Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет", 2019 г.
статья (младшая группа)

Самсонова Татьяна Вениаминовна

Какие задачи в работе с детьми младшего возраста решает использование в воспитательном процессе  устного народного творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

         «Влияние устного народного творчества

              на развитие речи детей 3 – 4 лет»

В своей многолетней работе с детьми младшего возраста я часто использую фольклор – устное народное творчество: потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки, сказки, былины. Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками, который развивает речь детей и с удовольствием ими воспринимается.

Речевое развитие предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие  речевого творчества; ознакомление с книжной культурой, детской  литературой. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы каждый ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел применять их в различных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Читая детям художественную литературу, знакомя с устным народным творчеством  я помогаю им проникнуть в мир чувств литературных героев, учу понимать выразительность родного языка, прививаю любовь к художественному слову, к сказке. Вместе со сказочными героями дети борются и побеждают, сочувствуют и радуются, грустят и переживают, формируют свой характер, готовятся к будущей жизни. Повседневное использование в работе русских народных сказок и малых фольклорных форм учит детей думать, творить, фантазировать, развивает речевую культуру, воспитывает лучшие качества, помогает организовать воспитанников, занять чем-то нужным, полезным, увлекательным, позволяет глубже раскрыть образ Родины.

Участие детей в театрализованных играх положительно влияет на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованной деятельности, подготовке к спектаклю, костюмов у детей формируется навык уверенного общения в коллективе. Это способствует снятию мышечного напряжения – дети выступают, как настоящие артисты.

Также в своей работе особое внимание уделяю совершенствованию грамматического строя речи детей, обучению разговорной речи, накоплению, обогащению словаря. Ежедневно знакомлю со стихами, пословицами, поговорками, песенками-потешками о здоровье, о гигиене, о культуре еды. Это помогает детям совершенствовать навыки самообслуживания, воспитывается привычка следить за чистотой своего тела, опрятностью в одежде, формируются представления о здоровом образе жизни.

Привлекая внимание к речи окружающих, учу детей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого часто на речевых занятиях использую загадки, обучающие проявлять внимание к речи окружающих, различать на слух громкость и скорость речи, интонационные средства выразительности.

В процессе работы широко используется наглядный материал. При рассматривании картинок, иллюстраций стараюсь учить детей замечать главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов, признаков к связным высказываниям.

Так постепенно вместе со мной ребёнок учится составлять рассказ, повторяя отдельные слова, а затем целые предложения.

Также в своей работе я учитывала разный речевой уровень детей и особое значение уделялось индивидуальной работе с каждым ребёнком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их.

 Думаю, что в своей работе большое влияние устного народного творчества сказалось на развитии речи детей. И такие задачи как: воспитание звуковой культуры речи, формирование правильного произношения, речевого дыхания, грамматического строя речи решались на протяжении всего учебного года.

                                                   Воспитатель Самсонова Т.В.

                                                   

                                                                                       

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на 2018 –2019 учебный год на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русског...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта...

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...