Сценарий мастер-класса для воспитателей "Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Тимофеева Татьяна Анатольевна

Сценарий мастер-класса для воспитателей "Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД»

Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

  • Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении.
  • Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
  • Повысить их профессиональное мастерство.

Оборудование:

Раздаточный материал для каждого педагога: планшеты с листами бумаги, карандаш; раздаточный материал на каждую малую группу: буклет к кейсу-методу, кейсы №1, №2; кейс «Дети на дороге» (1 экз.), кейс-игра «Светофор» (1 экз.), кейс-игра «Едет, летает, плавает» (1 экз.), материалы для кейса «Правила дорожного движения» 92 экз.); образцы именных конвертов, листов воспитанников, тематических наклеек.

Ход мастер-класса:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я научу вас использовать кейс-метод для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения, покажу эффективные приемы работы над кейсом. Прежде чем мы начнем, запишите, пожалуйста, на листе планшета то, что вы чувствуете сейчас, в начале мастер-класса. Это может быть слово, фраза, например, «любопытство», «хочу узнать новый метод», «скорее бы все закончилось».

Участники записывают свои чувства, осуществляют входную рефлексию.

ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА

Ведущий: Уважаемые коллеги, напоминаю вам суть кейс-метода: педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой компонент из текстовых документов или картинок, фотографий, носителей аудио- или видеоинформации и других материалов, которые обозначают проблемную ситуацию. Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с заданиями, и мы совместно решим их. Я буду выступать в роли воспитателя, а вы – воспитанников.

Ведущий делит участников на рабочие группы (по 3-4 человека).

ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Ведущий: С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.

Ведущий раздает кейс № 1, который содержит фото дорожных ситуаций, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, желтый. Зеленый.

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, кейс и назовите, что лежит в нем. (Участники называют). Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками?

Участники: Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, фото опасных дорожных ситуаций. В желтый – предупреждающие знаки, в зеленый – разрешающие.

Ведущий: Все верно. Пожалуйста, выполните задание.

Участники выполняют задание, решают кейс.

Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. чтобы дети решили эти кейсы, их не нужно специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.

КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ

Ведущий: Кейсы-вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.

Ведущий раздает рабочим группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и картинками-ребусами.

Ведущий: В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.

Участники: Изображение мяча, машины, плачущего ребенка.

Ведущий: Как вы считаете, что могло случиться?

Участники: Например, мяч укатился на дорогу, ребенок заплакал.

Ведущий: Как должен правильно поступить ребенок, если он оказался в этой ситуации?

Участники: Позвать на помощь взрослого.

Ведущий: А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребенку?

Участники: Не нужно было играть рядом с проезжей частью.

Ведущий: Все верно. Также вы видите в этой кейсе предметные картинки, которые демонстрируют источники опасности. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Вот, например, в кейсе есть изображение обычного мяча. Сколько с ним можно предположить вариантов опасных ситуаций! Приведите, пожалуйста, примеры, в каких случаях мяч может стать источником опасности.

Участники: Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.

Ведущий: Верно. Загляните снова в кейс, что вы еще там видите?

Участники: Ребусы-картинки.

Ведущий: Давайте попробуем их отгадать.

Участники отгадывают ребусы

Ведущий: Расскажите, какие ответы у вас получились.

Вместе рассматривают отгадки ребусов

Ведущий: Итак, коллеги, вы видите, что при всем многообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя:

  • Ситуацию – случай, проблему, историю из жизни;
  • Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
  • Комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог;
  • Вопросы или задания для работы с кейсом;
  • Приложения в форме иллюстрации, носитель аудио-, видеоматериалов, тестов.

ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-ИГР

Ведущий: Для детей можно придумать кейс-игру. Для такого кейса используйте легкие, удобные материалы, чтобы их можно было положить в карман. Пожалуйста, встаньте в круг.

Участники встают в круг, ведущий раздает им кейс-игры «Светофор», «Едет, летает, плавает»

Кейс-игра «Светофор»

Ведущий: Откройте, пожалуйста, первый кейс – «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений.

Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность, например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну, что – поиграем в игру?

Участники играют в игру. Ведущий показывает поочередно круги светофора, а участники выполняют соответствующее движение.

Кейс-игра «Едет, летает, плавает»

Ведущий: Предлагаю открыть второй кейс-игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».

Участники играют

Ведущий: Отлично! Такие кейс-игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам, коллеги, пройти к столу. Разделитесь на две группы и соберите кейс «Правила дорожного движения». Вложите в кейс необходимые игры и упражнения по направлениям развития. Первая команда – познавательное, социально-коммуникативное развитие, вторая команда – художественно-эстетическое развитие.

Участники подходят к столу, где лежат необходимые материалы, и складывают кейсы.

Ведущий: Молодцы! У вас все замечательно получилось. Можете присаживаться на места.

Участники возвращаются на места

Ведущий: Коллеги, поощряйте и стимулируйте детей на решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические наклейки. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами для накопления наклеек или других форм поощрения.

Ведущий демонстрирует и дает участникам рассмотреть образцы именных конвертов и листов, тематических наклеек.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Ведущий: Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю решить кейс «Дети на дороге». Я снова исполню роль педагога, а вы – дошкольников. Информация в кейсе представлена в виде сказки.

Ведущий и участники решают кейс

Конспект работы над кейсом «Дети на пороге»

Слова и действия мастера

Слова и действия группы

Ведущий задает вопрос: «Что находится в кейсе?»

Участники отвечают: «Картинка с детьми, которые играют в мяч на проезжей части, текст сказки»

Ведущий читает сказку и задает вопросы: «Что произошло в сказке? О чем она?»

Участники слушают сказку, отвечают: «Мальчики играли в мяч на дороге. Это сказка о нарушении правил дорожного движения»

Ведущий предлагает: «Давайте подумаем, что может произойти с этими участниками дорожного движения? Продолжите сказку»

Участники придумывают продолжение сказки: «Детей или мяч может раздавить машина или дети могут пойти играть на площадку»

Ведущий задает вопрос: «Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому?»

Участники отвечают: «Уйти с проезжей части. Можно отправиться играть на детскую площадку»

Ведущий подводит итоги работы, задает вопросы: «Что вы сегодня делали? Зачем вы это делали? Какое правило по этой сказке можно придумать?»

Ведущий предлагает сделать рисунок к правилу: «Нельзя играть на проезжей части!»

Участники отвечают: «Читали сказку и рассматривали картинку. Мы это делали, чтобы научиться быть осторожными на дороге».

Участники формулируют правило: «Нельзя играть на проезжей части!»

Участники делают рисунок к этому правилу

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий: Уважаемые коллеги, подведем итоги мастер-класса. Сегодня вы с вами познакомились с кейс-технологией, научились применять ее для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: «Меня заинтересовала технология, потому что…» или «Меня не заинтересовала технология, потому что…».

Участники отвечают.

Ведущий: Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения детей безопасности на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)

Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны  с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....