Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)
материал

 "Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_op_v_gr._komp._napravlennosti.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  презентации

«Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи»

Концептуальная  основа

права ребенка на реабилитацию, необходимую для своевременной и полноценной интеграции в школьное общество

Концептуальной основой функционирования логопедических групп являются права ребенка на реабилитацию, необходимую для своевременной и полноценной интеграции в школьное общество.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей

ФГОС ДО

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – творческое развитие;

- физическое развитие.

- учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией

Цель организации образовательного процесса

  система  коррекционно-развивающей работы  

через  полную интеграцию действий всех специалистов  МБДОУ  и родителей дошкольников.

Задачи  деятельности логопедических групп

а) обеспечение всестороннего развития речи;

б) создание системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи, коррекция имеющихся недостатков речи;

в) подготовка детей к обучению в организации общего образования или  специальной (коррекционной) образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание образовательного процесса в логопедической группе

  1. образовательные программы  ДОО;
  2. специальные (коррекционные) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников

        

Организация образовательного процесса

-учебный план,

- расписание занятий

 Формы организации коррекционной работы в логопедической группе

- фронтальные,

-  подгрупповые

- и индивидуальные занятия

Особенности построения учебно-воспитательной  работы:

- коррекционная направленность;

 - методы и приемы, обеспечивают развитие всех компонентов речи;

- на всех занятиях, режимных моментах и других мероприятиях с соблюдением речевого режима

Организация речевого режима

а)  речевое общение детей с педагогами, сотрудниками детского сада

б) контроль за состоянием речи детей;

в) активизацию лексики, грамматического строя

г) индивидуализация занятий

Функции  учителя - логопеда:

– диагностическая;

– профилактическая;

– коррекционно- педагогическая;

– организационно- методическая

– консультативная

– координирующая

– контрольно-оценочная

        Функции воспитателя:

Функции педагога-психолога:

Функции музыкального  руководителя:

Алгоритм образовательной деятельности воспитателей и специалистов

Организация педагогического процесса в группе компенсирующей направленности:

- речевая практика;

- овладение компонентами языка;

- становление функции речи;

- оздоровительные мероприятия;

- развитие двигательных функций

Коррекционная работа -

 это комплексная медико–психолого-педагогическая помощь:

- выбор и реализация образовательного маршрута;

- преодоление затруднений в освоении АООП ДО

Профессиональные функции специалистов ДОУ:

- диагностическая;

- проектная;

- сопровождающая;

- аналитическая

Коррекционная работа:

- непосредственно образовательная деятельность;

- коррекция недостатков в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей

Планирование НОД:

- СанПиН;

- Тематический принцип

Развивающая предметно-пространственная коррекционная  среда для воспитанников с ОВЗ:

- речевое развитие;

- психическое развитие;

- коррекционное сопровождение

Диагностические методы:

- беседы с детьми;

- задания;

- наблюдение;

- изучение документации;

- беседы с педагогами и родителями

Основной этап

 коррекционно – образовательного – процесса

  • Индивидуализация;
  • Разносторонность;
  • Комплексносистематичнсть;
  • Система коррекционно-педагогического воздействия.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты образовательного учреждения подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

 Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители воспитанников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Целью организации образовательного процесса является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основные задачами деятельности логопедических групп Вы видите на экране, которые полностью направлены на развитие речи  нуждающихся в этом  детей

 

Содержание образовательного процесса в логопедической группе определяется адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников

Организация образовательного процесса в логопедической группе ДОО регламентируется следующими документами:

-учебным планом, разработанным в соответствии с Базисными учебно-развивающими планами дошкольной организации образования/групп для детей с нарушением речи,

- и расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения

Учебный год в логопедической группе для детей с нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Как правило, первая половина сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

В середине сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы.

Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в

Основными  организационными  формами коррекционной работы в логопедической группе  являются  общеизвестные обычные формы

Особенности построения учебно-воспитательной  работы:

- методы и приемы, применяемые учителями-логопедами,  воспитателями и специалистами, обеспечивают  формирование и развитие всех компонентов речи;

- коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностями развития ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания

Организация речевого режима включает в себя:

а) создание условий речевого общения детей с педагогами, сотрудниками детского сада, а также стимуляция речевой активности воспитанников между собой, дома, вне дошкольного учреждения;

б) систематический контроль за состоянием речи детей, формирование у детей взаимоконтроля и самоконтроля;

в) активизацию лексики, грамматического строя речи в процессе специально организованной работы; закрепление их в процессе учебной деятельности и обучения детей;

г) индивидуализация занятий в соответствии с уровнем речевого развития каждого ребенка и пройденным материалом.

Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими  особенностями развития  воспитанников

Ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в условиях группы   для детей с нарушениями речи принадлежит  учителю -  логопеду

Воспитатель осуществляет:

а) формирование у детей необходимого, доступного их пониманию объема знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечение  разнообразие впечатлений;

б) сочетание всех видов деятельности детей с развитием речи;

в) проведение подготовительной коррекционно-развивающей работы по теме перед занятием учителя-логопеда и закрепление в повседневной жизни опыта и  речевых навыков, полученных детьми на занятиях;

г) уточнение и активизацию словаря в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.

1) психолого-педагогическое  обследование детей с нарушением речевого развития;

2) проведение коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению вторичных нарушений психического развития, вызванных нарушениями речи;

3) проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

4) осуществление динамического психолого-педагогического изучения воспитанников;

5) проведение консультативной работы с родителями логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье.

1) развитие слухового восприятия и основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны, силы, высоты и тембра голоса;

2) формирование правильного речевого и певческого дыхания;

3) развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических  движений, игры на детских музыкальных инструментах;

4) обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

5) осуществление подбора и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, стимулирование познавательных процессов ребенка средствами музыки;

6) обогащение словаря дошкольников с нарушением речевого развития по  лексическим темам;

7) развитие эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.

 Воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, воспитатель-методист по ИЗО, воспитатель-методист по ФИЗО) строят свою непосредственно образовательную деятельность с детьми по алгоритму:

а) первичное обследование, анализ результатов;

б) планирование работы в соответствии с учебно-тематическими планами учителя-логопеда и с учетом формируемых в ходе непосредственно образовательной деятельности лексико-грамматических средств языка;

в) проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

г) консультирование родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания ребенка с нарушением речевого развития в семье.

Педагогический процесс в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее воздействие на ребёнка, организуется специальная речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи

Помимо этого с детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое внимание уделяется соблюдению режима дня, закаливанию организма, физическому воспитанию. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных  двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению недоразвития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении образовательной программы дошкольного образования. 

Устранение речевых нарушений у воспитанников  требует комплексного подхода,  объединения усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

Учитывая  индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

  • непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в коррекционное занятие обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект  как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов. Т.е. психических:  восприятия, внимание, память, мышление). Особенно важна роль игры в плане становления  познавательной деятельности, коммуникативного поведения.

Составная часть коррекционно – речевой работы с детьми – психолого-педагогический и логопедический мониторинг, цель которого –выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно- образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.. данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей. Доминирующей  при этом должна стать тактика активного включения освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала  бы детей к непроизвольному  упражнению и закреплению новых речевых навыков. Посильный труд, игра, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, аппликацией, лепкой и др. обеспечивают  полноценную мотивацию речи. В этих видах деятельности не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции – речь  оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет тем самым воспринимается им не как  упражнение, а как необходимость.

Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса предполагает качественную  оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников  определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Проанализировать данные логопедического мониторинга и оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов наметить пути ее оптимизации на следующий год.

При планировании и проведении занятий (НОД) учителя-логопеда, воспитателей, других специалистов и определении их места в целостной системе работы ДОУ учитывается их соответствие СанПиН. Фронтальные, подгрупповые  занятия ( НОД) позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Дополнительно такие занятия формируют у воспитанников  умение войти в заданный темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и т.д. Технология проведения фронтальных / подгрупповых/ занятий (НОД) варьируется в зависимости от задач и этапа коррекционной работы, возраста детей, уровня их речевого и общего развития. В основе занятий (НОД)  с воспитанниками  лежит тематический   принцип.

Тематический принцип организации  речевого  занятия (НОД)  позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении. Часть из них проводится учителем - логопедом, часть воспитателем и другими специалистами, поэтому происходит интеграция поставленных и решаемых разных задач при одновременном изучении темы.

Одно из важнейших условий реализации тематического принципа  — концентрированное изучение темы (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации. Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом цементирующим, обеспечивающим целостность занятий моментом могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала и т.д.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда  несет в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Создание развивающей среды  является одной из задач коррекционного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года,  создаются  комфортные, обеспечивающие безопасность воспитанников условия для занятий и эмоционального благополучия.

Развивающая предметно-пространственная среда должна предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Организационный этап коррекционно- образовательного процесса.

Несмотря на то, что комплектование логопедических групп происходит  на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое заключение для каждого ребенка, логопед начинает учебный год  с тщательного стартового психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.

В качестве основных диагностических методов могут быть использованы:

  • Индивидуальные (групповые) беседы;
  • Специальные задания диагностического характера;
  • Наблюдение особенностей поведения и общения детей в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности;
  • Изучение медико-педагогической документации;
  • Беседы с педагогами ДОУ и родителями.

В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, психологу и другим специалистам. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год). В то же время подробный анализ результатов логопедической диагностики, проведенный вместе с воспитателями, дает основание составить групповые педагогические и речевые «профили» и на их основании разработать долгосрочные программы групповой (подгрупповой) коррекционно- педагогической работы с детьми.

На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и  в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями

Перечисленные условия – дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи – являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком (группой детей) независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений. Эффективность работы по преодолению речевых недостатков зависит  от включенности педагогического коллектива в  педагогический  процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Тестовое задание по программе «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал содержит вопросы и поможет быстро ответить на итоговое тестовое задание после прохождения дистационных курсов повышения квалификации по программе «Содержание и орг...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации.

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации....