Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность
статья

Ганжа Марианна Владимировна

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности, которые испытывают дети это недоразвитие слуха, зрения, двигательной системы и речи.

Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Но дети с ЗПР этого лишены. Очень часто у таких детей наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико – грамматической стороны.

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются» так и не входя в активный словарный запас ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития тормозит развитие новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого в группе имеются различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, теневого, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр - драматизаций, народных игр, аудиозаписи, маски-шапочки, набор игрушек художественные произведения, мини-гримёрная и уголок ряженья.

Театрализованная деятельность имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность героев близки детям и является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь.

В процессе работы дети учатся выражать свои мысли точно и правильно, увеличивается их словарный запас слов, улучшаются моторные умения и навыки. Дети с ЗПР становятся более естественными в своём поведении, эмоционально свободными и общительными. Используемая мной форма работы даёт большую возможность решать проблему по развитию речи у детей с ЗПР.

Развивая речь ребенка средствами театральной деятельности воспитатель должен:

-создавать условия для развития творческой активности детей;

-поощрять творчество;

- развивать способность свободно держаться при выступлении;

-побуждать к импровизации;

-создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а самое главное формировать выразительную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.

в данной статье в доступной для неспециалистов форме освещается применение театрализованной деятельности для работы  детьми с ЗПР...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Проект . Развитие речи детей младшей группы д.с. через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей младшей группы через театрализованную деятельность...

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные  технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...