошла к нему и предложила помощь. Конечно, маленькая девочка не в состоянии полностью одеть на прогулку ребенка, но все равно она решилась помочь ему. Она сделала то, что смогла, а остальное сделала воспитатель, поблагодарив Милану, что вызвало искреннюю улыбку на ее лице. Пообщавшись с воспитателем, нам стало понятно, что это не единичный случай, дети всегда стараются помочь Христофору и друг другу одеться на прогулку.

Хотелось бы обратить внимание на такое качество, как эгоизм у детей. В 4 года у детей уже можно заметить проявление и формирование этого качества. В статье Л.А. Пеньевской (1972г.) дан был пример о девочках-близняшках, к которым по-разному относились в семье, из-за чего у девочек сформировался разный характер. Нам посчастливилось увидеть в группе такой же пример разного отношения в семье к двум детям-двойняшкам. Это мальчик Стас и его сестра Алина.  Алина очень активная, веселая, добрая и улыбчивая девочка. Она с легкостью вступает в контакт со сверстниками, может поладить с любым ребенком из группы, постоянно улыбается, всегда готова поделиться игрушками с детьми. Стас же, наоборот, очень тихий, неразговорчивый мальчик. Его улыбку можно увидеть очень редко и чаще всего он улыбается  Алине, а не другим детям. В больших группах Стас не играет, он играет либо один, либо с одним ребенком. Игрушками Стас делиться не любит, если какой-то ребенок просит его игрушку, он не отдает, а если ребенок пытается отобрать игрушку, то Стас тут же ударяется в слезы. Конечно, и другие дети могу заплакать, когда у них отбирают игрушку, но Стас ведет себя немного по-другому. Стоит ребенку коснуться его игрушки, Стас тут же начинает плакать, но стоит ребенку отойти, он тут же успокаивается и продолжает играть. Стас очень любит обращать на себя внимание, но не для того, чтобы с ним играли, общались, он не хочет быть лидером. Его мотив - просто чтобы его пожалели, увидели его.

Вернемся к Алине, она достаточно самостоятельная девочка. При сборе на прогулку, ей иногда необходима помощь, но это заключается в помощи застегнуть куртку или достать шапку, так как она весит высоко. При этом Алина всегда обращается за помощью, не молчит и не плачет. Чего не скажешь о Стасе. Стас абсолютно не самостоятельный. Ему требуется помощь практически во всем, даже надеть свитер он не может без помощи кого-либо. При этом Стас не обращается за помощью, он не говорит о том, что у него что-то не получается. Он сразу начинает плакать и плачет до того момента, пока на него не обратят внимание.

Этот пример показывает нам насколько разный характер у этих детей. Мы не можем утверждать точно причину таких разных характеров этих детей. Но мы можем предположить, что в семье к детям относятся по-разному. Алина, окружена вниманием. А, видя попытки Стаса любым способом привлечь внимание к себе, мы можем предположить, что в семье мальчику уделяется не так много времени, как Алине, и ему просто не хватает внимания родителей. Здесь очень важна роль воспитателя, так как на него ложится большая ответственность за воспитание этих детей. Большую роль играют педагогические условия, при которых воспитываются дети. Ни в коем случае нельзя ругать Стаса за его поведение, так как это может только усугубить ситуацию, и ребенок замкнется в себе. Мальчик очень пуглив, при обращении к нему, на его лице сразу проявляется паника. Воспитателю следует найти правильный подход к этому мальчику. Обратить внимание на то, с кем из детей Стас чаще играет, необходимо развивать навыки коммуникации, так как в 4 года его характер, страхи, неумение ладить с другими детьми поддается изменению. Если упустить этот момент, то в будущем это исправить будет гораздо сложнее.

Изучение детских взаимоотношений(выявление детских взаимооценок)

Этот этап констатирующего эксперимента был одним из самых сложным и интересных. Для изучения детских взаимоотношений мы повторили опыт 1972 года. Использовав методику «Выявление детских симпатий», мы смогли понять отношение дошкольников друг другу. Методика заключалась в следующем. Было составлено 10 вопросов, изложенных в стихотворной  форме.

  1. Посмотри на эти лица.

С кем ты хочешь подружиться?

  1. Кто, придя в наш детский сад,

всем помочь бывает рад?

  1. А ты можешь показать,

кто не любит помогать?

  1. Кто заботливо дежурит,

ничего не позабудет?

  1. Кто из тех, что перед нами,

часто ссорится с друзьями?

  1. Кто из тех, что перед нами,

Редко ссорится с друзьями?

  1. Если ты чего не можешь,

кто из них тебе поможет?

  1. С кем ты любишь посмеяться,

иногда побаловаться?

  1. Кто из тех, кого ты видишь,

даже кошку не обидит?

  1.  С кем охотнее играешь;

дома по кому скучаешь?

Эти вопросы использовались нами для выявления детских симпатий к сверстникам, так же с помощью них мы пытались узнать кто из детей с кем любит играть, с кем комфортнее всего общаться, кто помогает в группе, а кто, наоборот совсем не любит помогать. В статье Л.А. Пеньевской предлагалось два варианта проведения игры:

  1. С использованием фотографий (беседа с ребенком велась наедине);
  2. Без использования фотографий (беседа проводилась со всей группой).

Мы выбрали второй вариант проведения этой игры. Так как при таком проведении мы не только узнали, как дети относятся друг к другу, но и сразу видели реакцию детей, про которых отвечал ребенок.

Играющие садились полукругом, один из детей становился перед ними, и  мы задавали ему вопросы. Отвечая, ребенок называл кого-либо из сверстников, а затем объяснял, почему он назвал именно этого ребенка. Так как детей в группе было много, игра проводилась несколько дней подряд, что только усиливало интерес и желание детей ответить на вопросы или услышать ответы сверстников.

Прежде, чем начать игру, мы проверили, насколько дети понимают смысл вопросов. Тут возникла проблема, дети отвечали одни и те же имена на противоположные вопросы, так как вопросы шли друг за другом. Они не совсем понимали, чем отличаются эти вопросы. Тогда мы поменяли местами вопросы, сгруппировав их: вопросы, требующие положительных взаимооценок детей, и вопросы, требующие отрицательных взаимооценок детей. После этого дети стали отвечать на вопросы более точно и развернуто, не называя одних и тех же детей на все вопросы.

Отвечая на первый вопрос, дети должны были назвать тех сверстников, с кем они хотели бы дружить. Вот какие ответы мы получили.

Даша. С Ясминой и Марком, потому что у Ясмины всегда красивые игрушки, а Марк добрый.

Милана. С Ульяной, потому что она смешно смеется, а еще у нее красивые резинки. А еще с Дашей, она мне куклу подарила.

Ясмина. Я хочу дружить со всеми, потому что я веселая.

Максим А. С Ромой, потому что он делает драку и с ним можно баловаться.

Микаэль. Я хочу дружить с Марком, потому что он играет со мной в самолет. А еще я хочу, что бы папа ходил со мной сюда, тогда он был бы моим лучшим другом.

Тимофей. С Димой, потому что у него есть робот и динозавр.

Дима. С Ромой и Расулом, потому что Рома балуется, а Расул самый старший.

Ульяна. Я хочу дружить со всеми девочками, потому что тогда мы сможем играть в куклы, и у нас будет большая семья.

Кира. С Таней, потому что она в старшей группе. И я Ясминой, потому что она веселая.

Сережа. С Димой, Ромой и Алешей, потому что с ними всегда весело и можно бегать и кричать.

Максим С. С Ульяной, потому что она красивая.

Марк. С Максимами, потому что они смотрят со мной книги, хотя иногда Максим С. дерется.

Андрей . С Димой, потому что у него огромный динозавр, а он его мне не дает.

Саша. С Марком, потому что он веселый и добрый.

Эти ответы детей показывают, что у большинства детей мотивом выбора является то, что у кого-то красивые игрушки, резинки. В других случаях, мы видим, что выбор детей обусловлен симпатией ребенка к сверстникам («он добрый и веселый», «с ним можно бегать и кричать»). Лишь один ребенок объясняет свой выбор отнюдь не самыми лучшими качествами сверстника( «он делает драку», «с ним можно баловаться»). Однако, ребенок не видит в этих качествах ничего плохо, наоборот, он считает, что это достоинство сверстника. Так же нас удивил ответ Микаэля, который помимо сверстника  упомянул своего папу. Поговорив с воспитателем, мы узнали, что этот ребенок очень привязан к папе, а папа в свою очередь: «Боготворит Микаэля». Поэтому не удивительно, что Микаэль упоминает своего папу при любом удобном случае.

На основе этих оценочных высказываний детей можно заключить, кому из сверстников они симпатизирует больше.

Отвечая на второй вопрос, дети должны были назвать тех детей, которые любят помогать другим. Вот какие ответы мы получили.

Милана. Я. Я всегда всем помогаю. И еще Марк, он всем девочкам помогает носить стулья.

Ясмина. Конечно, я. Больше меня никто не помогает.

Максим А. Я помогаю, когда меня просят.

Микаэль. Марк любит всем помогать. А еще Саша помогает мне.

Дима. Ох, я всегда помогаю, иногда так устаю от этого.

Ульяна. Все девочки помогают, а еще Марк.

Максим С. Расул, Марк, Андрей.

Саша. Я помогаю, я очень люблю всем помогать.

     Интересен тот факт, что, перед тем, как начать исследование, мы спросили мнение воспитателя о том, что могут ответить дети на этот вопрос. Воспитатель сказала, что очень многие назовут себя в качестве главных помощников. Но, отвечая на этот вопрос, только 5 детей из 14 в ответе назвали свое имя, что не так плохо. Хотя Дима, например, сказал, что он даже устает от того, что все время всем помогает. Мы решили понаблюдать, действительно ли Дима так много помогает другим детям. В процессе наблюдения, мы увидели, что Дима не так уж часто помогает детям, скорее, он помогает, когда ему напоминают о том, что нужно помогать или же просят об этом.

Много раз прозвучало имя Марка. Наблюдая за ним, мы увидели, что действительно, мальчик всегда охотно помогает всем и на занятиях, и в играх. Так же Марк действительно помогает девочкам носить стулья. Мы даже наблюдали ситуацию, когда стулья для всех детей были расставлены, Марк подумал, что воспитателю не хватит стула, он встал и принес стул воспитателю, сразу же сообщив об этом.

 Третий вопрос требовал от детей ответов о том, кто не любит помогать в детском саду.  Здесь мы наблюдали бурю эмоций, когда кто-то из детей слышал свое имя или же имя своего товарища. Приведем примеры ответов детей.

Даша. Рома не любит помогать.

Милана. У нас нет таких.

Ясмина. Я иногда не люблю.

Экспериментатор. Но ведь ты сказала, что помогаешь в группе больше всех.

Ясмина. Да, но у меня иногда плохое настроение и мне не хочется.

Микаэль. Ольга Владимировна говорит, что нужно всегда помогать, мы ее слушаемся.

Тимофей. Рома не любит. Он когда пластилин раскладывает, всем дает мало, а себе много берет.

Дима. Нет таких!

Ульяна. Мальчики не любят помогать, только Марк любит, а остальные нет.

Саша. Мальчики не любят помогать девочкам.

   

В ответе на четвертый вопрос, дети должны были назвать тех, кто лучше всего дежурит. Интересен этот вопрос тем, что дежурившие дети выполняли работу для всех детей, а не для кого-то конкретно.

Итак, при ответе на этот вопрос, чаще всего звучало имя Марка. Это нас не удивило, так как по предыдущим вопросам было понятно, что Марк очень ответственный и отзывчивый мальчик. Его имя прозвучало целых 9 раз. Так же звучали имена Тимофея, Саши, Даши, Ульяны – их назвали по 4 раза. Имена остальных детей, кроме Ромы, звучали по одному разу. Интересно, что хоть Рома и не присутствовал на исследовании, его имя все равно звучало довольно часто..

Отвечая на пятый вопрос, дети должны были назвать тех детей, которые чаще всего ссорятся с товарищами. Вот, что мы услышали.

Даша. Ясмина часто ссорится.

Милана. Дима, Рома, Ясмина.

Ясмина. Максим С., Дима.

Максим А. Сережа и Рома.

Тимофей. Максим и Дима.

Дима. Никто.

Ульяна. Мальчишки ругаются часто.

Кира. Ясмина меня обижает, но мы быстро миримся.

Сережа. Мы не ссоримся. Мы – хорошие.

Саша. Сережа. Он лизуном кидается. А Рома язык показывает.

Марк. Я ругаюсь иногда. Это плохо.

         Шестой вопрос был противоположен пятому. Дети отвечали про тех детей, которые редко ссорятся с друзьями. Напомним, что эти вопросы задавались, не друг за другом.

Ответы детей на этот вопрос совпадали при упоминании Марка. Он был назван 4 раза. Остальные ответы детей не совпадали. Мы услышали имена многих детей, но дети не сказали ничего про Рому и Диму. Дима сам про себя сказал, что он редко ссорится, а так же назвал Сережу. Он единственный, кто упомянул Сережу.  Этот вопрос поднял детям настроение. Все, кто слышал свои имена, сразу начали улыбаться, некоторые девочки смущались.

         Седьмой вопрос снова поднял вопрос о помощи и отзывчивости детей. Этот вопрос требовал от детей конкретных ответов о том, кто им больше всего помогает. На этот вопрос многие дети отвечали более развернуто, чем на все предыдущие, так как помимо вопроса, мы просили вспомнить детей в чем же им помогали их товарищи. Приведем примеры.

Даша. Мне часто помогает Ульяна. Когда мы лепим из пластилина, она помогает мне его размять, у меня никак не получается. А еще она помогает мне застегнуть молнию на платье, когда мы возвращаемся с прогулки.

Милана. Мне Марк помогает. Он мне стул приносит. А еще Даша помогает. Она мне хвост сделала и раскрасить вазу помогла.

Ясмина. Мне не нужна помощь, я всем помогаю.

Максим А. Мне помогает Расул. Если я не могу достать игрушку, он мне ее достает. Он большой. А еще мне помогает Ольга Владимировна, я всегда ее прошу, если не могу шарик  слепить.

Микаэль. Марк. Он помогал мне строить гараж для машины.

Дима. Если мне нужна помощь, то я прошу Сашу. Она же девочка, у нее всегда все получается.

Кира. Мне помогает Марк. Он добрый, его попросишь, и он поможет. Он мне столько раз помогал. Например, слова подсказывал, когда мы выступали.

Андрей. Мне Милана помогает, когда я не могу куртку застегнуть. Она быстро это делает. Тренируется, наверно.

    Итак,у каждого из детей мы видим разные рассказы о помощи. Кто-то помог кому-то в играх, кто-то на занятиях, кто-то при сборе на прогулку. Такое разнообразие помощи показывает нам, что отзывчивость и взаимопомощь у детей этой группы сформировано достаточно хорошо. Только Ясмина сказала, что ей не нужна помощь. Нам стало интересно так ли это, и Ясмина действительно не нуждается в помощи. Ее слова не оправдались, мы не раз замечали, что Ясмина просит помощи у ребят и воспитателя. Однако девочка не признает того, что ей помогают, она уверена, что все делает сама и только помогает окружающим.

      Восьмой вопрос вызвал у детей много улыбок, так как дети должны были назвать тех, с кем можно повеселиться и побаловаться.

Мы были не удивлены, что имя Димы прозвучало неоднократно. Многие дети вспоминали забавные истории, связанные с ним.

 Например.

Сережа. С Димой очень весело! Один раз мы одели его динозавра в кукольное платье!

При ответе на это вопрос Сережа просто заливался смехом и еле мог говорить. Дима поддержал его и тоже очень громко смеялся. Итак, имя Димы было названо 7 раз. Другие мальчики 5 раз назвали имя Сережи, 4 раза назвали Тимофея, Андрея, Марка, Максима С., 3 раза – Микаэля, Максима А.

Микаэль. С Тимофеем очень весело, мы слепили такого снеговика вчера! Он такой смешной!

В этом вопросе так же было названо имя Ромы. Оно прозвучало 5 раз. Но здесь дети вспоминали, не как они веселились с Ромой, а как баловались.

Сережа. Мы с Ромой спрятались под столом и напугали Сашу!

Максим С. Мы с Ромой Дашу за хвост дергали, а она ругалась.

Так же девочки часто называли имена друг друга. Многие девочки говорили, что весело со всеми девочками, потому что они вместе играют в куклы и валяются в снегу.

    В ответе на девятый вопрос, дошкольники должны было отметить самых добрых детей в группе.

 9 раз названо было имя Марка. Опыт заданных вопросов показал, что дети очень хорошо относятся к Марку, что Марк сам очень добрый мальчик, Дима, услышав свое имя только один раз, начал возмущаться и говорить всем, что он тоже добрый. Ясмина тоже расстроилась, ведь она назвала себя в качестве самого доброго ребенка в группе, а оказалось, что кроме нее так считает только Максим А.

Таким образом, с помощью этой методики, мы не только смогли выявить взаимооценки детей, но и дали услышать детям, что думают о них их товарищиОдной из задач нашего исследования было сравнение детей 1972 года и нашего времени. Проведя констатирующий эксперимент, мы поняли, что кардинальных изменений за 45 лет не произошло. Дети не сторонятся друг друга, не бросают в беде, не игнорируют проблемы и беды друг друга. Они не страшатся понятия «взаимопомощь». Дети нашего времени так же готовы помогать друг другу, пусть не все, пусть иногда с напоминанием, но готовы. Дети отзываются на чувства других детей, не проходят мимо, если у товарища произошла беда, ссора с кем-нибудь. Нам удалось увидеть не только отношения детей с их здоровыми, крепкими товарищами, но так же с детьми с ОВЗ. Именно такие отношения показали нам, что в наше время дети знают, что такое взаимопомощь и готовы помогать друг другу. В 1972 году такую ситуацию практически нельзя было нигде увидеть, сейчас же во многих детских садах можно увидеть детей с проблемами со здоровьем. Это дает людям увидеть детей, понять их чувства, намерения и узнать детский характер, научить помогать друг другу.

Однако несколько изменений произошло за эти долгие 45 лет. Первое – изменились мотивы детей при желании подружиться. Поскольку время не стоит на месте и 21 век считается веком технологий, то эти технологии коснулись и детей. Так же нет дефицита с игрушками, что дает детям возможность приносить в сад новую игрушку хоть каждый день. Итак, одним из самых популярных мотивов дружбы становятся игрушки и возможность рассказать друзьям, что у них есть. Не один раз мы слышали ответ на вопрос «почему ты хочешь подружиться?» «потому что игрушки красивые», «потому что у него есть машинка/трансформер/телефон» и т.д. То есть дети выносят на первый план не качества ребенка и даже не внешний образ, а именно игрушки. Возможно, это не так плохо, так как игрушка способствует сближению детей, а, следовательно, общению, дружбе, очень часто даже взаимопомощи. Конечно, дети часто ссорятся и конфликтуют из-за игрушек, у всех детей они разные,  и всем интересно, чем же игрушка товарищу отличается от собственной, а вдруг она лучше. Но ссоры и конфликты способствуют не только обидам, они дают возможность другим детям вмешаться в ситуацию и разрешить конфликт, что не раз наблюдалось нами.

Второе – это повышение детской самоуверенности. В статье 1972 года проценты детей, называющих свое имя в ответе на вопрос, был совсем мал. Мы же увидели, что около 30-40% детей нашего времени часто упоминают себя, как самых дружелюбных детей, заядлых помощников, несмотря на то, что это может быть совсем не так, но дети в этом уверены. Причину такого повышения самоуверенности детей  точно определить трудно. Конечно, ведущую роль играет воспитание, отношение к ребенку в семье, работы воспитателей детских садов. Так же причиной тому может быть то, что сейчас дети часто предоставлены сами себе, родителям иногда проще занять ребенка компьютером, телевизором, телефоном, играми, но ребенок играет в это один, при условии, что он один ребенок в семье. То есть у ребенка есть только «ОН», поэтому и на вопросы он называет себя. Так же в семьях с двумя и более детей может быть эта же причина, так как отношение к детям может быть разное, интересы детей могут не совпадать. Но опять же, то что ребенок называет себя в ответе на вопрос, мы не считаем, что это плохо. Если ребенок называет себя, значит, возможно, он хочет помогать, другой вопрос получается у него это или нет. Тут важна своевременная помощь взрослых, направление ребенка в нужное русло.

Итак, собрав воедино все результаты констатирующего эксперимента, тщательно проанализировав их, мы можем сказать, что за 45 лет, прошедших со времени написания статьи Л.А. Пеньевской, дети изменились, но, тем не менее, понятие «отзывчивость» и «взаимопомощь» присутствуют в их жизни, занимая не последнее место. Самое главное, чтобы взрослые не забывали о том, что нужно учить, подсказывать детям, напоминать, что нужно помогать, а также создавать такие ситуации, в которых дети могли бы проявить себя отзывчивыми товарищами и верными помощниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему)  у ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Русский фольклор - фундаментальная основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявитс...

Тема: «Дружба и взаимопомощь» Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Дружба и взаимопомощь»Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе...

Тема: «Дружба и взаимопомощь» Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Дружба и взаимопомощь»Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе...