Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"
статья (младшая группа)

Шарешик Инна Николаевна

Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov_pri_izuchenii_pdd.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы.

При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:

— на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

— приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;

— формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;

— применение и приобретение детьми новых знаний (норой и путем самообразования).

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно — поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе.

Проектный метод обучения помогает решить следующие задачи:

Обучающие:

  • Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, на дорогах. Способствовать их осознанию.
  • Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве передвижения, перевозки грузов и использования в других целях;
  • Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой отраслью;
  • Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.

Развивающие:

  • Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
  • Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей;
  • Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:

  • тип проекта;
  • участники;
  • возраст детей;
  • проблема;
  • цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей);
  • форма проведения итогового мероприятия;
  • продукты проекта для всех участников;
  • ожидаемые результаты.

Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.

Подготовительный этап - создание проблемной ситуации.
Пример: Проект «Автопарк» - в строительном центре сооружена постройка «Улица города». Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему?

После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям, так и пешеходам. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру "Автопарк".

Основной этап - не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
Пример: Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, определить перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).

Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать).

Центр математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др., обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач).

Центр движения (выучить движения регулировщика, подвижные игры «Стоп», «Горелки» и др.»).

Центр информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на улице, книга Г.Зайцева «Как друзья дорогу переходили», С.Маршак «Светофор», А.Богданович «Пешеходу-малышу», С. Баруздин «Сказка о трамвае», С.Шлыгин «Вышел мишка из берлоги», С.Михалков «Моя улица», А.Вольский «Запомни; юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр презентаций).

Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)

Центр игры (игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД»,игра «Мы едем в зоопарк»).

Центр науки (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.)

Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо - плохо», придумывание правил поведения на улице).

Центр творчества (кукольный спектакль «Марта и Чичи едут в парк»).

В центре искусства проводим занятие на тему «Мы рисуем улицу». 

Для воспитания грамотного пешехода используются занятия по развитию речи. Дети с удовольствием пофантазируют на темы «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др.

Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах. В «Автопарке» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.
На этом этапе ребёнок является активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.
Трудности этого этапа может вызывать разный уровень подготовки детей. Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.
Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях. В заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изучению правил дорожного движения с детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект занятия по изучению правил дорожного движенияс детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...

Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы.

Необходимость и использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми старшей группы детского сада....

Методическая разработка дидактических игр по изучению Правил дорожного движения с детьми первой младшей группы

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в ...

Проект на тему: «Правила дорожного движения с детьми младшего возраста». «Школа пешеходных наук».

Проект для ознакомления детей с правилами поведения на улицах, с правилами дорожного движения для водителей и пешеходов, с устройством проезжей части и информирование о работе ГИБДД.А также усвоить пе...

Использование метода проекта при изучении правил дорожного движения с детьми подготовительной группы

Материал для консультации  родителей. О проектной деятельности по ПДД...