Комплексы материалов и приемов для дошкольника.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Комарова Ирина Яковлевна

 

 

 

 

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_uprazhneniy_i_priemov.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ УО


   Создание особых условий для развития моторной сферы детей с нарушением интеллекта является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и, интеллектом у детей. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Тесная взаимосвязь интеллекта и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом. [8]Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др., предложенные, к примеру, такими авторами как А.Е. Белой, О.Н. Громовой. [13]. Как уже было отмечено ранее коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию моторных функций в условиях дошкольного учреждения должна осуществляться в образовательной среде, способствующей раскрытию потенциала ребёнка, жизненной компетенции, обеспечивающая ему безопасность, необходимые условия, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития.

   Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Главная задача - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

   Принцип развития.

Предполагает выделение в процессе в процессе коррекционной работы задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

 

   Принципы последовательности и систематичности.

Наличие системы придает организованность, последовательность: от простого к сложному. На этапе детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность.

   Принцип учета ведущей деятельности детей

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

   Принцип комплексного воздействия

Развитие и коррекция моторных функций ребенка должна осуществляться в тесном сотрудничестве со специалистами: руководителем физического воспитания, инструктором лечебной физкультуры, психологом и дефектологом.

   Принцип наглядности и доступности материала

Учитывая психологию, возрастные особенности детей наглядность и доступность материала играет большую роль. Весь наглядный материал и дидактические пособия должны иметь привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Для развития общей моторики в группах рекомендуется создавать «уголки физкультуры» с соответствующим спортивным инвентарем, который может использоваться в самостоятельной деятельности детей, на специально-организованной деятельности, выступать как элемент режимного процесса.  

Для развития мелкой моторики рук в группах рекомендуется создать сенсорный дидактический стол, который является частью центра развивающих игр. Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Детям нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши». Появляются новые методики: пескография, канистерапия, арттерапия.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. [1]

Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами.

На основе полученных данных были предложены комплексы упражнений и игровых приемов, направленных на развитие моторных функций детей с тяжелыми нарушениями речи, обоснованы основные принципы педагогической деятельности и обозначены средовые ресурсы, способствующие коррекции и развитию моторных функций детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данная работа может быть полезна педагогам, дефектологам и родителям, принимающим участие в воспитании детей с нарушениями интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

Комплекс материалов по валеологии Для возможного использования в работе

Комплекс материалов по валеологии Для возможного использования в работе...

Комплекс материалов по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект можно развивать в любом возрасте, но лучше начать заниматься его развитием с детства. В этом вам поможет комплекс материалов по развитию эмоционального интеллекта. Комплекс мож...