Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Вельгорецкая Елена Николаевна

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению.

Традиционно важное место в педагогическом процессе детского сада занимают занятия.

Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется на занятии как форме организованного обучения, а закрепления материала, полученного на занятиях, осуществляется в других формах детской деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению.

Традиционно важное место в педагогическом процессе детского сада занимают занятия.

Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется на занятии как форме организованного обучения, а закрепления материала, полученного на занятиях, осуществляется в других формах детской деятельности.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием , был инициативным. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумайте, догадайтесь. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.

Планируя и организуя занятие по подготовке детей к обучению грамоте, воспитатель должен стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуации спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).

Воспитателю также важно знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить. И еще, обращаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

Основа обучения – разнообразная деятельность детей.

Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Ребенок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.

Начинаться любое занятие должно с мотивации познавательной и речевой активности: с детьми старшего дошкольного возраста используются такие приемы, как создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и т. п.

Шире необходимо использовать словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации.

Необходимо оснащать занятия по подготовке детей к обучению грамоте разнообразным дидактическим материалом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр.

На занятиях обязательны смена мизансцен и движение. Очередной вид деятельности надо начинать с постановки задачи в общем виде. Нужно помнить о развитии речи в любых формах деятельности. Поэтому педагогу необходимо на занятии специально проектировать такие формы общения, которые были бы направлены на формирование коммуникативных способностей.

На совершенствование речевого аппарата детей направлено систематическое включение в занятия артикуляционной гимнастики или разминки (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший).

При отборе методов и приемов обучения и воспитания педагогу желательно помнить следующее:

-обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;

-хвалить от души;

-верить и доверять безоговорочно;

-договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

-прощать искренне;

-не сравнивать детей друг с другом;

-не ставить их друг друга в пример;

-не приказывать, не требовать жестко;

-поддерживать у детей ощущение успешности.

Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности.

Такой подход позволит синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими развитие ребенка.

Литература.

  1.  Ельцова  О.М.  Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2011.-320 с.
  2.  Арушанова  А.Г.  Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для  воспититателей. – 2 изд., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

"Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с дошкольниками"

В данном материале представлены рекомендации для педагогов и для родителей, как рационально организовать дистанционное обучение с детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...