педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
проект (старшая, подготовительная группа)

Казакова Елена Леонидовна

педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_melkoy_motorike.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Светлячок»

Педагогический проект на тему

« Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Разработали:

                                                                            Воспитатель:  Казакова Е.Л .

                                                                             Учитель – дефектолог: Томашова М.В.

                                            Таганрог  2018г

Тип проекта: Игровой, творческий

Актуальность:

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

    О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель проекта:

Укрепление психического и физического здоровья детей с ОВЗ посредством развития мелкой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы

     Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка через использование разнообразных форм, методов и приемов;

2. Развивать точность в координации движений рук и глаз, гибкость пальцев, ритмичность;

3. Стимулировать развитие речи;

4.Развивать разнообразные сенсорные впечатления, внимательность и способность сосредотачиваться;

5. Развивать коммуникативные способности детей.

6. Развивать психические процессы детей (память, воображение).

7. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.

2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.

3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.

4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения.

5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.

6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Продолжительность: Декабрь 2018 года.

Участники проекта: дети группы «Ромашка», родители

Ресурсы:

1. Информационные:

-библиотечный фонд;

-интернет ресурсы;

-картотека пальчиковых игр;

-консультации для родителей воспитанников;

2. Кадровые:

-воспитатель: Казакова Е.Л.

-дефектолог: Томашова М.В.

3. Материально-технические:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики, краска для рисования пальчиками, набор наглядного материала по сенсорике, мозаики, шнуровки, пазлы, ножницы, раскраски другое.

Этапы:

1 этап – подготовительный

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по заявленной теме.

Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей

Разработка консультаций для родителей.

     

     2 этап - основной.

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

Практический этап 

Работа с детьми:

Познавательное развитие

1. Работа с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки)

2. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);

3. Работа с разнообразными конструкторами (железными, пластмассовыми)

4. Пальчиковая гимнастика

5. Дидактические игры по сенсорному развитию.

Речевое развитие

1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, потешек, стихов

2. Рассматривание книжных иллюстраций.

Социально коммуникативное развитие

1. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

2. Трудовые поручения по подготовке и уборке атрибутов игрушек, материала.

Художественно-эстетическое развитие

1. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

2. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

3. Работа с природным материалом (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

4. Использование нетрадиционной техники рисования (пальцами, ладошкой, пластилином) 

5. Копирование узоров, рисунков, раскраски.

6. Различные виды мозаик

Физическое развитие

1. Дыхательные упражнения (оптимизируют газообмен и кровообращение, улучшают самочувствие, способствует концентрации внимания)

2. Артикуляционная гимнастика (работа над произношением определённых звуков).

3. Упражнения на координацию речи с движением.

4. Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, комплексы утренней гимнастики, во все режимные моменты

6. Подвижные и музыкальные игры

Работа с родителями:

1. Проведение индивидуальных консультаций, бесед для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка», «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

2. Проведение мастер-класс для родителей «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики”, «Поиграйте с ребенком дома».
3 этап заключительный

1. Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта;

2. Изготовление картотеки пальчиковых игр по лексическим темам.

Заключение:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

• тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом особенностей детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, дидактических игр и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

• удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта: научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"

Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...