Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
методическая разработка

Галабир Инна Валерьевна
        Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
        В дошкольной педагогике игра рассматривается:
  • как средство познавательного развития, воспитания определённых качественных и индивидуальных способностей;
  • как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

        В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей, нравственных норм поведения, его интеллектуальное и эмоциональное развитие. 

        Вашему вниманию предложены для рассмотрения следующие вопросы:
  • Общая характеристика игровой деятельности.
  • Развитие игровой активности дошкольника.
  • Значение игры для психического развития ребенка. 
  • Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр. Подготовил: Ст . воспитатель Галабир И.В.

Слайд 2

игра как форма организации жизни и деятельности детей. Ф. Фребель и его система игр. Н.К. Крупская считала, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. А .С. Макаренко выдвигал идею необходимости «прописать всю жизнь» маленького ребенка игрой. Игра является формой организации жизни и деятельности в детском саду (А.П. Усова)

Слайд 3

Виды отношений складывающиеся в процессе игры: о тношения, которые определяются содержанием игры; р еальные отношения, которые проявляются по поводу игры;

Слайд 4

«УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРЕ – ПЕРВАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» а. п. уСОВА

Слайд 5

Игра как форма организации жизни и деятельности в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Какие режимные процессы можно облечь в форму игры?

Слайд 6

Воспитательно-образовательные возможности игры в разных видах деятельности * Самообслуживание и элементы бытового труда * Изобразительная деятельность * Конструктивная деятельность * Музыкальная деятельность * Восприятие художественной литературы и фольклора * Двигательная деятельность * Коммуникативная деятельность

Слайд 7

Пункт 2.7. «Особенности развития игровой деятельности ребенка» В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками

Слайд 8

Пункт 4.6. «Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка» Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 9

Классификация детских игр: Ф. Фребель – принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры); К. Грос – игры обычных функций и игры специальных функций; П.Ф. Лесгафт – имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами); Н.К. Крупская – игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами); С.Л. Новоселова: - игры возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры); - игры возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями; - игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Слайд 10

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей: Не заменять игру другими видами деятельности. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребенка. Радуйтесь , если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым. Не наказывайте ребенка лишением игры. Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра - лучший подарок детям.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 42 "ЯРОСЛАВНА" г. Обниска

СЕМИНАР

НА ТЕМУ:

 «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»

Подготовил:

Ст. воспитатель

Галабир И.В.

2015-2016 уч.год.

Ход выступления

Сл. 2. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для дошкольников, Н. К Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра- для дошкольников способ познания окружающего». Поэтому по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Сам он блестяще организовал эту идею, работая с трудными подростками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах  А.П. Усовой. По мнению Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Направляя игру, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Однако следует не забывать, что игра своеобразная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности.

Сл. 3. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры: (пример: ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей);

- отношения, которые определяются правилами игры (пример: по сигналу Цапля ловит лягушек);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (пример: распределение ролей, установление правил и т.п.)

        Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. На основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности» позволяющие ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

        Сл. 4. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отметила, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре  - первая школа общественного поведения. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для установления детского общества.

        Однако, без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, на взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

        Сл. 5. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня должно быть обязательно время (до утренней гимнастики, на протяжении прогулки, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры , зная, что их не будут отвлекать, торопить.

        Педагог должен ежедневно продумывать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать интерес у детей.  (вопрос к педагогам)

        Сл. 6. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса автомобиля и т.п.).

Уже в 2-3 летнем возрасте детям прививают поддерживать порядок в «игрушечном царстве», соблюдать правило «Поиграл – убери на место», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам. Они по собственной инициативе или косвенно по предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Сл. 7. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в ФГОС ДО В пункте 2.7. определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

  • В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами
  • В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
  • Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками

Сл. 8. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6. ФГОС ДО):

  •   Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Сл. 9. Существует несколько классификаций игр:

Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу  своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гроссом к «играм специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)

         В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:  игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами);

        Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

 Выделяют три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные,

-  сюжетно-ролевые,

- режиссёрские,

- театрализованные;

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

Игры обучающие:

- дидактические,

- сюжетно-дидактические,

- подвижные;

Досуговые игры:

- игры-забавы,

- игры-развлечения,

- интеллектуальные,

- празднично-карнавальные,

- театрально-постановочные;

3. игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.

Сл. 10. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей:

  1. Не заменять игру другими видами деятельности.
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребенка.
  4. Радуйтесь, если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.
  6. Не наказывайте ребенка лишением игры.
  7. Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности.
  10. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, сто новая игра - лучший подарок детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотурнир с педагогами ДОУ "Развитие игровой деятельности дошкольника"

Данный материал представляет собой методическую разработку (как вариант - проведение педагогического совета в форме) мнемотурнира.  В данном материале описаны задачи, решаемые в ходе данного меро...

Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"

Цель семинара:Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...

«Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

   Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и л...

Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...