МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
методическая разработка

Баранова Галина Иннокентьевна

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.1._metod_razrabotka_samost_detey_posredsvom_igry.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

2.1.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       Улюнский детский сад «Солнышко»  

Баргузинского района Республики Бурятия.

                                                                                                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Автор:

Баранова Г.И.

Воспитатель детей дошкольного возраста

с.Улюн

2019 г


 Введение

Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает  как  субъект деятельности.  Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.

Являясь  субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.

Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода.  Во вторых, меняются приемы руководства - от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию,  эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку  сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.

Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей  и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.

Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»

1 этап. Цель - планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.

Индивидуальные папки. Цель - развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно  и совместно с родителями.

Задания для детей:

- задания для взывания интереса к разным видам деятельности,

- задания для развития умения планировать деятельность.

- задания для развития воображения

Задания для родителей:

Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.

Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.

Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.

2 этап. Тренинг для детей 5-6 лет.

1 часть. Игры на развитие умения определять свои предпочтения.

 Игры, стабилизирующие эмоциональное состояние.

2 часть. Игры, развивающие умения устанавливать взаимосвязь цель-     результат.

Игры, развивающие умение ставить проблему.

Игры, развивающие умение находить разные решения одной задачи.

3 часть. Игры, развивающие творческое мышление и воображение.

Занятия

Цель

 «Мои любимые игрушки».

На данном занятии знакомим детей с разнообразием игрушек. Делаем вывод, что с одними игрушками можно придумать много разных игр, а с другими игрушками можно играть только в одну игру (предлагаем ребенку  придумать – в каких играх можно использовать игрушку).

 «Мои любимые игры»

Цель данного занятия обобщить опыт детей о том, какие игры они любят, поговорить о том, что нужно сделать, чтобы все поняли, как надо играть (у каждой игры есть правила).

 «Мое любимое животное»

Цель данного занятия – помочь детям определить свои предпочтения.

 «Моя любимая зверюшка»

Основная цель данного занятия, показать детям, что интересная тема может быть использована в разных видах деятельности

 «Моя любимая еда»

Основная цель данного занятия показать, что любая деятельность может состоять из определенных операций, нарушение которых может привести к «неправильному» результату.

 «Мое любимое блюдо»

Основная цель данного занятия  показать детям, что даже неинтересная деятельность может быть интересной, если придумать, что интересное именно для себя (создание мотивации).

 «Мое любимое занятие».

Продолжать учить детей находить что-то увлекательное в каждой деятельности. Всегда ли мы делаем то, что нам нравится? Что тебе не нравится делать? Как ты заставляешь себя это делать?

 «Мое любимое дело»

Основная цель данного занятия состоит в том, чтобы показать детям – то, что они узнают, они могут использовать в своей деятельности (разгадывание кроссворда и т.д.) Игра – необитаемый остров.

 «Моя любимая книга»

Основная цель занятия – показать, что у каждого сказочного героя могут положительные и отрицательные качества. Что с этим можно сделать?

 «Моя любимая книга»

Итоговое занятие. Детям предлагаются диагностические ситуации.

3 этап. Совместная образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности. 

Цель – развитие компонентов самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Планирование совместной образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, посредством разных видов игровой деятельности

Тема

Формы работы воспитателя  с детьми.

Игровая деятельность, рекомендуемая для развития самостоятельности

Работа в индивидуальных папках

Книги

Беседа «Для чего нужны книги?»

Показ эл. презентации «Как появились книги»

Продуктивная деятельность: «Моя книга»

Создание мини-музея «Книги»

Экскурсия в музей печати

Сюжетно-ролевые: «Книжный магазин»; «Издательство».

Режиссерские игры по мотивам любимых сказок.

Игры на развитие интереса и предпочтений: «Моя любимая книга», «Поменяйтесь местами…», «Угадай сказочного героя», «Я вижу…»

Игры на развитие целенаправленности: Этюды, позволяющие детям в мимике, пантомимике отразить такие состояния человека, как: сосредоточенность, радость от полученного результата, огорчение от ошибки, упорство и т.д. «Что нужно, чтобы…», «Помоги…», «Что сначала, что потом?».

Игры на развитие творчества: «Придумай название», «Нарисуем иллюстрации к книге», «Бал сказочных героев» и т.д.

Игры-экспериментирования: Какая бумага для чего подходит? Игры на изучение свойств бумаги.

«Домашняя библиотека»

Беседа родителей с детьми: расскажите….

Спросите: Какие у тебя есть веселые книги, грустные книги. Какие книги тебе читает мама (папа), какие книги ты прочитал сам.

Нарисуй иллюстрацию к своей любимой книге.

Рекомендации для родителей: как помочь ребенку самостоятельно читать.

Что я люблю кушать. Мои предпочтения в еде.

Беседы с детьми: «Полезные и вредные продукты»; «Профессии, связанные с приготовлением пищи»; «Что любят готовить дома?».

Показ эл. презентации «Как люди научились готовить еду» (история еды во времени).

Продуктивная деятельность: «Приготовление бутербродов», изготовление технологических карт приготовления разных блюд; «Моя любимая еда» - для представления используются различные материалы.

Сюжетно-ролевые: «Ресторан», «Кафе», «Магазин» и др. с изготовлением атрибутов.

Игра-развлечение «Повар Булочка».

Игры на развитие интереса и предпочтений: «Моя любимая еда», «Поменяйтесь местами…», «Овощи толстячки и овощи худышки», «Еда и настроение», «Соленый чай».

Игры на развитие целенаправленности: Этюды, позволяющие детям в мимике, пантомимике отразить такие состояния человека, как: сосредоточенность, радость от полученного результата, огорчение от ошибки, упорство и т.д. «Веселый - грустный повар», «Я вижу…», «Создай торт», «Что сначала, что потом?», «Где ошибся повар?».

Игры на развитие автономности: «Катись колбаской», «Спроси и догадайся», «Варим суп».

Игры на развитие творчества: «Каждому вкусу свой цвет», «Незаконченные рисунки», «Натюрморт».

Игры-экспериментирования: «Запахи и вкусы», выращивание лука и др.

1.Беседа родителей с детьми: Поговорить с ребенком о предпочтении в еде. 2.Нарисуйте или наклейте, что любит кушать ребенок, что любите Вы. Посмотрите, какие вкусы совпадают.

3.Попробуйте нарисовать технологическую карту приготовления ваших любимых блюд.

4. Рекомендации для родителей: Кулинария для детей. Как научить ребенка готовить?

Мое любимое животное

Беседа с детьми: «Кто такие животные?»

Показ эл. презентации «Как появились животные?»

Продуктивная деятельность: «Мое любимое животное» - детям предлагается изобразить свое любимое животное из разных материалов. Моделирование из бумаги.

Театр оригами: «Сказка о глупом мышонке», изготовление детьми фигурок для представления.

Режиссерская игра: Зоопарк.

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Море волнуется»

Игры на развитие интереса и предпочтений: «Мне нравится», Мимическая гимнастика «Котята», Этюды «Медвежата в берлоге», «Собака пограничника».

Игры на развитие целенаправленности: Развивающие игры «Сложи узор», «Танграм». Дидактические игры «Кто кем будет?», Лото, разрезные картинки.

Игры на развитие автономности: «Золотая рыбка», Игра-драматизация по сказке Сутеева «Цыпленок и утенок». «Ловкие ящерецы».

Игры на развитие творчества: «Необычные кляксы», «В природе этого нет», «Сказочное животное».

1.Попросите ребенка рассказать – какое животное ему нравится, помогите ему изобразить это животное (нарисовать, сделать аппликацию, наклеить картинку и т.д.).

2.Если  у вас дома есть животное, предложите ребенку рассказать или нарисовать – как он за ним ухаживает.

3.Рекомендации для родителей: воспитание ответственности.

Игры, развивающие субъектно-личные качества, способствующие становлению самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель

Задачи игры

Примеры

развитие интереса (избирательности).

Игры, помогающие определять свои предпочтения

Игры, развивающие сензитивность: «Мне нравится», «Ветер дует на…», «Поменяйтесь местами», «Кто родился в феврале?»

Игры, развивающие умение делать выбор.

Подвижные игры, где необходим выбор партнера «Краски», «Третий лишний», «Море волнуется», «Магазин игрушек», «Покажи глазами».

Игры, способствующие развитию определять свое эмоциональное состояние

Мимическая гимнастика: «Облака», «Овощи толстячки и овощи худышки», «Котята» и т.д.

Развивающие игры: «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…», «У кого какое настроение?», «На что похоже настроение?».

«Описание характера».

Игры, обогащающие представления детей о разных видах деятельности.

Дидактические игры «Профессии», «Для чего это нужно?», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?», «Кто это сделал?» и т.д.

Развитие инициативности

Игры, развивающие умение находить множество вариантов решения одной задачи

«Что будет, если…», «Кто кем был? Что чем было?», «Изобретатели», «Лишние картинки», «Помоги принцессе».

Игры, развивающие уверенность в себе, повышающие самооценку

«Я хороший…», «Меня можно похвалить за то…», «Идет бычок качается», «Прыжки через газету», «Дотронься до…».

Развитие целенаправленности

Игры, развивающие умение действовать в неожиданных ситуациях

Развивающие игры, предполагающие быструю смену условий: «Солнышко-заборчик-камушки»; «Пожалуйста!», «Стоп, один! Стоп, два!».

Игры, развивающие умение сосредотачиваться на задании

Игры на тренировку диспетчерской программы: «Замри-отомри», «Игры с мячом», «Не сойди с тропы», «Раскладка алфавита», «Раскладка чисел».

Игры, развивающие сотрудничество между детьми

«Раскрась варежки», «Секреты ладушек», «Персональный шрифт».

Игры, воспитывающие бережное отношение к продуктам своей и чужой деятельности

Игровое упражнение «И это хорошо, и это плохо», «Что может произойти?»

Развитие Автономности

Игры, развивающие умения самостоятельно преодолевать препятствия

«Золотая рыбка», Игра-драматизация по сказке Сутеева «Цыпленок и утенок». «Катись колбаской», «Ловкие ящерицы», «Марионетки».

Игры, развивающие коммуникативные умения обращения за помощью

Дидактическая игра «Спроси и догадайся», «Как поступить?», «Без слов», Разыгрывание ситуаицй.

Развитие умелость (навыки)

Игры, развивающие познавательную активность

«Задай вопрос», «Кто кем будет? Что чем будет?»

Игры, развивающие умения планировать свою деятельность

«Что сначала, что потом», «Что нужно для…», «Обведи фигуры – нарисуй картинку», «Сложи картинку из фигур».

Развитие творчества

Игры, развивающие творческое мышление

Технология развития творческого мышления А.Э. Симановского: Игры и игровые упражнения для развития наглядно-действенного мышления, причинного мышления, эвристического мышления.

«Раскраска участков»

Игры, развивающие воображение

«Необычные кляксы», «Орнамент», «Удивительная ладонь», «Незаконченные рисунки», «Спрятанные рисунки», «Рисуем настроение».

«В природе этого нет», «Волшебная нитка», «Взгляд в будущее» и т.д.

Заключение.

Поиск эффективных форм и методов работы с детьми, в рамках гуманитарного подхода, направленного на раскрытие и развитие уникального, индивидуального в каждом ребенке, является актуальной задачи современной педагогической науки. Принятие идеи о том, что ребенок является субъектном детских видов деятельности, требует от исследователей внимательного изучения условий, на основе которых выстраивается педагогический процесс, обеспечивающий современному ребенку освоение позиции субъекта, позволяющие ему максимально раскрыть и проявить свои способности, свою индивидуальность, и в итоге способствующий обеспечению готовности ребенка отвечать новым жизненным требованиям.

Самостоятельность, есть интегративное качество личности и  специфика включения игровой деятельности в педагогический процесс, где данная деятельность выступает, как эффективное средство развития самостоятельности старших дошкольников.  Наша работа заключалась в организации игровой деятельности, в процессе которой будут созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Изученная литература показала, что понимание современными исследователями понятия самостоятельность, связывают с рассмотрением таких понятий, как активность и автономность. Где активность выступает, как общая характеристика деятельности человека, а самостоятельность и автономность – как ее индивидуальные характеристики. Самостоятельность может рассматриваться в зависимости от науки, как способность и особенность субъектной регуляции (психология), и тогда она выражается в пластичности регуляторных процессов,  доминировании, умении произвольно управлять своим поведением, и как интегративное качество личности (педагогика) и раскрывается через умения поставить цель, планировать свою деятельность, действовать автономно, получать результат, соответствующий цели. В связи с этим стоит актуальная задача для выделения общих и специфических критериев и показателей самостоятельности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, которая требует дальнейшего изучения. А также определения качеств, которые интегрируясь, обеспечивают ребенку достаточный уровень самостоятельности, для успешного осуществления деятельности.

Различные способы и условия развития самостоятельности, обусловлены тем, какую цель ставят перед собой исследователи. Так самостоятельность может изучаться как самостоятельное качество в рамках овладения ребенком какой-либо деятельностью, а может выступать критерием для оценки степени овладения ребенком каких-либо навыков  умений. Так же самостоятельность может рассматриваться как общий стиль поведения, как характеристика субъектности ребенка.

Условием для развития самостоятельности выступает, в первую очередь, особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, который характеризуется субъект-субъектными взаимоотношениями. Так же педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает детям определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность. Развитие самостоятельности предполагает не только правильное выполнение инструкций взрослого (репродуктивная самостоятельность), но и проявление инициативы и творчества, а так же принятие на себя ответственности за результаты своих действий.

Выбор игровой деятельности, как эффективного средства развития самостоятельности обусловлен тем, что игра учит выдержке, в ней дети могут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. В игре дети сами могут решать насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе и принимать на себя ответственность, проявлять инициативу. Так же игра предоставляет возможность на основе детского опыта делать прогнозы и оценивать последствия, различать, какие способы поведения целесообразны, а какие неуместны. В играх мы учим ребенка, как можно выбрать мотивацию для разных видов собственной деятельности, и при столкновении в жизни с похожей ситуацией ребенок может вообразить себе данную ситуацию как игровую, перенеся в нее мотив, позволяющий выполнить определенные действия, получить результат.

Таким образом, создание всех необходимых условий и включение проекта в педагогический процесс группы позволяет использовать игровую деятельность, как эффективное средство развития самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".

Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика  отражает то. как развивается  ребенок. свидетельствует о  его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...

Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".

Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика  отражает то. как развивается  ребенок. свидетельствует о  его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...

Методическая разработка на тему: «Развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх».

Выявление и описание видов познавательных игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет....

Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"

Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....