Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Амбарникова Елена Николаевна

«Тряпичная кукла - кладезь народной

     мудрости, хранительница преданий,

     обрядов и традиций своего народа».

                                                                    М.Е.Салтыков - Щедрин 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_iz_opyta_raboty.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Презентация из опыта работы «Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре» Составила: Воспитатель МБДОУ « Црр-д /сад №6» Амбарникова Е.Н.

Слайд 2

« Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа». М.Е.Салтыков - Щедрин

Слайд 4

Условия возникновения опыта Современный мир - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: экономику, политику, науку, культуру, образование. За последние десятилетия мы почти утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Современное общество испытывает кризис в духовно- нравственном воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры. В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, любовь к Родине, родному языку, природе. Мы часто не понимаем сегодня, недооцениваем, что мы дети своей Земли, и самая страшная духовная пустота происходит от потери корней.

Слайд 5

Актуальность опыта Сегодня как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. В век промышленного производства тепло человеческих рук заменили бездушные машины. Они производят игрушки без души и сердец, но никакая, даже самая дорогая фабричная кукла не способна заменить старенькую, потертую куколку, умело собранную из лоскутков руками детей и оживленную их фантазией. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. С древних времен она неизменный спутник человека. Кукла - неразрывная связь времен, ниточка из старого лоскутка ткани, потянув за которую можно вернуться к себе самому, к своим корням.

Слайд 6

Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений.

Слайд 7

Задачи: обучающие знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире; развивающие развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле; развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.); развивать эстетический вкус и творчество детей; воспитательные воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы; воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма; совершенствовать коммуникативные способности детей; воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы; привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

Слайд 9

Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения: Теоретические: рассказ-информация о истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; метод проектной и исследовательской деятельности, вместе с воспитанниками готовим проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; возможность изготовить саму поделку на заданную тему, например, в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству,

Слайд 10

Занятия строятся по определенному алгоритму: 1) формулировка цели работы - ознакомление с определённым видом кукол; 2) история возникновения данного вида куклы; 3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями; 4) использование различного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен; 5) Определение и показ последовательности работы; 6) Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы; 7) Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров; 8) Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

Слайд 11

В обучении детей по данной теме используются разные виды детской деятельности: Коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние (зимние, весенние) традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», « Крошечка-Хаврошечка », стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра); Двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Платочек», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «У старушки, у Маланьи», «Сиди, сиди, Яша», «Гуси-лебеди», «Зайцы и лиса»); Продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: « Кувадка », « Пеленашка », «Ангелочек», «Кукла-колокольчик», «Птица счастья»); Игровая (использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»); Познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Слайд 12

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: Формы работы: консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»); привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол; сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику». мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол « Птица-счастья »». Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Слайд 13

« Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций . М.Е.Салтыков - Щедрин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс

В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы,  фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....

Мастер класс для воспитателей «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных ма...