«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
консультация (младшая группа)

Яфонкина Ксения Михайловна

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №24» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                              Семинар-практикум для воспитателей

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

                                                                                     

                                                                                         Составил воспитатель

       Яфонкина К.М.

Нижнекамск РТ

                                                           2018г


Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ посредством использования адаптационных игр.

Задачи:

актуализировать знания педагогов о возрастных и психологических особенностях детей раннего возраста;

раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

в ходе практической части закрепить умения применять адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста.

 Перед началом занятия проводится разминка - упражнение позволяющее участникам семинара включиться в работу, установить эмоциональное взаимодействие.

Для того чтобы активизировать педагогов и примерно определить их уровень знания по теме, проводится «Мозговой штурм», который содержит следующие вопросы:

- Как вы понимаете слово «адаптация»?

- Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «помощь в адаптации»(Ответы педагогов)

Затем выполняется практическое задание:

Педагогам предлагается быстро записать на листке бумаги как можно больше слов по теме«Адаптация ребенка к условиям детского сада». На задание дается 1 минута. Затем варианты зачитываются до тех пор, пока слова-ассоциации не начнут повторяться.

Ответы педагогов дают начало теоретической части семинара, направленной на изучение возрастных особенностей детей раннего возраста и особенностями их привыкания к условиям ДОУ, в соответствии с которыми должна строиться работа педагогов по профилактике социальной дезадаптации воспитанников.

По окончании теоретической части, участникам предлагается выполнить практическое задание:

Для введения соревновательного момента с целью более активной работы, участников целесообразно разделить на две команды.

Каждой команде предлагается сформулировать и записать на отдельных листках факторы (каждый фактор отдельно, от которых зависит характер и длительность адаптационного периода ребенка? На задание отводится 2 минуты.

Проводится самопроверка команд, сопровождающаяся демонстрацией слайда презентации, участники распределяют записи таким образом, чтобы отнести каждую запись к одной из четырех групп факторов, приведенных на слайде. Побеждает команда, наиболее полно отразившая все группы следующих факторов [3]:

• Условий воспитания в семье;

• Особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;

• Организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период;

• Возрастных, индивидуальных, психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).

На работу по самопроверке отводится 5-7 минут.

Затем в ходе обсуждения ведущий подводит участников к выводу: как каждый фактор в отдельности, так и их совокупность влияют на степень адаптации ребенка к ДОУ.

Далее педагогам предлагается отдельно обратить внимание на такой фактор, как тип нервной системы, лежащей в основе темперамента ребенка.

Затем участникам предлагается выполнить следующие практические задания:

Практическое задание 3:

Каждой команде участников раздаются карточки с описанием поведения ребенка. По описанию необходимо определить тип темперамента. Задание выполняется в течение 2-3 минут, 3 минуты выделяется для обсуждения и проверки выполнения.

По окончании задания, подводится итог: в работе с разными по темпераменту детьми необходимо использовать различные методы работы, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Практическое задание 4:

Участникам предлагается, используя имеющиеся карточки с описанием темперамента, подобрать игры для каждого из них. Каждой группе участников выдается набор карточек с видами игр и занятий. На задание отводится 5 минут. Затем выполняется самопроверка по слайду презентации, содержащему таблицу с типами темперамента и подходящими видами игр/занятий.

Холерик:подвижные игрыигры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы;

Сангвиник:веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

Флегматикигры- эксперименты, паззлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок;

Меланхолик: конструкторы, настольные игрыигры с водойэкспериментирование с краскамиигры-потешки («Сорока-ворона»«ладушки»).

По окончании задания участники обсуждают, какую задачу в работе с ребенком каждый из педагогов решал посредством выбора игры.

Затем участников просят вновь обратить внимание на слайд с факторами, влияющими на адаптацию ребенкаПедагогам предлагается ответить на вопросы: можно ли повлиять на тип темперамента ребенка? На условия воспитания в семье? На какой из вышеперечисленных факторов может повлиять педагог?

Совместно участниками делается вывод: наиболее эффективно, используя весь свой профессионализм, педагог может повлиять на организацию воспитательно-образовательного процесса.

Чтобы решить вопрос, каким образом педагог организует этот процесс, ведущий предлагает командам разрешить 2 проблемные ситуации:

Ситуация 1:

Девочка, 2 года, посещает детский сад второй день. В детский сад ее привела мама, переодела ребенка, завела в игровую комнату и ушла. Девочка плачет. Что необходимо сделать?

Ситуация 2:

Мальчик, 1 год 10 месяцев, посещает детский сад вторую неделю. Каждый раз с криком держится за маму. Поняв, что мама ушла, молча садится в отдалении от детей и воспитателя, обнимая свою игрушку. Ваши действия?

В процессе дискуссии педагогов необходимо подвести к мысли о создании игровой ситуации для ребенка.

Педагоги предлагают свои решения. Задача ведущего – развивать каждую ситуацию до тех пор, пока очевидным не станет необходимость использования игры в работе с ребенком. Ведущим используется подсказка: ведущий вид деятельности ребенка в раннем возрасте.

Совместно участниками делается вывод: Учитывая возрастные особенности воспитанника, педагог может создавать благоприятные условия его адаптации. Основной вид общения ребенка со взрослым - ситуативно-личностное общение. Чтобы оказаться в ситуации общения взрослому необходимо создать игру-ситуацию.

Затем подводится итог, в котором резюмируется: не существует ребенка, который не любил бы играть, существует проблема правильного выбора игры для конкретного ребенка.

Внимание педагогов привлекается к широкому многообразию игрового инструментария, используемого в период адаптации детей, приводится классификация адаптационных игр. Один из вариантов этого многообразия – имеющаяся картотека, в которой каждая игра представлена на отдельной карточке с целями и задачами использования.

Практическое задание 5

Используя имеющуюся картотеку адаптационных игр, каждому участнику предлагается выбрать понравившуюся игру и проиграть ее с «детьми». В роли детей выступают сами участники. «Детям» дается инструкция вести себя непосредственно, но в рамках задания.

Роль ведущего состоит в помощи педагогам и стимулировании их к проведению игры. Нельзя критиковать участников, делать замечания и поправки в ходе игры.

По окончании задания проводится рефлексия: что было сложным в задании? Отметил ли кто-то у себя ошибки в проведении игры. Ведущий делает акцент на том, чтобы каждый участник высказывался только о своих действиях.

Затем, с целью подвести участников к соблюдению условий проведения адаптационных игр и занятийпедагогам предлагается ответить на вопросы:

1. Какими должны быть первые игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, индивидуальными или фронтальными?

2. Кто выступает инициатором игр, вовлекает в игру своими действиями, эмоциональным общением?

3. Игры выбираются с учетом возможностей детей или места их проведения?

4. Если не все дети сразу включаются в игру, можно ли начинать ее с небольшой группой желающих?

5. Нужно ли критиковать и исправлять ошибки ребенка во время игры?

6. Можно ли многократно повторять игры?

В качестве самопроверки педагогами используется слайд презентации, на котором поэтапно отображается следующий перечень условий:

Условия проведения адаптационных игр

• Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

• Взрослый выступает инициатором и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.

• Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

• Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.

• Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.

• Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

По окончании работы, с целью подчеркнуть значимость игры как способа детской активности в теоретических исследованиях, участникам предлагается игра «Верю – не верю»:

Ведущий последовательно зачитывает суть теории, а участникам необходимо согласиться или опровергнуть ее существование:

Верите ли вы, что:

В теории избытка нервных сил, компенсаторности Спенсера «Игра представляется результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку»?

В теории Гросса: «Игра рассматривалась с позиции укрепления развития наследственных форм поведения и призвана помогать преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее»?

В теории антиципации будущего: «Игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем»?

Теория компенсаторности игры гласит (Фрейд): «В детской игре бессознательные влечения реализуются символически. Игры очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации»?

Теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский) гласит: «Игра служит источником духовного развития ребенка, т. к. в ней соединяются одновременно стремление, чувствование и представление»?

Подсказка для ведущего: в предложенных вариантах нет ни одного вымышленного.

Ведущий подводит итог занятия: значение игры в развитии ребенка огромно. Не меньшее значение игра оказывает на его адаптационные механизмы. Игра может и должна стать главным подспорьем педагога в воспитании ребенка.

По окончании работы проводится рефлексия в форме группового коллажа.

Участникам предлагается на заранее подготовленных листках в форме кругов по очереди написать ответ на вопрос: какие проблемы решает использование игры в работе с детьми. Круги с записями размещаются участниками на магнитной доске, их содержание озвучивается.

Затем по тому же принципу на заготовленных листах бумаги в форме лепестков, каждый участник пишет и закрепляет на магнитной доске, какие личные качества педагога помогают в решении этих задач. Полученные таким образом цветы, символизируют совокупность полученного на семинаре опыта воспитателей и его взаимосвязь с внутренними ресурсами.

По окончании работы, ведущий предлагает участникам анонимно заполнить небольшую анкету, содержащую оценку эффективности занятия и дополнительный вопрос: «Какие из полученных на семинаре идей я вижу возможным использовать в своей работе?».

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».

Задачи игр в период адаптации:- создание положительного эмоционального настроя в группе;- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;- развитие игровых навыков;- воспитание у дет...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...