Консультация для педагогов: "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".
консультация (младшая группа)

Выборнова Анастасия Станиславовна

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

   Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления, логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

     Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Консультация для педагогов

"Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".

Воспитатель: Выборнова А.С

    Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

   Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления, логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

     Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго.

      Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предлагает решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников диалектического мышления.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, моделей).

    Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, НОД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной).

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. НОД под названием «Удивительное – рядом», непродолжительна по времени и проводится в первой половине дня. Она способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

   Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

   В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

    Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

3) Взаимодействие с семьями детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

   Главными задачами во взаимодействии с родителями можно считать:

– необходимость устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединять усилия для развития и воспитания детей;

– создавать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

     Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

2. По месту проведения опытов

3. По количеству детей

4. По причине их проведения

5. По характеру включения в педагогический процесс

6. По продолжительности

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

8. По месту в цикле

9. По характеру мыслительных операций

10. По характеру познавательной деятельности детей

11. По способу применения в аудитории.

   Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) Место для приборов.

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) Место для проведения опытов

5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

       Основным оборудованием в уголке являются:

​ приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

​ разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

​ природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

​ утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

​ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

​ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

​ медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

​ прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

      При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

​ безопасность для жизни и здоровья детей;

​ достаточность;

​ доступность расположения

   В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

    Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

    Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.  При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"

Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезно...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

«Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и в...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает самРальф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмеСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьют...

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период"

Консультация для педагогов"Организация опытно-экспериментальной деятельности в летний период...

Консультации для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления ...