Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал

Торжкова Валентина Леонидовна

Здоровьесберегающие технологии на НОД Музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx67.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные образовательные  технологии и методы в работе музыкального  руководителя дошкольного учреждения».

Суть технологий

Обновление содержания образования требует от педагога строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, использовать в своей работе современные образовательные технологии и методы.

                           Классификация педагогических технологий:

В ДОУ  могут быть  использованы такие образовательные технологии, как:

1)  Личностно-ориентированные  (гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания)

2) Технология исследовательской деятельности

3) Игровые технологии

4) Развивающие технологии

5) Технологии проектной деятельности

6) Здоровьесберегающие технологии

7) Информационно-коммуникационные  технологии  - ИКТ и др.

Кроме того, каждый педагог вправе выбрать для работы близкую для себя методику или технологию, овладеть ею и применять в практической профессиональной деятельности.

         Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах;  «собирание правил воспитательной деятельности».                                    

 Методика  включает в себя:

 1) цели: образовательные, развивающие, воспитывающие, практические              2) принципы     3) содержание   4) методы     

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал меня к знакомству с различными  Методиками.  Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой,  О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,  «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

В своей работе использую  Методику раннего музыкального развития Е. и С. Железновых «Музыка с мамой».  Характерной особенностью этой методики является игровая форма, доступность и практичность использования. Методику этих авторов применяю  во всех возрастных группах.  Аудиозаписи  Железновых   дарят детям массу положительных эмоций.

 Песенки на диске «Ав, мяу» для детей раннего возраста побуждают малышей к звукоподражанию, помогают формировать речь ребёнка, обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких.

   Пальчиковые игры, записанные на дисках авторов, помогают развивать речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

     Диск «Сказочки-шумелки» используется в работе для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах.  Сказки, звучащие на диске, рассказанные детскими голосами в сопровождении музыки и шумовых звуков, развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение детей раннего возраста. В старшем возрасте сказочки-шумелки могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

       Песенки с диска  для игрового массажа помогают выполнять разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие. Они воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение. Массаж дети старших групп делают друг другу.

     Подвижные игры, записанные на дисках Е. и С. Железновых учат дошкольников лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения.

      Разнообразные фонограммы из серии «Музыка с мамой» Е. и С. Железновых превращают музыкальные занятия в весёлую обучающую игру. При этом музыкальный руководитель не сидит за инструментом, исполняя музыку, а имеет возможность участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, использовать показ игрушек и действия с ними. Обеспечивается физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт между музыкальным руководителем и детьми.  

   Сущность  педагогической  технологии заключается в том,  что она имеет выраженную  этапность,  позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть  промежуточные и итоговые результаты  собственной   профес-сионально - педагогической  деятельности.

       В основе инновационных технологий  музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность,  объединяющая: пение,   ритмизированную речь,   игру на детских музыкальных  инструментах,   танец, импровизированное движение под музыку,   озвучивание  стихов и сказок, пантомиму,   импровизированную театрализацию.

В своей работе   использую следующие современные  образовательные технологии:

1) Здоровьесберегающие – музыкотерапия, сказкотерапия, логоритмика, цветотерапия;

2) Информационно-коммуникационные – показ слайдов, видео презентаций, просмотр фото- и видеоматериалов;                

  3) Использование игровых методов.

  Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы,   использование которых решает задачи:

●      развития  коммуникативных   навыков,                                                                            ●      работы над ощущением  формы,

●      развития  двигательной  координации,

●      развития  чувства  ритма.

Координационно-подвижные игры  (музыкальные и речевые)

 Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

 Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

  Ценность в пальчиковых игр  заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а так же  миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.      Пальчиковые игры:

●          развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

●          «предвосхищают» сознание,  его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

●          повышают общий уровень организации ребёнка.

●          направлены на развитие чувства ритма,  дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов.

            Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

●            удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

●            дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

●            удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

●            дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

●            музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Во вводной части  НОД  я применяю  –  упражнения под      музыку (или упражнения в элементах танца). Это активизирует вялых, малоподвижных детей, заставляет «проснуться», двигаться, и в свою очередь, дисциплинирует активных, бойких детей.

В основной части  применяются: 

1) Валеологические  песни-распевки –«Доброе утро» (с движениями),  «Трямди-песенка»

 2) Пальчиковая гимнастика – «Здравствуй солнце золотое»,  «Мишка»  

3)  Артикуляционные упражнения - «Котик Рыжик»,  «Ты мороз»,

4) Дыхательная гимнастика по  А.Н. Стрельниковой – «Ладошки», «Ах, какой хороший я»

5)  Песни, сопровождаемые движениями рук, а также с элементами муз.-ритм. движений  (в основном все песни с движениями)

6)  Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

7) Коммуникативные игры и танцы для развития  общения, позитивного самоощущения – «Я от тебя убегу» , «Помирились», «Здравствуй друг» и др.

В заключительной части я использую подвижные игры с целью раскрепощения детей, снятия зажатости.

Также дети с интересом смотрят слайды к занятию, фотографии со своим участием на мероприятиях, что позволяет применять ИКТ.

Вывод:  Использование современных образовательных технологий, дает положительный результат.  Дети с  удовольствием   занимаются, особенно им нравятся песни с движениями,  коммуникативные танцы, пальчиковая гимнастика, музыкальные игры.

Использование  здоровьесберегающих  технологий в образовательной области  «Музыка»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому я решила комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в процесс образования наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Этот вывод послужил стимулом для создания данной системы: на базе дошкольного образовательного учреждения были разработаны, научно обоснованы и апробированы структура и содержание музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями; формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий; технология музыкально-валеологического воспитания в условиях детского сада.

Новизна системы состоит в следующем:

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие  с жизнеутверждающей валеологичеекой песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Научная основа системы базируется на программах и методических пособиях:

  • по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной;
  • по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой. «Психогимнастика» М. Чистяковой;
  • по диагностике: «Диагностика и коррекция внимания» А. Осиповой, «Практикум по дошкольной психологии» Г. Урунтаевой.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта непосредственно в образовательной области «Музыка»- важнейшая задача, которую я поставила перед собой. В связи с этим решила что современные методы здоровье- сбережения должны присутствовать в разных видах моей педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Предлагаемые небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения принесут детям огромную радость и пользу для здоровья.

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни

Образовательные задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
  • Оздоровительные задачи:
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении - это организованный педагогический процессc, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
  5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, И. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили; нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. 11риемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность ктом, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевоемузицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строю на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен  без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное  музицирование  детей в группе.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих   здоровьесберегающих технологий:

Валеологические   песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день

Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

1)  положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; 2)способствуют восстановлению центральной нервной системы;    3) улучшает дренажную функцию бронхов;                   4)восстанавливает нарушенное носовое дыхание;                                  5) исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

         Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы

"Машина"   (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"  (закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Развитие продолжительности выдоха.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

 Оздоровительные и фонопедические упражнения.

         Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

тоже проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

Игровой массаж

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры.

         Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  1. И.С.Бах. "Шутка".
  2. И.Брамс. "Вальс".
  3. А.Вивальди "Времена года"
  4. Й.Гайдн. "Серенада"
  5. Д.Кабалевский "Клоуны"
  6. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  7. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  8. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  9. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  1. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  2. "Будьте добры" А.Санин
  3. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  4. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  5. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  6. "Если добрый ты" Б.Савельев
  7. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  8. "Настоящий друг" Б.Савельев
  9. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  1. Э.Григ "Утро"
  2. А.Дворжак "Славянский танец"
  3. Лютневая музыка XVII века
  4. Ф.Лист "Утешения"
  5. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  6. В.Моцарт "Сонаты"
  7. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  8. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  9. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  2. Л.Бетховен "Лунная соната"
  3. К.Глюк "Мелодия"
  4. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  5. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  •  повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  •  повышение уровня речевого развития;
  •  снижение уровня заболеваемости;
  •  стабильность физической и умственной работоспособности.

Актуальность.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.   Музыка – источник особой детской радости, и применение  на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Выполнять эту задачу эффективно мне помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.  Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю  отводиться особая роль.  Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду.  Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни  диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых педагогических технологий. Интеграция в педагогической  деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

 Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

 С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию -  «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой,  «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой,  методика Карла Орфа - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В своей работе я активно применяю приемы методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную  импровизацию, самостоятельность исполнения.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе  интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

      Методы работы

В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.

     Этот метод является новизной моего опыта. Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

Основная цель  метода  - научить детей любить и понимать музыку.  Осуществлению этой цели помогает мне  решение следующих задач:

  • развитие творческих способностей,
  • развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам,
  • обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей,
  • формирование элементарных музыкальных навыков.

    Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе -современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.  Метод  актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Тема патриотизма актуальна и значима в работе  ДОУ.  Разработаны и реализованы  проекты по патриотическому воспитанию: по фольклору «Мне посчастливилось родиться на Руси»  -   дети участвовали в праздничных фольклорных мероприятиях, узнали много нового материала о народных традициях, быте предков.                                                                                

Следующий проект посвящен Дню  Победы «Мой прадедушка был на войне». Вместе с родителями дети собирали сведения о своих родственниках – фронтовиках, знакомились на занятиях и экскурсиях с событиями Великой Отечественной войны, встречались с ветеранами тыла, узнали о воинах,  своих прадедушках, делали сообщения о них на праздничном утреннике, который назывался «Мой прадедушка был на войне»

Информационно – компьютерные технологии

   В  своей работе  применяю  компьютерные музыкальные программы, Pinnacle 12, Audacity.  ИКТ  позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи.  ИКТ очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка.        

    Функции демонстрационного материала на детских утренниках, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации,  созданные в приложении  Microsoft  Office  Power  Point.  Презентации заменяют множество картинок,  плакатов  и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по произведениям композиторов - классиков  - П.И.Чайковского, Генделя,  Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.  Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

     Всё чаще  использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить.  Движения  танца  дети могут смотреть  в видеозаписи. А  при разучивании движений,   стараются сделать так же пластично и эстетично. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

     К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно  - ищу в

интернете стихи, комплекты песен, на сайте «Обработка минуса» -транспонирую, меняю темп  минуса, подбираю в интернете  музыку к танцам.

     В  ноутбуке  я пишу планы, сценарии,  диагностику,

тексты песен, стихи, делаю видео презентации, храню аудио файлы в папках по всем тематическим разделам музыкального воспитания

       

       Использование  информационно  -  компьютерных технологий  :

·        психологически облегчает процесс усвоения  материала детьми;

·        возбуждает живой интерес к предмету познания;

·        расширяет общий кругозор детей;

·        возрастает уровень  использования  наглядности на занятиях.

Вывод:

        Использование информационных  технологий  в образовании дает возможность существенно обогатить,  качественно обновить  воспитательно - образовательный процесс в  ДОУ и повысить его эффективность.

 Владение и эффективное применение в практической деятельности современных образовательных технологий и методик повышает качество и результативность работы.

   Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе,  ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.  

     Методика Карла Орфа  открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки,  которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

      Восприятие классической музыки позволяет показать ребенку красоту, выразительность и изобразительность лучших примеров музыкальных произведений композиторов – классиков, воспитывать любовь к музыке, увидеть ее красоту и научиться ее понимать.

    Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания  с  нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а,  следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.  

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать  в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться.   Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка,  достигает решения главной цели моей работы и музыкального  воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Литература:

  1. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»  //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  2. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  3.  Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . -  №1. – с.10
  6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4

 

ДОКЛАД  К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ:

 «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Музыкальный руководитель

Торжкова В.Л. ДОУ № 139

г.Липецк 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...