Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
материал

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 7 «Ласточка» станицы Прочноокопской

муниципального образования Новокубанский район

        

Мастер – класс

«Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Подготовила:

Воспитатель МДОБУ № 7

Иваненко Татьяна Дмитриевна

2019 год

Цель: передача опыта использования технологии «Сказкотерапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.

2. Вызвать интерес к сказкотерапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.

У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3 лет хорошо идут классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора. «Бабка за детку, дедка за репку...». Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». Кстати, в этом возрасте ребёнку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко видно, кто хороший, а кто — плохой, где чёрное, а где — белое. Ребёнок ещё не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребёнок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные. Ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", а обособленному, не желающему строить дружеские отношения - "Зимовье зверей». Ребёнок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребёнку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребёнок чётко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Занятия достаточно проводить один раз в неделю. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном. В младшей и средней группе длительность её не должна превышать 15-20 минут, а в старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25-30 минут.

Способ подачи сказочного материала:

Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «тебе понравился его поступок?», «как бы ты поступил на его месте?»

Можно предложить ребёнку сочинить сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.

Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребёнку сочинить сказку на заданную тему.

Ещё одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 

3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия

        

        Практическая часть

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт; снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД

1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».

Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьётся ваше горячее доброе сердце… Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… Получилось? Молодцы. Поблагодарите своё сердце.

2. Сказка о нежных Теплышках.

- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.

«Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Обсуждение сказки

Упражнение «Теплышки».

- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (по кругу передают мячик).

- Что вы ощущаете, держа его в руках?

«…Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

- Как вы думаете, чем закончится сказка? (придумывают и рассказывают конец сказки).

- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)        

Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.

- Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

4. Выход из сказки

- А теперь я предлагаю вам вернуться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

5. Рефлексия « Чаша Добра».

- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки, доброты. Рядом ещё и ещё… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить её другим людям!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста через парный танец»

В ходе мастер-класса педагоги расширят знания о формировании нравственно-эстетических качеств у детей через парный танец, познакомятся  с простейшими парными танцами, для последующего исполь...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.

   Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннеговозраста посредством сказкотерапии»...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данный мастер- класс для педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...