Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
проект (младшая группа)

Леонтьева Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности

 

 

«Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

.АктуальностьМелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л. И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.

Цель: создание условий для  развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

Максимально использовать разные виды детской деятельности;

Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики - подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);

Формировать волевые навыки:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Формировать положительные эмоции.

Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Особенность развития мелкой моторики рук

Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильнокинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

• игры с песком, пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;

• работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;

• аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной

плоскости, работать с клеем и салфеткой;

• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Виды деятельностиразвивающие мелкую моторику рук

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую

гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры

Игровая деятельность:

Пальчиковые игры и упражнения;

Массаж кистей рук и пальцев;

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; Игры с верёвочкой, шнуровки.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы,ведущей к вершинам знаний и умений

Продуктивная деятельность

Лепка, аппликация, рисование;

Раскрашивание;

Вырезание ножницами;

Познавательно-исследовательская

Конструирование из лего-конструктора;

Конструирование из бумаги;

Конструирование из природного материала;

Графические упражнения, штриховки;

Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность. Показ разных видов театра

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. В результате диагностики: были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. При выполнении заданий ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап:

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2. Диагностический этап:

Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев каждого ребенка на момент обследования;

(Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Анкетирование родителей в компетентности по данной теме

3. Реализация проекта

Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей:

Работа с детьми по всем образовательным областям:

в процессе НОД (продуктивной деятельности);

индивидуальной работе;

на прогулке;

утренней гимнастике;

самообслуживание;

использование нетрадиционных приемов

Совместная деятельность с родителями.

Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,

Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему«Использование природного материала в работе с детьми дома». Изготовление игрушки Капитошка»

Творческая мастерская по изготовлению книги своими руками по лексической теме «Дикие животные»

4. Заключительный этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Диагностика развития мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности

с использованием разнообразных форм и методов.

Количество детей:12

1. Упражнения на координацию движений

Начало года Конец года

Не сф. - 33 % (4 ч.) Не сф. - 8% (1 ч.)

Час. сф. - 50 % (6 ч.) Час. сф. - 42 % (5 ч.)

Сф. - 17 % (2 ч.) Сф. – 50 % (6 ч.)

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

Начало года. Конец года.

Не сф. - 33% (4 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 50% (6 ч.) Час. сф. - 25% (3ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 58% (7ч.)

3. Работа с бумагой

Начало года. Конец года.

Не сф. - 58% (7 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 25 % (3ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 50 % (6 ч.)

4. Упражнения на дорисовывание

Начало года. Конец года.

Не сф. - 50% (6 ч.) Не сф. - 25% (3ч.)

Час. сф. - 25% (3 ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 25% (3 ч.) Сф. - 42% (5ч.)

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

1. Высокий уровень: Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условияразлиновка листа, образец, требования точности).

2. Средний уровень: Общий результат свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень: Общий результат свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

Диагностическая карта

Критерии Методы

1. Упражнения на координацию движений

1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.

6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

8. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

9. Нанизывание пуговиц средней величины.

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

2. Выполнить ножницами прямой разрез.

4. Упражнения на дорисовывание

1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Ожидаемые результаты:

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Пополнение предметно- пространственной среды при участии родителей происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются со сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники; что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

 

 

Используемая литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_otpravka.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Леонтьева Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности

Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности»

«Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Проект: творческий, практико-ориентированный.

АктуальностьМелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л. И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.

Цель проекта: создание условий для  развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

Максимально использовать разные виды детской деятельности;

Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики - подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);

Формировать волевые навыки:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Формировать положительные эмоции.

Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Особенность развития мелкой моторики рук

Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильнокинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

• игры с песком, пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;

• работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;

• аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной

плоскости, работать с клеем и салфеткой;

• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Виды деятельностиразвивающие мелкую моторику рук

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую

гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры

Игровая деятельность:

Пальчиковые игры и упражнения;

Массаж кистей рук и пальцев;

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; Игры с верёвочкой, шнуровки.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы,ведущей к вершинам знаний и умений

Продуктивная деятельность

Лепка, аппликация, рисование;

Раскрашивание;

Вырезание ножницами;

Познавательно-исследовательская

Конструирование из лего-конструктора;

Конструирование из бумаги;

Конструирование из природного материала;

Графические упражнения, штриховки;

Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность. Показ разных видов театра

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. В результате диагностики: были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. При выполнении заданий ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап:

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2. Диагностический этап:

Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев каждого ребенка на момент обследования;

(Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Анкетирование родителей в компетентности по данной теме

3. Реализация проекта

Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей:

Работа с детьми по всем образовательным областям:

в процессе НОД (продуктивной деятельности);

индивидуальной работе;

на прогулке;

утренней гимнастике;

самообслуживание;

использование нетрадиционных приемов

Совместная деятельность с родителями.

Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,

Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему«Использование природного материала в работе с детьми дома». Изготовление игрушки Капитошка»

Творческая мастерская по изготовлению книги своими руками по лексической теме «Дикие животные»

4. Заключительный этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Диагностика развития мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности

с использованием разнообразных форм и методов.

Количество детей:12

1. Упражнения на координацию движений

Начало года Конец года

Не сф. - 33 % (4 ч.) Не сф. - 8% (1 ч.)

Час. сф. - 50 % (6 ч.) Час. сф. - 42 % (5 ч.)

Сф. - 17 % (2 ч.) Сф. – 50 % (6 ч.)

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

Начало года. Конец года.

Не сф. - 33% (4 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 50% (6 ч.) Час. сф. - 25% (3ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 58% (7ч.)

3. Работа с бумагой

Начало года. Конец года.

Не сф. - 58% (7 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 25 % (3ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 50 % (6 ч.)

4. Упражнения на дорисовывание

Начало года. Конец года.

Не сф. - 50% (6 ч.) Не сф. - 25% (3ч.)

Час. сф. - 25% (3 ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 25% (3 ч.) Сф. - 42% (5ч.)

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

1. Высокий уровень: Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условияразлиновка листа, образец, требования точности).

2. Средний уровень: Общий результат свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень: Общий результат свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

Диагностическая карта

Критерии Методы

1. Упражнения на координацию движений

1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.

6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

8. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

9. Нанизывание пуговиц средней величины.

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

2. Выполнить ножницами прямой разрез.

4. Упражнения на дорисовывание

1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Ожидаемые результаты:

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Пополнение предметно- пространственной среды при участии родителей происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются со сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники; что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Используемая литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »

   Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...