Опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов в условиях ДОУ посредством культурно- досуговой деятельности».
статья

Харина Ольга Юрьевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и  педагоги  обеспокоены  тем, что бы ребенок, входящий в этот мир  стал уверенным, счастливым, добрым, успешным. Именно в детстве происходит  созревание человека, способного  гармонично и уверенно  адаптироваться к меняющейся социальной среде, выделить  «свое Я» среди других людей. Особое внимание следует уделять социализации детей с ОВЗ. Дети с разными  возможностями, с нарушениями  развития и без них должны научиться жить и взаимодействовать в  едином социуме. Процесс адаптации и социализации  таких детей во многом зависит от  нас взрослых как педагогов, так и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ppo_dou_no20_doc.doc459 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад № 20 "Ленок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей"    

«Социализация детей с ОВЗ в том числе

детей-инвалидов   в условиях ДОУ посредством  культурно- досуговой деятельности».

Выполнили:

Харина О.Ю.  зам. заведующего по УВР

Калитка Т.А. педагог — психолог

Чилегина Е.С. воспитатель

г. Вязники 2019 год.

Условия возникновения, становления опыта.   

     В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и  педагоги  обеспокоены  тем, что бы ребенок, входящий в этот мир  стал уверенным, счастливым, добрым, успешным. Именно в детстве происходит  созревание человека, способного  гармонично и уверенно  адаптироваться к меняющейся социальной среде, выделить  «свое Я» среди других людей.

      В настоящее время в Российской Федерации отмечается рост числа детей с ОВЗ, в том числе детей инвалидов. Проблема социализации детей с ОВЗ является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии.  Поэтому  одно  из приоритетных  направлений   развития  системы образования направлено  на «обеспечение государством равных  возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

     Уже с первых лет жизни ребенок является существом социальным. Социализация или усвоение  ребенком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются духовные ценности и потребности, закладывается характер.

      Особое внимание следует уделять социализации детей с ОВЗ. Дети с разными  возможностями, с нарушениями  развития и без них должны научиться жить и взаимодействовать в  едином социуме. Процесс адаптации и социализации  таких детей во многом зависит от  нас взрослых как педагогов, так и родителей.

      На протяжении 3 лет в нашем ДОУ работает группа компенсирующей направленности  для   детей с тяжелыми нарушениями речи. Возраст детей 5-7 лет. Дети, поступающие в эту группу, совершенно разные по своим личностным характеристикам, по умственному и физическому развитию. В детский сад  поступают так же  и дети инвалиды  с разными,  порой  сложными дефектами в развитии. Не все из  этих детей могут  посещать ДОУ на постоянной основе, поэтому формы  работы с  каждым ребенком  подбираются индивидуально  при непосредственном участии родителей.

    Задача социализации   детей с ОВЗ,  в том числе  детей инвалидов  для нашего ДОУ  стоит в числе приоритетных. Она  решается  при одновременной  реализации  таких условий,  как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми  с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие  педагогов группы, специалистов и родителей.  

    В процессе работы   мы столкнулись с проблемой  выбора  таких  видов деятельности, которые  бы могли объединить  всех детей с ограниченными возможностями здоровья,  невзирая  на  уровень развития или  степень инвалидности.  А так же  решить проблемы  толерантного отношения к  этим детям  со стороны  обычных   детей, посещающих  детский сад.  

    Наш детский сад  имеет богатый опыт  организации  культурно- досуговой деятельности  не только  для воспитанников  ДОУ и их семей,  но и для  других категорий граждан  города - это   пожилые люди посещающие « Центр  социального обслуживания населения», члены «Общества инвалидов». Поэтому, основываясь на опыт полученный в общении и организации работы с этими людьми, мы  решили  использовать  культурно- досуговую деятельность в работе по социализации  детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Актуальность.

     В ситуации серьезных социально- экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции  детей с ОВЗ, в том числе  детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Исследователи отмечают, что эта  категория маленьких граждан оказывается наиболее уязвимой в процессе реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, между тем как  в России  их права  на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством.

     Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в социум является для них сложным этапом социализации.

     Социальная независимость  ребенка с ОВЗ  и ребенка  инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в доступной ему  деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости  особенных детей  является одной из главных задач специалистов  работающих с этими детьми, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способности и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой  деятельности.

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования личностно значимыми  видами деятельности  для детей  дошкольного возраста являются  общение, игра, познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, конструктивная, двигательная.  В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений с помощью  выше перечисленных  видов  детской деятельности. Все эти виды деятельности  можно  использовать в рамках  культурных  досугов,  проводимых в ДОУ.

    Следует отметить, что  по медицинским показаниям  часть  детей с ОВЗ и особенно детей инвалидов не могут регулярно посещать  образовательные учреждения. Участие в культурных  досугах   является для них  местом,  где ребенок может получить практические навыки в разной деятельности, а так же  пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое.

Культурно-досуговая деятельность - это существенный ресурс оптимизации социальной активности детей с ОВЗ, обладающий способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.

Именно эта деятельность создает  максимально благоприятные условия для эстетического развития ребенка с ОВЗ, его умственного, эмоционального роста, с учетом его индивидуальных особенностей, а на сегодняшний день, главное,  формирование гуманного толерантного отношения общества к рассматриваемой категории детей,  занимает  особое место в работе нашего образовательного   учреждения.

     Мы считаем, что  во время содержательного досуга активизируется процесс творческого развития личности, ее подготовки к жизни и социальному успеху.  Ощущение радости и удовлетворенности, уверенности в собственных силах приносит наличие знаний, умений и навыков, которые способствуют успешной адаптации, реабилитации и интеграции детей с ОВЗ.

     Таким образом, актуальность темы опыта работы определяется:

а) характером социокультурной ситуации, усугубляющей социально-культурные и личностные проблемы  детей с ОВЗ,  в том числе детей-инвалидов и требующей поиска эффективных путей и средств их решения;

б) противоречием между социализирующим потенциалом социально-культурной деятельности и степенью его реализации в процессе организации реабилитационных, коррекционных и социально-интеграционных программ.

Ведущая педагогическая идея.

    Досуговая деятельность - это не только физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:

- целенаправленностью  и продуманностью;

- проводится в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

- ей присуща относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

- она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов детей;

- способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре.

    Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность и увлеченность.

   Это относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с ОВЗ  имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача педагога, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.

    Следовательно,  мы  утверждаем, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность.

     Однако в  силу своих особенностей,  не все  дети,  посещающие  ДОУ способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, спортивных секциях.  Это обусловлено спецификой их состояния здоровья, низким  уровнем развития  психических процессов, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а так же   проявлением активности  со стороны родителей этих детей. Поэтому  в своей работе мы  акцентировали  внимание на  индивидуальном  подборе  форм  досуговой деятельности  соответствующих  индивидуальным  особенностям и  возможностям здоровья  детей.

Теоретическая база.

       Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи  человеку  социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс  его личностных  изменений. Эта  трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы.

В своей работе  мы  основываемся на  исследования  профессора Н.М. Назаровой.  Профессор Н.М. Назарова в своих исследованиях дает определение социализации как «процесса и результата освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия». Н.М. Назарова отмечает: «В нашей стране издавна существовала покровительская позиция общества и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможностями». Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Одним из таких видов  является культурно- досуговая деятельность.

     Мы рассматриваем культурно-досуговую  деятельность  как  социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе   творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха.

       В многочисленных исследованиях  ученых нашли отражение различные аспекты и грани проблемы социализации. В рамках философско-культурологического подхода социализация рассматривается как  освоение потенциалов культуры и является важнейшим этапом личного восстановления, центральной идеей которого служит  обоснование деятельностной природы человека (С.Н.Иконникова, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, М. С.Каган Э.В.Соколов).

      В контексте теории социально-культурной деятельности педагогический аспект проблемы отражается в исследовании условий социализации на различных этапах развития личности, выявлении форм и методов оптимизации воспитательного процесса за счет реализации педагогического потенциала досуга (Л.Г.Брылева, А.Д.Жарков, И.А.Новикова, В.Я.Суртаев,  Б.А.Титов, Д.В.Шамсутдинова).

       Реабилитационный и коррекционный потенциал художественной
досуговой деятельности раскрыт в  исследованиях  А.З.Свердлова, В.П.Кантора.    

       Возможности социально-культурной деятельности как средства развития личности ребенка-инвалида продемонстрированы в диссертационных исследованиях Т.А.Зреловой и С.Ю.Титаренко.  Эти  труды выявляют специфику и основные проблемы развития личности ребенка-инвалида, раскрывают реабилитационный и коррекционный потенциал художественной деятельности, обосновывают роль семьи в  социальной  интеграции личности детей - инвалидов.  

     Полученные в ходе изучения результаты   исследований можно считать той теоретической  базой, которая позволила   нам  комплексно изучить процесс социализации ребенка-инвалида, выявить актуальные проблемы,
решение которых требует  поиска  форм и методов  педагогической деятельности,  приемлемых  в условиях нашего ДОУ,  с учетом  индивидуальных особенностей  наших воспитанников.

Новизна опыта.

     Новизна и практическая значимость заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого-педагогического сопровождения   процесса  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  в культурно- досуговой деятельности.

     Разработана организационно-педагогическая модель  социализации  ребенка  в дошкольном образовательном учреждении, включающая систему мероприятий  направленную на:

- создания условий для выравнивания «стартовых» возможностей в сфере образования;

- формирования  умений и навыков социального поведения в  новой обстановке;  -  воспитания у ребенка с ограниченными возможностями стремления и способности к самореализации;

-  развитие его речевого общения на уровнях речевой деятельности и речевого поведения;

- творческой активности на уровне  развития интереса к самостоятельной    творческой  деятельности.

     При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из общеобразовательных групп. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует толерантность у  других. В отличие от  образовательного  процесса, который ограничен рамками  образовательных  планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому  тематическому  плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в рамках культурных досугов, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.  Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Технология опыта.

«Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». (Извлечение из ФГОС ДО)

          Первичная социализация очень важна для ребёнка, т.к. она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение здесь играет семья.

          Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где дети  учатся  действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке ДОУ. В условиях инклюзивного образования социализация детей  с ОВЗ  происходит через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности, наряду с обычными детьми.

          Таким образом, в 2016г. , когда в ДОУ  была открыта группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, а затем в общеразвивающие группы были  приняты дети со статусом инвалид- детства,   разработали  план педагогической  деятельности по теме   «Организация  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения» ,  который постепенно был оформлен   в опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов  в условиях ДОУ посредством  культурно- досуговой деятельности».

         Целью работы  является создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Из цели вытекают следующие задачи:

1.Создать нормативно-правовую базу.

2.Включить  детей с ОВЗ в образовательный  процесс ДОУ.

3.Апробировать  различные формы работы и технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях их социальной  адаптации  к условиям ДОУ.

4.Изменить отношения детского коллектива к детям с ОВЗ через культурно- досуговые  мероприятия, проводимые в ДОУ, а также мероприятия с участием социальных партнеров.

5. Создать  систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса социализации  детей с ОВЗ.

6. Разработать  методические  пособия, консультации  для педагогов и родителей.

   

Механизм реализации  опыта  основан  на:

  • принципе сотрудничества (сотрудничество детей, педагогов и родителей, позволяющих  ребенку почувствовать  себя личностью);
  • принципе  демократичности (при проведении  культурно- массовых мероприятий, учитываются мнения  и пожелания родителей);
  • принципе дифференциации в воспитании (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей);
  • принципе  территориальной доступности ( сотрудничество с близлежащими социальными и культурными организациями).

   Первый этап «Подготовительный» предполагал  в основном организационную работу:

  • изучение  теоретических основ и существующих практик инклюзивного образования в России;
  • создание  нормативно-правовой базы;
  • подготовку педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
  • разработку  примерной модели инклюзивного образования детей с  ОВЗ и детей инвалидов.

      В результате  изучения правовых  и теоретических основ, а так же существующих практических разработок в  инклюзивном  образовании мы создали  нормативно- правовую базу  позволяющую  осуществлять государственные гарантии получения образования детям  с ОВЗ в нашем образовательном учреждении. Внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–правовые документы МБДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.

      Педагогами,  работающими с данной категорией детей,  пройдены курсы повышения квалификации. В настоящее время  один из педагогов  получает  второе высшее образование по специальности «дефектолог».

      Так как  в ДОУ  зачисляются не только дети  прошедшие ПМПК, но и дети -инвалиды имеющие индивидуальные программы реабилитации (ИПРА),  модели инклюзивного образования для  них отличаются.  В нашем случае дети прошедшие ПМПК- это дети с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают логопедическую  группу.  Образовательная деятельность  с этими детьми  ведется  в соответствии с адаптированной  образовательной программой ДОУ.

Дети инвалиды  посещают общеобразовательные группы вместе с другими детьми. Образовательная деятельность с ними  ведется  по  «Основной образовательной программе»  ДОУ с учетом  индивидуальных образовательных   маршрутов.  

      Однако,  одной из  задач реабилитационного процесса  как для детей с ОВЗ, так и для детей инвалидов является интеграция   в окружающую их социально-культурную среду, включение в систему социокультурных отношений.

Поэтому  нами разработан  план  культурно- досуговой деятельности  проводимой  с  «особенными»  детьми  нашего ДОУ и детьми инвалидами посещающими ГКУ СО ВО  «Вязниковский центр социальной помощи семье и детям».

     Второй  этап «Аналитический».  С появлением «особого» ребёнка в группе дошкольников начинается второй этап работы.  Он  даёт возможность  ребёнку осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, принять взрослого, проникнуться доверием к нему, а педагогу  изучить  особенности  воспитанников и их семей.

      На данном этапе  нами  подобран диагностический материал по изучению  уровня социального  развития детей с ОВЗ  в группе.  Использовалась  диагностика «Изучение социального развития дошкольников» (Е.А.Юдина,

Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова).

      Результаты входящих  диагностик  показали следующее:

Комфортно себя чувствуют в группе  детей  28% , легко идут на контакт со взрослыми 65%, легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками 11%, умеют себя контролировать 29% детей.

      Для выявления  системы избирательных отношений и эмоционального благополучия детей в группе сверстников применили   методику  «Секрет»

Т.А. Репиной.   На начало исследования  высокий уровень благополучия  большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе  составляет  55%,  показатель удовлетворенности  детей во взаимоотношениях со сверстниками 19% детей.

С целью  изучения   толерантности  детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья  использовали методику  Сиротюк А.С. Результаты входящих диагностик — низкий уровень толерантности у 60% детей, средний у 38%. высокий у 2%.

      Для изучения  толерантных отношений  к детям инвалидам и детям с ОВЗ   среди родителей  было проведено   анкетирование  (автор А.С. Сиротюк) которое выявило низкий уровень толерантности у 32% опрошенных родителей, средний у 63%, высокий 5%.

Далее был произведён отбор технологий с учётом возрастных особенностей детей. В целях успешной социализации детей и их эмоционального благополучия в  качестве приоритетных были определены  игровые  технологии: игры с песком, театрализованные игры, музыкальные игры и здоровьесберегающие технологии.

Третий  этап «Практический»    На  данном этапе была проведена  следующая работа:

- разработан  и апробирован план  культурно- досуговой деятельности,

предусматривающий  разнообразные формы  организации детей и  различные виды  детской деятельности с учетом специфики нарушений;

- разработаны подходы к составлению индивидуальных культурно-досуговых  планов,  индивидуально-коррекционных маршрутов развития детей с ОВЗ и детей инвалидов;

- отобраны и апробированы различные  технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в условиях реализации инклюзивного образования;

- систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы работы с родителями;

- систематизирована работа с другими организациями : центр помощи семье и детям, ПМПК, детская поликлиника, культурно - досуговые учреждения города и т.д..

      Для того чтобы включить «особенного» ребенка в детское общество, сделать его полноценным членом этого общества и расширить его социальный опыт необходимо сделать регулярным  его общение  со сверстниками. Поэтому в процессе педагогической  деятельности  нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие социального опыта ребенка через его общение с другими детьми. Данное педагогическое условие предполагает использование разнообразных форм культурно - досуговой деятельности.

       Культурно — досуговая деятельность в условиях детского сада рассматривается, как приоритетное направление здоровьесбережения и организации творческой деятельности ребенка.  В программе  «От рождения  до школы»  под редакцией Н.Е.Вераксы,  М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой достаточно подробно представлены виды  культурно – досуговой  деятельности детей дошкольного возраста:  отдых, созерцание, самообразование, творчество, развлечения и праздники. В процессе работы с «особенными» детьми  нас заинтересовал поиск  новых, отвечающих современным требованиям  форм  и технологий  работы  на основе использования   выше перечисленных   видов  деятельности.  

     Роль креативной педагогики растёт наряду с формированием у инвалидов и членов их семей желания и готовности принимать участие в социально развивающих акциях, художественных и образовательных, развлекательно-игровых и оздоровительных досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. В результате поисков  мы отобрали  наиболее эффективные  формы взаимодействия.

«Мастерская  веселой кисточки»

     Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук. Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Тематика занятий в  творческой мастерской  разнообразна «Открытка для мамы»- работа с бумагой, «Дары осени»- лепка из пластилина, «Калачи из печи» - лепка из теста.

«Мастер- классы»

     Основные преимущества мастер-класса определяются  сочетанием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкости во времени.  В ходе мастер- класса  дети имеют возможность увидеть процесс создания  оригинальной вещи или  произведения и   какое-то время  поучаствовать в  ее создании.  

     Дети с ОВЗ, находясь в коллективе, проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира, утверждения в нем чувства социальной значимости.  Все виды творчества, с которыми соприкасаются дети этой категории, влияют на их адекватность, поведение, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе.  Тематика  проведенных мастер- классов разнообразна. Чаще всего в них участвуют не только дети, но и их родители. Поэтому  мастер- класс это еще и своеобразная  форма  обучения родителей приемам  взаимодействия с ребенком. Были проведены  мастер-классы по темам:  «Рисование в файле», «В гостях у сказки»,

«Веселые пальчики»  по развитию мелкой моторики рук.

«Газета «Веселая семейка»

Огромное  место  занимают  средства  массовой  информации, которые в нашем детском саду  представлены электронной  газетой  «Веселая семейка».  Газета  является основным источником  информации  о  событиях,   происходящих в ДОУ. Вместе с тем  в ней можно найти  интересные игры, кроссворды, развивающие упражнения, образцы рисунков, поделок, детские стихи. Газета пользуется популярностью, как у детей, так и родителей. Родители могут  найти там  рекомендации специалистов  в вопросах  воспитания и развития  детей.

«Праздники и развлечения».  

       Праздники любят все, как взрослые, так и дети. Праздник – это еще один повод пообщаться, а так, как «общение – самая большая роскошь на свете для «особенных детей», его необходимо постараться сделать действительно легким, радостным и приятным.  

      Для ребенка инвалида  праздник – это целое событие. Он считает свои дни от праздника до праздника.  Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники. На праздники  мы приглашаем гостей, детей инвалидов из  «Вязниковского  центра  социальной помощи семье и детям». Многие из них  стали  постоянными участниками   мероприятий  ДОУ. Как правило, эти дети  с нетерпением  ждут   каждой встречи.  

     Для каждого ребенка существует свой, долгожданный праздник. По многочисленным опросам детей, самыми яркими  и запоминающимися праздниками  были   «Новый год», «Осенний бал», «Капустник», «Праздник бабушек и мам».  

     Начиная подготовку к празднику, мы формируем  команду (чаще всего это дети подготовительной группы), где каждый участник  занят  интересным  делом. Например, изготовление различных гирлянд  для украшения зала, рисунки на окнах и дверях, изготовление  поздравительных открыток и т.д. Чтобы сделать праздник более запоминающимся, более ярким дети и взрослые готовят театрализованные представления, кукольные спектакли.

     Во время подготовки  к празднику воспитатель  вместе с детьми  обсуждает приход в гости «особенных» детей.  Вместе подбираются  игры и хороводы,  в которых смогут участвовать эти дети. Обсуждается и изготовление подарков для гостей. Именно с этого начинается формирование у дошкольников толерантных отношений к сверстникам с ОВЗ.

     В  данном направлении работы мы  разделяем точку зрения А.Г.Асмолова толерантность — искусство жить в мире  непохожих людей и идей: « Если  бы не существовало  толерантности как универсальной нормы сосуществования различных форм эволюционного развития, то  волны агрессии, конфликтов,  нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, этнофобии, человекофобии давно бы стерли  любые проявления разнообразия на Земле.  И всеобщая  гомогенность, однородность, тоталитарность, серость, неподвижность воцарились бы в мире».

     В целях формирования у  дошкольников  толерантных отношений к  «особенным» детям   проводим  беседы, тематические занятия ( «Мы разные, но живем вместе», «Наши добрые дела», «Цветик семицветик»), читаем  художественную литературу, проводим «Дни добрых дел» в ходе которых устраиваем концерты для детей- инвалидов.

     В формировании толерантности  у детей  огромную роль  играют родители. Именно родители дают ребенку первый опыт взаимодействия с  людьми, учат общению, доверию, умению слушать, оценивать свои поступки.  Личный пример родителей, требующий проявления толерантности  бывает более эффективен,  чем  назидательные беседы.  Поэтому  мы  включаем в работу  и родителей наших воспитанников.

«Акции и благотворительные концерты». 

     Часто многие родители  не понимают главного истинного смысла благотворительных мероприятий, в частности организации  акций, концертов. А ведь все благотворительные акции проводятся для привлечения внимания к главным проблемам  детей- инвалидов.  Мы согласны, что только одними благотворительными концертами социальную проблему не решить. Но то, что после одного  концерта станет мир чуточку лучше и чуточку добрее, уже не вызывает сомнений.

     Также важным  становится тот факт, что зрители, которые побывали на благотворительном концерте, не просто узнали о проблеме, но и могут оказать посильную помощь нуждающимся, а также рассказать о них большему числу знакомых.

     В нашем случае, главная цель организации благотворительных  акций и  концертов состоит не в том, чтобы собрать  материальные средства,  для поддержки и помощи нуждающихся, а  в том, чтобы  научить детей  толерантным отношениям  к окружающим. Ведь толерантность в нашем понимании — формирование правильных представлений о себе  и окружающих людях, признание, сочувствие, сострадание и эмпатия.

    Проведение благотворительных концертов мы  приурочиваем,  к какому либо празднику (8 марта, Новый год,  День Российской армии, День Победы, день защиты детей). На эти концерты приглашаем детей инвалидов из  «Вязниковского  центра  социальной помощи семье и детям» или  пожилых  людей из «Общества  инвалидов».

    Наглядными итогами проведения благотворительных  акций  являются  фото отчеты и продукты творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для  формирования у детей положительного  отношения  к людям — инвалидам, а у  родителей к учреждению.

Алгоритм подготовки и проведения акции:

- определение целей и задач;        

- формирование творческой группы;

- отбор литературы, подбор методов и форм проведения;        

- составление плана акции;

- проведение бесед, опросов, игр, детско-родительских встреч;

- обсуждение итогов проведения акции.

     

Результативность опыта.

    Результатом работы являются исследования проведенные в группе детей  имеющих статус ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) всего обследовано 15 детей в возрасте с 5 до 7 лет.

1) Повысился уровень социального развития  детей с ОВЗ. Подводя итоги, можно отметить, что дети  способны действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Они без труда налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми. У детей старшего дошкольного возраста формируются гуманистические тенденции в поведении, симпатия к себе подобным. Большой процент (67%) детей могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, реализовать чужие идеи и следовать примеру. У 57% дошкольников развита способность к не силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы (96%). Дети выполняют правила поведения в группе при отсутствии воспитателя(81%), знают режим и расписание жизни детского сада. Основная часть дошкольников имеют представление о жизни и обществе, знают структуру своей семьи, свои праздники, следовательно, имеют достаточный уровень социального развития .

2) Существенно заметна динамика роста показателей детей с высоким социальным статусом в группе сверстников за два года: «принятые» увеличилась с 11% до 44%, «предпочитаемые»-с 17% до 50%. Снизилось число «принятых» с 46% до 33%. Детей «изолированных» не выявлено.  Увеличилось количество   взаимных выборов до 10 в первой группе. Среди распространенных мотивов выбора выступает такие мотивы как: «дружба», «вместе играем», «делится игрушками», «угощает конфетами».

Уровень благополучных взаимоотношений (УБВ) :  1гр(2+8=10; › 8+0=8) – говорит о высоком уровне эмоционального благополучия большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками :  (100%:18х16х10=29%) – что соответствует высокому уровню удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.

 

3) В исследовании  уровня толерантности принимали участие 21 воспитанник  старшего дошкольного возраста общеразвивающей группы «Почемучки», а так же 21 родитель этих детей.

Показатели уровня толерантности дошкольников за два учебных года значительно выросли и составили:

-  высокий уровень толерантности дошкольников к концу 2016-2017уч.года увеличился на 4% (с 2% до 6%), низкий уровень снизился на 6% (с 60% до 54%);

-  к концу 2017-2018уч.года увеличился на 24% (с 11% до 35%), низкий уровень снизился на 9 %( с 34% до 25%)

Также, за два учебные года увеличился процент выраженности у дошкольников всех компонентов толерантности , а именно:

  • когнитивный компонент за два года вырос на 35%
  • показатели эмоционально-волевого компонента выросли на 38%
  • мотивационный компонент также возрос на 33%
  • поведенческий компонент является преимущественно доминирующим. Его показатели за два года выросли на 57% . Дети в достаточной степени проявляют мобильность поведения в отношении детей с ОВЗ, социальную активность в условиях инклюзивного воспитания, умение конструктивно решать проблемные ситуации.

Средний показатель доминирования компонентов толерантности

      За  период с 2016 по 2018г  в рамках  работы по данному направлению  были проведены следующие  мероприятия:

  1. - Проведены   квест — игры «В поисках флага», «В поисках сокровищ» -
  2. - Мастер-классы  «Сувенир своими руками», «Рисование в файле», «В гостях  у у сказки», «Веселые пальчики».
  3. - Тематические дни «День вежливости», «День матери», «День отца», «День знаний»
  4. - Выпустили   серию газет  «Веселая семейка»  
  5.   наш адрес Detsad20lenok.wixsite.com/veselaya-semeyka

     - Благотворительные концерты для детей инвалидов «Вязниковского центра    социальной помощи семьи и детям» -  «Славим возраст золотой», «Осенины», «Капустные посиделки», «Приключения у Новогодней елки по сказке «Морозко», «Новогодние приключения Домовенка Кузи», «Песни опаленные войной».

- Изготовление  подарков, сувениров: «Мастерская Деда Мороза», «Мастерская веселой кисточки».

  1. - Акции  «Подари  доброту ребенку»,  «Книга лучший друг».

(См. приложения)

 

Адресная направленность.

  Опыт работы может использоваться воспитателями  и  специалистами  ДОУ  работающими    с детьми с ОВЗ  и детьми инвалидами. Данный опыт  поможет   спланировать культурно-досуговую деятельность детей, подобрать  необходимые формы  работы  по   социализации  детей с ОВЗ в ДОУ, а так же использовать   предложенные диагностики  для изучения  уровня  социализации детей с ОВЗ и детей инвалидов в ДОУ и  изучения уровня толерантности  детей  общеразвивающих групп  по отношению к  особенным детям.

Литература.

  • Потапова О.Е. «Инклюзивны практики в детском саду».
  • Сиротюк А.С. «Воспитание ребенка в инклюзивной среде  (библиотека воспитателя)».
  • Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова  «Педагогическая диагностика в детском саду»
  • Алферова Г.В. «Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология».
  • Асанова И.М. , С.О.Дерябина, В.В. Игнатьева «Организация культурно-досуговой деятельности».
  • Домаренко Е.В. «Культурно - досуговая деятельность».
  • Исаева И.Ю. «Досуговая педагогика».

Интернет ресурсы.

https://revolution.allbest.ru/psychology/00468431_0.html

http://shkolnie.ru/kultura/143934/index.html

http://mdou3-dinskaya.ru/проект-социализация-детей-с-ограниче

https://studme.org/243469/pedagogika/kulturno_dosugovaya_deyatelnost_doshkolnikov

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/09/19/sotsializatsiya-detey-s-ovz-v-usloviyah-detskogo

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/06/03/skazkoterapiya-kak-metod-raboty-s-detmi-s-ovz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Опыт работы на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»

Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...

Опыт работы на тему:«Приобщение детей к малыми фольклорным жанрам через разные виды деятельности»

Работу выполнила:Воспитатель МКДОУ №5Давыдова Марина Николаевна...

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...

Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".

Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....