Проектная работа по самообразованию на тему: «Кто любит труд, того люди чтут».
проект (средняя группа)

Ладик Наталья Николаевна

Цели проекта:

- показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

- расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы;

-  формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

- воспитание устойчивого положительного отношения к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ladik_po_samoobrazovaniyu.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №22

города Ейска муниципального образования Ейский район

 

Проектная  работа по самообразованию на тему: «Кто любит труд, того люди чтут».

                                                                       Автор воспитатель:Ладик Н.Н  

 

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………..3

2. Теоретические аспекты……………………………………………. 4

3. Практические аспекты…………………………………………….. 5

4. Информационная карта проекта………………………………….7

5. Проект на тему «Кто любит труд, того люди чтут»…………… 9

6. Использованная литература…………………………………….. 15  

Введение.

Труд - это могучий воспитатель,

 в педагогической системе воспитания

А. С. Макаренко.

      Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

     Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

     Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

     Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Теоретические аспекты трудового воспитания.

 

       Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

        Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

        Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

       Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

       Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

       Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Практические аспекты трудового воспитания.

В процессе труда происходит:

  • Накопление практического опыта,
  • Формирование навыков и умений,
  • Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата,
  • Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,
  • Расширение кругозора,
  • Расширение словарного запаса,
  • Расширение представлений о сенсорных эталонах,
  • Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
  • Позволяет получать оценку,
  • Ощущение радости от результата труда,
  • Проявления внимания к партнерам по труду.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых:

  • Наблюдения
  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание картин и иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Организация посильной помощи взрослым
  • Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми
  • Партнерские взаимоотношения между ними.

      Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.

      Для решения данной проблемы, мы разработали проект по трудовому воспитанию с детьми средней группы.

Информационная карта проекта.

 Полное название проекта:  «Кто любит труд, того люди чтут».

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Тип проекта: групповой, практический, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Актуальность темы проекта:

     В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цели проекта:

- показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

- расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы;

-  формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

- воспитание устойчивого положительного отношения к труду.  

Задачи проекта:

- сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

- вызвать интерес к результатам трудовых действий;

- вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений;

-формировать представления об уходе за комнатными растениями: полив, подкормка;

- предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями;

- расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи, учить четко называть профессию и вид деятельности;

- развивать речь, обогащать словарный запас детей средней группы новыми словами и словосочетаниями.

Предполагаемый результат:

- устойчивый интерес  к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Этапы работы над проектом:

1. Подбор и изучение литературы.

2. Постановка цели, задач, классификация материалов, составление перспективного плана.

3. Реализация проекта

4. Итоговый.

5. Постановка новой проблемы по данной теме.

Реализация проекта по этапам:

  • Подготовительный этап –  реализовывался в течение трех дней:

- определена тема проекта;

- формулированы цели и определены задачи;

- составлен план совместной деятельности с детьми;

- подобран материал по теме проекта.

  • Основной этап – реализовывался в течение трех недель:

В работе с детьми:

1.

- Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями;

- Осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, рыхление почвы;

- Выращивание зелени (лук, чеснок) (мини – огород на окне);

- Подкармливание зимующих птиц;

- Посев семян, полив рассады, прореживание, прополка, сбор урожая;

- Уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка).

2. Ознакомление детей с хозяйственно – бытовым трудом (уборка игрушек, строительного материала, подклеивание книг и коробок, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных (полная сервировка стола).

3. Формирование навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, приводить ее в порядок (чистить, просушивать);

- Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом;

- Пользоваться платком, расческой;

- Прикрывать нос платком при чихании и кашле;

- Правильно пользоваться столовыми приборами;

- Полоскать рот после еды.

Именно в средней группе дети активно овладевают трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно – бытового труда и самообслуживания.

4. Знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых:

Наблюдения:

- за трудом дворника – знакомство детей с рабочими профессиями;

- за трудом водителя – развитие социальных отношений детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;

- за трудом врача – углубление знаний детей о деятельности врача;

- за работой педагогов и других работников детского сада;

Беседы:

- о труде людей транспортных профессий;

- о труде медсестры;

- о труде повара;

- Кто и как работает в нашем детском саде?

- Где и кем работают твои родители?

- о труде строителей;

- Кем ты будешь, когда вырастешь?

- Что значит бережно относиться к труду людей?

Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья» – формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми;

- «Больница» – действовать в соответствии с правилами игры;

-«Магазин» – самостоятельно распределять роли;

- «Парикмахерская» – обыгрывать замысел игры;

- «Пароход», «Автобус» - знакомство детей с общественным транспортом, учить правилам поведения в транспорте, распределять роли.

- «Строители» - обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей.

Дидактические игры:

- «Кому что нужно для работы? »;

- «Кто что делает? »;

- «Продайте то, что опишу»;

- «Найди, о чем расскажу»;

- «Так бывает или нет? »;

- «Из чего готовят кашу? »;

- «Вершки и корешки»;

Целевые прогулки:

- по близлежащей улице;

- к проезжей части;

- на кухню детского сада;

- в медицинский кабинет;

- в продовольственный магазин.

Художественная литература:

- К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»;

- А. Барто «Мы с Тамарой ходим парой», «Кораблик»;

- В. Маяковский «Кем быть? »;

- Н. Забилы «Ясочкин сад»;

- С. Баруздин «Кто построил этот дом? »;

- «Жихарка» в обр. Карнауховой;

- сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», обр. Соколова – Микитова «Зимовье».

Продуктивная деятельность:

- рисование: «Дом, в котором ты живешь, «Моя семья», «Машина», «Дорога для автомобиля», «Пароход».

- лепка: «Чашки для кукол», «Грузовик», «Самолет», «Поможем Айболиту вылечить медвежонка», по сказке «Федорино горе».

- аппликация: книжки – малышки, «Автобусы на нашей улице», «Грузовик»,

- «Мы скворечник смастерили».

- конструирование: «Модель детского сада», «Поезд», «Грузовик», «Кораблик», «Мой двор», «Самолет из бумаги», «Двухэтажный дом», «Гараж для машин».

- Рассматривание картин и иллюстраций.

 В работе с родителями:

- Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ;

- Картотека сюжетно – ролевых игр;

- Размещение информации на тему «Трудовое воспитание в семье»;

- Анкетирование на тему «Как мы трудимся в семье»;

- Консультация «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ»;

- Родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут».

Работа с педагогами:

- Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»;

- Презентация проекта на итоговом педсовете в ДОУ.

  • Заключительный этап длился один день.

      Проект был реализован через непосредственно – образовательную деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.

      В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.

     Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

И в заключение хочется отметить, что:

- дети получили необходимые знания о разных профессиях;

- узнали и смогли рассказывать о значимости труда;

- стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;

- научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;

- у детей сформировались навыки совместной деятельности;

- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;

- для детей труд стал потребностью.

Список литературы.

1.        Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1993. – 207 с.

2.        Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 187с.

3.        Виноградова Н.Ф., Куликова Г.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1993. – 169 с.

4.        Воспитание дошкольников в труде  / Под ред. В.Г. Нечаевой.- М., 1993. – 203 с.

5.        Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле.- М., 1997. – 175 с.

6.        Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М., 1992. – 235 с.

7.        Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина.- М., 1996. – 193 с.

8.        Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М., 2002.- 212 с.

9.        Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.- 158 с.

10.        Теплюк С. Опыт включения младших дошкольников в первые трудовые действия // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Кто любит труд, того люди чтут!"

Представляю описание долгосрочного проекта "Кто любит труд, того люди чтут!", который был реализован с детьми старшей логопедической группы и их родителями....

"Кто любит труд, того люди чтут!" Осеннее развлечение

Помочь детям в праздничной игровой обстановке продемонстрировать  свои умения петь, танцевать, читать стихи. Повторить и закрепить знания об осени, как природном явлении...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут».

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Проект «Кто любит труд, того люди чтут»

Cформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека, желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду....

« Кто любит труд- того люди чтут»

quot; Кто любит труд- того люди чтут"  Цель занятия: формирование правильного отношения к труду. Задачи: Приучать детей наводить порядок в игровых зонах после игры. Воспитывать тр...

Проект "Кто любит труд - того люди чтут" старшая группа

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...