Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе.
рабочая программа (младшая группа)

Михеева Наталья Владимировна

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_ml_gr.doc865.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

   

Рабочая программа

образовательной деятельности

в первой младшей группе

общеразвивающей направленности

на 2017 - 2018 учебный год

                                              Составители: Алексеева Н.В., воспитатель

                                                                  Михеева Н.В., воспитатель

Ковылкино, 2018г.

Содержание образовательной программы

Наименование

Страницы

I

 Целевой раздел.

2

1.1.

Пояснительная записка.  

2

1.2.

Система оценки результатов освоения программы

(целевые ориентиры и педагогическая диагно-

стика).

6

II.

Содержательный раздел

7

2.1.

Учебный план.

7

2.2.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в первой младшей группе.

8

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации

программы.

13

2.4.

Взаимодействие педагога с родителями детей  первой младшей группы. План работы с родителями.

16

2.5.

Модель организации совместной деятельности

воспитателя с воспитанниками ДОУ.

Планирование работы с детьми в группе -  приложение 1

- Годовое планирование

- Календарно-тематическое планирование (НОД

и совместная деятельность)

21

2.6.

Особенности организации совместной деятель-

нос ти воспитателя с воспитанниками (климати-

ческие, демографические, национально - куль-

турные и другие)

22

III.

Организационный раздел.

24

3.1.

Оформление предметно-пространственной сре-

ды.

24

3.2.

Режим дня, структура образовательной деятель-

ности (холодный и теплый период, расписание

занятий, двигательный режим, схема закалива-

ния детей) – приложения 2 - 8

27

3.3.

Перечень методических пособий.

39

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-

индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами,

определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа направлена на

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

  • возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цели реализации программы

  • обеспечивать развитие личности детей 1-й младшей группы в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей

  • создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

  • патриотизм;
  • активная жизненная позиция;

  • творческий   подход   в   решении   различных   жизненных

ситуаций;

  • уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы поставлены задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических

  • других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерныхвозрастных особенностях.

  • возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер.

Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.

Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.

Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

  • этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет,

обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу,

жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),

выделение величины (большой, поменьше, маленький),

называние формы (круг, квадрат, треугольник),

расположения        предмета        в        пространстве        (близко,        далеко,        высоко,

низко, спереди, сзади);

сравнение по цвету, форме, размеру;

координация движений рук и зрения;

формирование понятий «много», «мало», «один».

Система оценки результатов освоения Программы

  • соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития

детей,

в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь, май).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в ОП Положением о системе внутреннего мониторинга качества освоения.

II.Содержательный раздел:

2.1. Учебный план.

Направления развития

Виды детской

Формы

Продолжительность и

деятельности

образовательной

количество в неделю

деятельности

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика

3 – 5 мин

ежедневно

Физкультминутки

до 3 мин

ежедневно

НООД

10 мин

3 раза в неделю

Игры и

5-7 мин

физические

ежедневно

упражнения на

прогулке

Закаливающие

ежедневно после сна

процедуры

Дыхательная

гимнастика

10 мин

Ритмическая

1 раз в неделю

гимнастика

ежедневно

Самостоятельная

двигательная

1 раз в квартал

деятельность детей

1 раз в квартал

Физкультурные

досуги и развлечения

Дни Здоровья

Социально –

Игровая деятельность

Индивидуальные

ежедневно

коммуникативное

игры с детьми (С/р.

развитие

игры, игры

драматизации,

строительно –

конструктивные

игры)

Совместная игра

2 раза в неделю

воспитателя и детей

(С/р. игры, игры

драматизации,

строительно –

конструктивные

игры)

Досуг здоровья и

2 раза в неделю

подвижных игр

1 раз в 2 неделе

Режиссерские игры

1 раз в 2 неделе

Игровые

1 раз в 2 неделе

импровизации

Речевое развитие

Коммуникативная

НООД

10 мин.

1 раз в неделю

Беседы и разговоры с

ежедневно

детьми по их

интересам

Ситуация общения

ежедневно

воспитателя с детьми

и накопление

положительного

социально –

эмоционального

опыта

-чтение

НООД

художественной

10 мин.

литературы

1 раз в неделю

Художественно-

Конструирование и

НООД

10 мин.

эстетическое развитие

изобразительная

1 раз в 2 недели

- лепка

деятельность

- аппликация

- рисование

-конструирование

-музыка

Музыкальная

НООД

10 мин.

деятельность

2 раза в неделю

Музыкально –

1 раз в 2 недели

театральная гостиная

Познавательное

Познавательно-

НООД

10 мин 1 раз в 2

развитие

исследовательская

недели

- мир природы

Опыты,

1 раз в 2 недели

эксперименты,

наблюдения

Наблюдение за

ежедневно

природой на

прогулке

Игра-

ежедневно

экспериментирование

Игры с песком и

ежедневно

снегом.

Игры с водой и

ежедневно

мыльной пеной

Игры с бумагой.

ежедневно

Игры с тенью.

ежедневно

- ФЭМП

10 мин 1 раз в 2

неделип

- сенсорика

10 мин 1 раз в 2

недели

2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию

образовательной деятельности в первой младшей группе.

Направление

формы реализации

Название

Дидактическое

развития

программы

программы,

обеспечение (раб.

(совместная

методического

Тетради, фонотека,

деятельность,

пособия, автор

сюжетные

самостоятельная

(если раздел в

картинки, дид.

деятельность)

комплексной,

игры,

название радела,

оборудования,

страницы)

подборка

худ.произведений и

т.д.)

Физическое

Индивидуальная

Примерная основная

Уголок физической

развитие

работа

воспитателя.

общеобразовательная

культуры:

Утренняя

программа

Стандартное и

дошкольного

нестандартное

гимнастика:

-

образования

физкультурное

игровая;

«Детство» Санкт-

оборудование;

-

музыкально-

Петербург

- иллюстрации о

Детство-Пресс 2014 г.

спорте;

ритмическая.

Образовательная

- сюжетные картинки

Подражательные

область

с

движения.

Игровые

«Физическая

изображением людей,

(подводящие

культура». Растим

занимающихся

упражнения)

детей активными,

различными

Дидактические  игры.

ловкими,

видами спорта;

Прогулка.

жизнерадостными.стр.

- подборка

Подвижная

игра

31

художественных

большой,

малой

- Л.Д.Глазырина

произведений,

подвижности.

"Физическая

побуждающих

Индивидуальная

культура -

детей к занятиям

работа.

дошкольникам"

спортом,

Подражательные

М.2002

физической

движения.

Вечер,

- «Улыбка» по

культурой;

вторая

прогулка

гигиене ротовой

-фонотека;

Бодрящая гимнастика

полости) с 2001г

- тематические

после дневного сна

- Программа

альбомы;

«Здоровье»

- Дидактические

В.Г.Алямовская

игры по

- «Как воспитать

формированию

здорового

культуры здоровья;

ребенка»

- наборы картин по

В.Г.Алямовская

здоровому

Москва,1993

образу жизни;

-

тематические

альбомы

Социально

Индивидуальная

Примерная основная

Уголок социального

коммуникативное

работа

во

время

общеобразовательная

развития:

развитие

утреннего

приема

программа

семейные альбомы,

(беседы),  культурно-

дошкольного

фотография

гигиенические

образования

группы,

процедуры

«Детство» Санкт-

иллюстрации;

(напоминание),

Петербург

- уголок сюжетно-

игровая деятельность

Детство-Пресс 2014 г.

ролевых игр:

во   время   прогулки

Дидактические игры и

атрибуты для

(напоминание),

занятия с

развертывания

организованная

детьми раннего

сюжета;

деятельность,

возраста //Е.И.

- строительный

тематические досуги;

Радиной, М.И.

уголок:

ситуативный

Поповой. Пособие

конструкторы,

разговор с детьми.

для воспитателей д/с.

игрушки для

М.,

обыгрывания;

«Просвещение», 1972

- уголок

Куцакова Л.В.

эмоционального

Нравственно –

развития: Схемы

трудовое воспитание

эмоций,

ребенка»

альбомы с

//для дошкольных

изображением

учреждений.-

разных

М.: ВЛАДОС, 2004

эмоциональных

Степаненкова Э. Я,

состояний

Дошкольникам о

людей, животных,

правилах

природы,

дорожного движения.

фонотека, альбом с

– М.: 1979

изображением

Хрестоматия для

природных явлений;

детей

-различные виды

младшего

театров;

дошкольного

- макеты, атрибуты

возраста /Ильчук

для

Н.П., Гербова

режиссерских игр

В.В., Елисеева Л.Н.,

- Предметы и

Бабурова

картинки о

Н.П. АСТ,1998

предметном мире и

трудовой

деятельности

взрослых;

- оборудование для

экспериментирования

(песок,

глина, разные виды

бумаги,

ткань).

- дидактические игры

«Чудесный

мешочек»,

«Магазин», «Гости

пришли», «Помоги

Андрюшке».

- фартуки и шапочки

для

дежурства;

- инвентарь для

дежурства;

-подборка

произведений по

теме

в соответствии с

возрастной

группой:

-стихи, потешки,

побуждающие

детей к

самообслуживанию;

- бумага, природный

и бросовый

материал;

- различные виды

крупных

конструкторов,

ножницы.

Уголок безопасности:

- Макет улицы по

ПДД

- демонстрационный

материал;

- картинки,

иллюстрации;

-художественная

литература;

-дидактические игры;

-макеты улиц города;

- Произведения

русского

народного

творчества;

- фольклор народов

мира; произведения

русской

классической

литературы;

- произведения

современной

литературы;

- различные виды

театров;

-  игры  для  развития

эмоций

Речевое развитие

Речевое

Ушакова О.С.

-набор картинок на

стимулирование

Занятия по развитию

классификацию

(повторение,

речи в детском саду.

животные дикие,

объяснение,

Фомичева М.Ф.

домашние, фрукты,

обсуждение,

Воспитание у

овощи,

побуждение,

детей правильного

птицы, посуда,

напоминание,

произношения» М.:

транспорт,

уточнение).  Беседа  с

Просвещение, 1998

игрушки, мебель,

опорой на зрительное

Хрестоматия для

растения,

восприятие

и

без

детей

профессии и т. д;

опоры

на

него.

младшего

- д/игры,

Хороводные

игры,

дошкольного

направленные на

пальчиковые

игры.

возраста /Ильчук

развитие речи

Поддержание

Н.П., Гербова

социального

В.В., Елисеева Л.Н.,

контакта.

Работа

в

Бабурова

театральном

уголке.

Н.П. АСТ,1998

Кукольные спектакли

Хрестоматия для

маленьких /

Елисеева Л.Н., 1994 .

Художественно-

Наблюдение.

Программа

- детские

эстетическое

Рассматривание

«Ладушки» /

музыкальные

развитие

эстетически

Каплунова И.М.,

инструменты;

привлекательных

Новоскольцева

- дидактические

объектов

природы,

И А. «Композитор»

игры,

быта,   произведений

С-П.,

направленные на

искусства.

Игра.

2007г

развитие

Игровое упражнение.

Ветлугина Н.А.

музыкально-

Конструирование

из

Музыкальное

художественной

песка,

природного

воспитание в детском

деятельности;

материала.

Лепка,

саду.- М.:

приобщение к

рисование.

Просвещение , 1998

музыкальному

Использование

Детство: Программа

искусству;

пения:

-

на

развития и

- подборка

музыкальных

воспитания детей в

классических,

занятиях;  -  во  время

детском саду

современных

прогулки

в

теплую

/ В.И. Логинова, Т.И.

музыкальных

погоду; - в сюжетно-

Бабаева,

произведений

ролевых  играх;  -  на

Н.А. Ноткина и др.;

- уголок

праздниках,

Под. Ред.

художественного

развлечениях

и

Т.И.   Бабаевой,   З.А.

творчества с

театрализованной

Михайловой,

Л.М.

разнообразным

деятельности.

Гурович: изд. 3-е,

традиционным и

244с.- СПб.: «Детство

нетрадиционным

– Пресс»,

оборудование

2006гРаздел. 8.2.

для детского

Изобразительное

творчества;

искусство и

- наборы

художественная

иллюстраций

деятельность.

художников;

Стр. 64

- схемы,

Лыкова И.А.

технологические

Программа

карты; -

художественного

художественные

воспитания,

картины;

обучения и развития

- скульптура малых

2-7 лет

форм;

«Цветные ладошки.»-

- дидактические

М:

плакаты для

«Карапуз-Дидактика»,

развития формы,

2007

цвета композиции;

Лыкова И.А.

-образцы   различных

Изобразительная

росписей

деятельность в

детском саду:

планирование,

конспекты

занятий,

методические

рекомендации. - М:

«Карапуз-

Дидактика», 2008

Познавательное

сюжетно-ролевая

Бондаренко Т.М.

- Уголок

развитие

игра

-

Комплексные

краеведения:

рассматривание

-

занятия в младшей

Фотографии

наблюдение - чтение

группе д/с _ Воронеж:

микрорайона,

-

игра-

ТЦ , 2003.

гербарии

экспериментирование

- Детство:

- Уголок

-

конструирование

-

Воронкевич О.А.

экспериментирования

исследовательская

Добро

- Уголок сенсорного

деятельность - беседа

пожаловать в

развития и

-

проектная

экологию.

развивающих игр:

деятельность

Методическое

дидактические

Проблемная ситуация

пособие для

игры, пособия,

педагогов ДОУ-С-

игрушки

П: "Детство-Пресс",

- Уголок экологии

2010. Часть 1 и 2.

- Уголок

Венгер Л.А. Игры и

развивающих игр

упражнения

- Уголок книги

по развитию

умственных

способностей у детей

дошкольного возраста

/ Л.А.

Венгер, О.М.

Дьяченко - М.:

Просвещение, 1989г

методическое пособие

для

воспитателей д/с /

сост. Михайлова З.А.,

Иоффе Э.Н

2.3.Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Направление

Формы реализации программы

развития

Совместная

Самостоятельная

Взаимодействие   с

деятельность взрослого и детей

деятельность детей

семьѐй

Образовательная

Образовательная

деятельность (ОД)

деятельность,

осуществляемая

в

ходе

режимных

моментов

Социально-

НООД,

Индивидуальная

Игры-эксперименты,

наблюдение,

чтение

коммуникативн

-сюжетно-ролевая

работа

во

время

сюжетные

худ.литературы,

ое развитие

игра

-

утреннего

приема

самодеятельные  игры

праздники,

рассматривание

-

(беседы),

собственными

конструирование,

наблюдение

-

культурно-

знаниями

детей

на

бытовая

чтение

-игра-

гигиенические

основе

их

опыта),

деятельность,

экспериментирован

процедуры

внеигровые

формы:

развлечения

чтение

ие

-

(напоминание),

изобразительная

худ.

литературы,

конструирование

-

игровая

деятельность,

праздники, просмотр

исследовательская

деятельность

во

конструирование,

видеофильмов, игры;

деятельность

-

время

прогулки

бытовая деятельность,

личный

пример,

беседа  -

проектная

(напоминание),

наблюдения.

Беседы,

напоминание,

деятельность.

организованная

чтение

объяснение,

запреты,

Проблемная

деятельность,

худ.литературы,

ситуативное

ситуация.

тематические

праздники,

просмотр

обучение.

досуги;

видеофильмов,

ситуативный

решение

задач.

разговор с детьми.

Игровая

деятельность

(игры в парах, игры с

правилами,

сюжетно-

ролевые

игры).

Рассматривание

иллюстраций,

настольно-

печатные

игры.

Познавательное

НООД,

сюжетно-ролевая

Во

всех

видах

Во

всех

видах

развитие

наблюдение,

игра

-

самостоятельной

совместной

чтение

рассматривание

-

детской деятельности.

деятельности детей с

художественной

наблюдение

-

семьей.

литературы,

чтение

-

игра-

видеоинформация,

экспериментирован

досуги,

праздники,

ие

-

народные,

конструирование

-

дидактические

исследовательская

игры.

Беседы,

деятельность

-

проблемные

беседа  -

проектная

ситуации,

деятельность

поисково-

Проблемная

творческие

ситуация

задания,

мини-

занятия;

обучение,

объяснение,

напоминание,

рассказ.

Речевое

НООД,

Речевое

Содержательное

Эмоционально-

развитие

эмоционально-

стимулирование

игровое

практическое

практическое

(повторение,

взаимодействие  детей

взаимодействие

взаимодействие

объяснение,

(совместные

игры

с

(игры

с  предметами

(игры с предметами

обсуждение,

использованием

и

сюжетными

и

сюжетными

побуждение,

предметов

и

игрушками,

игрушками).

напоминание,

игрушек),

Совместная

продуктивная

Обучающие игры с

уточнение).

Беседа

предметная

и

деятельность).  Игры

использованием

с

опорой

на

продуктивная

парами.

Беседы.

предметов

и

зрительное

деятельность

детей

Пример

взрослого.

игрушек.

восприятие

и   без

(коллективный

Чтение

справочной

Коммуникативные

опоры

на

него.

монолог).    Игры    в

литературы,

игры с включением

Хороводные

игры,

парах

и

совместные

рассматривание

малых

пальчиковые

игры.

игры.

Игра-

иллюстраций.

фольклорных форм

Поддержание

импровизация

по

Досуги,

праздники.

(потешки,

социального

мотивам

сказок.

Посещение

театра,

прибаутки,

контакта.

Работа

в

Театрализованные

прослушивание

колыбельные).

театральном

игры.

Продуктивная

аудиозаписей.

Сюжетно-ролевая

уголке.

Кукольные

деятельность.

игра.

Игра-

спектакли

Настольно-печатные

драматизация.

игры.

Чтение

художественной   и

познавательной

литературы, подбор

загадок,

пословиц,

поговорок,

заучивание

стихотворений,

рассматривание

иллюстраций

(беседа).

Художественно-

НООД  (рисование,

Наблюдение.

Игры  (дидактические,

Создание

эстетическое

конструирование,

Рассматривание

строительные,

соответствующей

развитие

лепка).

эстетически

сюжетно-ролевые).

предметно-

Экспериментирова

привлекательных

Экспериментирование

музыкальной,

ние.

объектов

природы,

.

Рассматривание

развивающей

среды.

Рассматривание

быта, произведений

эстетически

Проектная

эстетически

искусства.

Игра.

привлекательных

деятельность.

привлекательных

Игровое

объектов

природы,

Прогулки.

объектов

природы,

упражнение.

быта,

произведений

Совместное

быта, произведений

Конструирование

искусства.

творчество

искусства.

Игры

из

песка,

Самостоятельная

(рисование,

(дидактические,

природного

изобразительная

конструирование   и

строительные,

материала.

Лепка,

деятельность,

лепка.

др.)

Совместные

сюжетно- ролевые).

рисование.

Создание условий для

праздники,

Выставки

работ

Использование

самостоятельной

развлечения  в  ДОУ.

репродукций

пения:

-

на

музыкальной

Театрализованная

произведений

музыкальных

деятельности

в

деятельность.

живописи.

занятиях;

-

во

группе.  Музыкально-

Проектная

время

прогулки

в

дидактические игры.

деятельность.

теплую погоду; - в

Музыка

в

сюжетно-ролевых

повседневной

играх;

-

на

жизни:

-

праздниках,

театрализованная

развлечениях

и

деятельность;

-

театрализованной

пение

знакомых

деятельности.

песен во время игр,

прогулок  в теплую

погоду.

Физическое

НООД

по

Индивидуальная

Подражательные

Беседа.

развитие

физическому

работа воспитателя.

движения.

Консультация.

воспитанию:

-

Утренняя

Игровые упражнения

Совместныеигры.

сюжетно-игровые;

гимнастика:

-

Физкультурный

Тематические;

-

игровая;

досуг.

классические.

-

музыкально-

Консультативные

Подвижная

игра

ритмическая.

встречи.

большой,

малой

Подражательные

подвижности.

движения. Игровые

Сюжетный

(подводящие

комплекс.

упражнения)

Подражательный

Дидактические

комплекс.

игры.

Прогулка.

Комплекс

с

Подвижная

игра

предметами.

большой,

малой

Физкультурные

подвижности.

минутки.

Индивидуальная

Динамические

работа.

паузы.

Подражательные

Тематические

движения.

Вечер,

физкультурные

вторая

прогулка

занятия.

Игровые

Бодрящая

(подводящие

гимнастика

после

упражнения)

дневного сна

2.4. Взаимодействие педагога с родителями детей 1-й младшей группы.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.

  1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОУ.

  1. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

  1. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями

развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

  1. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

  1. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

  1. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование родителей
  • Консультации

  • Приобщение родителей к совместной деятельности (помощь в изготовлении стендов, атрибутов)

  • Проведение музыкальных, спортивных досугов, утренников с участием родителей.

  • Оформление фотоальбомов о жизни детей в детском саду
  • Организация выставок
  • Творческие вечера (музыкальная гостиная)

План работы с родителями

Цель: Повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольного воспитания.

Сентябрь

Совместная подготовка к учебному году.

Наглядная        информация: «Режим        дня», «Интересные

занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами», «Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Что должно быть в шкафчике?», «Наши именинники», «Объявления!».

Цель: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Индивидуальная работа: беседы по подготовке детей к учебному году.

Обновление группового инвентаря, участка.

Ответственный: воспитатели, старший воспитатель, специалисты

  1. Наглядная информация: «Режим дня», «Организованная образовательная деятельность», «Правила посещения детского сада».

  1. Консультации: «Адаптация  что это такое?», «Первый раз в детский сад».

Цель: нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.

  1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей:

знакомство родителей с основными документами ДОУ, получение первоначальных сведений о семье.

Цель: заключение родительских договоров, оформление выплатного

дела.

  1. Родительское собрание: «Особенности развития детей 2 - 3 года жизни. О задачах работы на год».

Цель:        познакомить родителей с        результатами        адаптации        детей

  • группе, программой, задачами развития и воспитания на год. Выборы родительского комитета.

  1. Выставка «Осенний вернисаж»: выставка букетов цветов и овощных поделок.

Цель: привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.

  1. Папка – передвижка: «Осенняя палитра».

Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений в осеннее время года.

Октябрь

  1. День открытых дверей: полная информация о работе группы младшего возраста.

Цель: познакомить родителей с деятельностью детского сада.

  1. Консультации: «Если ваш ребѐнок кусается», «Привычки».

Цель:        нацелить родителей        на        совместную        работу        по

устранению «вредных привычек».

  1. Выставка игр: по ПДД «Дорога и мы».

  1. Тестирование родителей: «Грамотный пешеход».

Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.

Ноябрь

  1. Выставка портретов: «Мамочка любимая».

Цель: привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

  1. Консультация: «Кризис трѐхлеток. Что это такое?»

Цель:        повышение        уровня        педагогических        знаний родителей.

Реализация единого подхода в воспитании детей трѐхлетнего возраста.

  1. Папка – передвижка: «Игры для непосед»

Цель: обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей.

Декабрь

  1. Консультация: «Воспитание культурно  гигиенических навыков». Цель: настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.

  1. Выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза».

Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

  1. Рекомендация: «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки».

Цель: знакомство родителей с интересными вариантами оформления

и        вручения        новогодних        подарков.        Обогащение        отношений        детей

  • родителей опытом эмоционального общения.
  1. Папка- передвижка: «Прогулка с детьми в зимний период».

Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.

Январь

  1. Фотовыставка снежных скульптур: «Папины руки не знают скуки». Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

  1. Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».

Цель: активизация взаимодействия родителей с ребѐнком с целью развития речи.

  1. Родительское собрание: «Пальцы помогают говорить».

Цель: показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

Февраль

  1. Консультация: «Как провести выходной день с детьми».

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

  1. Выставка рисунков: «Мой папа самый лучший».

Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

  1. Физкультурный праздник: «Дружная семейка».

Цель: способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между дошкольным учреждением и семьѐй.

Март

  1. Консультации: «Какие сказки читать детям», «Как правильно общаться с детьми».

Цель: обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребѐнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.

  1. Выставка поделок: «Фоторамочка для портрета мамочки».

Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

  1. Праздник: «Мамины помощники».

Цель: получить эмоции от праздника.

  1. Папка – передвижка: «Этикет для малышей».

Цель: привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.

  1. Рекомендация: «Ребѐнок на прогулке весной».

Цель:        дать родителям практические


советы


по


проведению

наблюдений с детьми в весенний период.

Апрель

1.        Консультации:        «Игры        для        сенсорного        развития

детей младшего дошкольного возраста», «Учить цвета просто и весело».

  1. Нетрадиционное родительское собрание: игротека «Путешествие в страну Сенсорика».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

  1. Беседа: «Ребѐнок на улице».

Цель: предупреждение детского травматизма.

4.        Трудовой        десант: «Пришла        весна,        прилетели

птицы». (Изготовление скворечников)

Цель:        привлечение        внимания родителей к        воспитанию        у        детей

заботливого отношения к птицам.

Май

  1. Фотовыставка: «Победа прадеда  моя победа».

Цель: привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.

  1. Консультации: «Наказание и поощрение», «Согласие между родителями – это важно!»

Цель: Воспитывать желание мирным путѐм находить выход из разных проблемных ситуаций в группе.

  1. Выставка поделок: «Звезда памяти».

Цель: привлечь родителей к участию в мероприятии, посвящѐнному 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала.

  1. День открытых дверей: «Игры детей в детском саду».

Цель: познакомить родителей с подвижными и настольными играми.

  1. Родительское собрание: «Чему мы научились за год».

Цель: подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.

2.5. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

речиРазвитие

литератураХудожественная

,миракартины целостнойФормирование

представленийматематическихэлементарныхФормирование

деятельностьИгровая

самообслуживаниянавыковэлементарныхФормирование,взрослых

трудомзаНаблюдения

жизнедеятельностибезопаснойосновФормирование

Музыка

конструирование

лепка,Аппликация

Рисование

мероприятияоздоровительные,закаливание   ,КГНФормирование

Физическая культура

РАЗВМТИЕРЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

КОММУНИКАТИВНОЕ

-СОЦИАЛЬНО

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

-ХУДОЖЕСТВЕННО

РАЗВИТИЕФИЗИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.6. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные).

1.Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

Основными чертами климата являются: умеренно холодная зима и умеренно жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

  1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

  1. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

2.Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе воспитываются дети из полных 20 семей, неполных 1 семьи; многодетные семьи - 3. Семей с одним ребенком – 10; семей с двумя детьми – 11, с тремя и более - 3 Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне-специальным образованием.

3. Национально  культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы ДОУ разнообразен (русские, мордва, татары, и другие), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ)

В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города, своеобразие социокультурной среды проявляется:

  1. в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, центр детского творчества и т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнѐрства;

  1. в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей республики, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится

осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького патриота.

III. Организационный раздел

3.1. Оформление предметно-пространственной среды. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда

становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Кроме того, в ФГОС ДО сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие;

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования;

  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию Программы; учѐт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учѐт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарѐм.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую,

познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство

должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-реализацию различных образовательных программ;

-учет  национально-культурных,  климатических  условий,  в  которых

осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей.

Развивающая среда  построена на следующих  принципах:

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей

и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель,

ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

В группе создаются различные центры активности:

— центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

— центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

  1. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.

  1. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

  1. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций

  • других продуктов создается детьми в течение дня.

  1. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

(первая младшая группа)

Материалы и

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

оборудование

Игровая

Наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены типы

деятельность

сюжетообразующих  игрушек  (персонажи,  предметы  оперирования,

маркеры пространства).

В пространстве группового помещения имеются: 1) игровой комплекс

«Кухня»; 2) игровой комплекс «Спальня», диванчик, на котором могут

Материалы и

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

оборудование

сидеть  и  куклы,  и  дети;3)  ширма  для  театрализации;  4)  игровой

комплекс  «магазин  игрушек»;  5)  игровой  комплекс  «Больница»;  6)

игровой комплекс «Парикмахерская».

Стеллажи, передвижные ящики, пластмассовые емкости,

вдвигающиеся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы,

доступны детям.

Продуктивная

Напольный строительный материал размещается на низко

деятельность

расположенных навесных полках и рядом с ковром

Мелкий строительный материал насыпан в контейнеры.

Контейнеры размещаются на столах в открытых коробках и деревянных

ящиках.

Познавательно-

Тематический  комплекс  «Уголок  природы»  с  оборудованием  для

исследовательская

экспериментирования .

деятельность

Двигательная

Физкультурные   пособия   размещены   таким   образом,   что   они

активность

способствовали проявлению двигательной активности детей.

Для   хранения   физкультурных   пособий   в   групповых   комнатах

используется секционная мебель с выдвижными ящиками или ящики на

колесиках«Физкультурный

уголок».

Мелкое

физкультурное

оборудование  (массажные  мячи,  шарики,  резиновые  кольца  и  др.)

содержатся  в корзинах  или  открытых  ящиках  таким образом, чтобы

дети могли им свободно пользоваться.

3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый

период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей, список  детей и др. - Приложения 2- 8

Планирование работы с детьми в группе:   -  Приложение 1

- Годовое планирование

- Календарно-тематическое планирование (НОД

и совместная деятельность)  

Приложение №

к рабочей программе группы №

РЕЖИМ ДНЯ

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

ОП «ЦРР – д/с «Росинка»

на осенне-зимний период на 2018 -2019 уч. г.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №

к рабочей программе группы №

РЕЖИМ ДНЯ

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

ОП «ЦРР – д/с «Росинка»

теплый период года на 2018-2019 уч. г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №

к рабочей программе группы №

Расписание НОД

в обособленном подразделении  «ЦРР – д/с «Росинка»

на 2018-2019 учебный год

в 1 младшей группе № 13

Возраст детей: 2 - 3 года

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №

к рабочей программе группы №

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обособленного подразделения

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»,

на 2018-2019 учебный год

Организация двигательного режима

Содержание

Периодичность

Ответственные

выполнения

1

Утренняя гимнастика

Ежедневно 4-5

Воспитатель

минут

2

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

Воспитатель

3

Гимнастика после дневного сна

1 раз в день

Воспитатель

4

Подвижные игры, игровые

Ежедневно на

Воспитатель

упражнения, хороводные игры (на

прогулке и в

прогулке и в помещении)

течении свободного

времени

5

Индивидуальные физ. упражнения

Ежедневно

Воспитатель

(прогулки,

свободное

время)

6

Физ. минутки (на занятиях)

На каждом занятии

Воспитатель

7

Физкультурный и оздоровительный

1 раз в месяц

Воспитатель

досуг

8

Праздник физкультуры

2 раза в год

Воспитатель

9

День здоровья

1 раз в квартал

Воспитатель

10

Коррекционная гимнастика:

3-4 раза в день во

Воспитатель

Гимнастика для глаз

время физ.

Профилактика плоскостопия

минуток

Нарушение осанки

2-3 раза в день

Пальчиковая гимнастика

2-3 раза в день

3-4 раза в день во время физ.

3-4 раза в день

минуток

2-3 раза в день

2-3 раза в день

3-4 раза в день

11

Дыхательная гимнастика

Ежедневно 3 раза в

Воспитатель

день

(утренняя

гимнастика,

физкультурное

занятие, после

сна)

12

Упражнения на релаксацию:

Ежедневно,

Воспитатель

Минутки тишины

несколько раз в день

Музыкальные паузы

Психогимнастика

13

Самостоятельная двигательная

Ежедневно

Воспитатель

деятельность на улице и в

помещении

Схема закаливания детей

Форма закаливания

Закаливающее

Длительность (мин. в

воздействие

день)

Утренняя гимнастика

Сочетание воздушной ванны

До 5 минут

(в теплую погоду – на

с физическими

улице)

упражнениями

Пребывание ребенка в

Воздушная ванна

Индивидуально

облегченной одежде

при комфортной

температуре в помещении

Подвижные, спортивные

Сочетание воздушной ванны

От 3 до 10 минут

игры, физические

с физическими

упражнения и другие виды

упражнениями;

двигательной

босохождениес

активности в помещении)

использованием ребристой

доски,

массажных ковриков, каната

и т.п.

Подвижные, спортивные

Сочетание световоздушной

От 3 до 10 минут

игры, физические

ванны с

упражнения и другие виды

физическими упражнениями

двигательной

активности

(на улице)

Прогулка в первой и второй

Сочетание световоздушной

2 раза в день по 1 часа

половине дня

ванны с

с учетом погодных условий

физическими упражнениями

Полоскание горла (рта)

Закаливание водой в

2-5минут. Подготовка и

после обеда

повседневной жизни

сама

процедура

Дневной сон

Воздушная ванна с учетом

В соответствии с

без маек

сезона года,

действующим

региональных

СанПиН

климатических

особенностей

и индивидуальных

особенностей ребенка

Физические упражнения

Сочетание воздушной ванны

5-7 минут

после дневного сна

с физическими

упражнениями

(контрастная воздушная

ванна)

Закаливание после дневного

Воздушная ванна и водные

5 – 7 минут

сна.

процедуры

«расширенное» умывание,

обтирание или

обливание стоп и голеней и

др.)

   3.3. Перечень методических пособий.

Программы,

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

технологии и пособия по

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.

Солнцевой,

образовательной области

«Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста» (Л. И.

«Физическое развитие»

Пензулаева).

«Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ»(Н. С. Голицина).

«Сценарии спортивных праздников»(М. Ю. Картушина). «Физическая

культура – дошкольникам»(Л. А. Глазырина).

Точечный массаж по системе А. Уманской. Дыхательные упражнения

по методике А.Н. Стрельниковой. Игровой массаж по методике

спецзакаливания детей А.Уманской и К. Дайнеки.

Программы,

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

технологии и пособия по

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.

Солнцевой

образовательной области

Авдеева, Безопасность: учебное пособие по основам безопасности

«Социально-

коммуникативное развитие»        жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, Изд.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2002год Демонстрационный материал «Не играй с огнѐм» Демонстрационный материал «Дорожная азбука» - ситуативная игра с элементами изучения правил поведения на дороге и

  • автотранспорте. Е.А. Позднякова, Гражданское воспитание в ДОУ, Изд. «Учитель», 2008год Технологии по игровой деятельности: Развивающие игры для детей. Смирнова Е.О., Богуславская З.М.– М.: Просвещение, 1991. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. – М.: Сфера, 2008. Как играть с ребенком? Михайленко И.Я., Короткова Н.А.– М.: Сфера, 2008. Пособия по игровой деятельности: Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. Артамонова О. // Дошкольное воспитание.

– 1995. - № 4. – С. 37.

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие».


Серия «Рассказы по картинкам» Времена года: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. Зима: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Осень: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Весна: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Лето: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Колобок:

Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009

Курочка Ряба Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-

Синтез, 2009 Репка: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-

Синтез, 2009 Теремок: Наглядно-дидактическое пособие. — М.:

Мозаика- Синтез, 2009 Зимние виды спорта: Наглядно-дидактическое

пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 Распорядок дня: Наглядно-

дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 Кем быть

Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2011.

Профессии: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез,

2010. Мой дом: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-

Синтез, 2009. Родная природа: Наглядно-дидактическое пособие. — М.:

Мозаика-Синтез, 2009. Буквы: Плакат. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Программы,

технологии и пособияпо

образовательной области

«Познавательное развитие»

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»


«Здравствуй, мир!» окружающий мир для дошкольников (для детей 2-7

лет), А.А. Вахрушев, Москва, БАЛАСС, 2011год

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.

Солнцевой,

«Добро пожаловать в экологию» О.В. Воронцова.

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Детсиво» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.

Солнцевой

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А. - М.: Карапуз- дидактика, 2007. Увлекательное рисование методом тычка, Утробина К.К., Г.Ф.Утробин, Москва,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группы общеобразовательной направленности, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа образовательной деятельности  в первой младшей группы общеобразовательной направленности,  Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад ...

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности

        Ведущие цели Программы – обеспечение  своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств  в соответствии с возрастными и  и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности

Ведущие цели Программы – обеспечение  своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств  в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...

Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшей группы №3 « Пчелка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому развитию, социально-ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...