«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»
консультация (старшая, подготовительная группа)

       Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. 

 

      Слово «толерантность» звучит на разных языках, но смысл всегда один - способность признавать отличительные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»

«В воспитании подрастающего поколения нужно

обратиться не к одному народу, а ко многим…

Народное нужно сочетать с инородным,

с всенародным и общечеловеческим».

П.Ф. Каптерев

     Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

     Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. В муниципальное образование Белореченский район входят Белореченское городское поселение и 10 сельских поселений: Бжедуховское, Великовечненское, Дружненское, Первомайское, Пшехское, Родниковское, Рязанское, Школьненское, Черниговское, Южненское. Население района составляет 103, 6 тысяч человек. Более 70 национальностей живут в мире и согласии на белореченской земле: русские, адыги, армяне, грузины, украинцы, курды, дагестанцы, осетины, турки… Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни. Но не менее важно уважать и обычаи народов, живущих рядом.

      Слово «толерантность» звучит на разных языках, но смысл всегда один - способность признавать отличительные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.

      Идеи, взятые за основу воспитания толерантности:

- относиться к окружающим с уважением;

- никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека;

- не навязывать своё мнение другим, его можно просто высказать;

-надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия);

- уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

       Цель: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

      Задачи:

- формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;

- формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

- развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- развивать способности к толерантному общению, к конструктивному

взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

- знакомить с другими странами и народами;

- формировать интерес к жизни других народов, желание жить в мире;

- воспитывать культуру толерантности.

      Основные направления по формированию толерантности у детей:

- позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности,

вероисповедания;

- формирование навыков коммуникации.

- изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора;

- развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.

      Мы, воспитатели, создаём условия для развития у детей интереса к окружающему миру в процессе диалога культур на материале ознакомления с русской, кубанской и других национальных культур нашего района. Реализовать это возможно через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

       Методы, формы и приёмы  воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

       Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Методы, используемые в работе по воспитанию толерантности, можно разделить на три группы:

     - методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) - это беседы, художественная литература, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем;

     - методы создания у детей практического опыта социального поведения (личный пример взрослого, метод научения положительным формам поведения, целенаправленной наблюдение с последующим обсуждением);

     - методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

       В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

      Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных форм деятельности дошкольников:

     - ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях;

     - на музыкальных занятиях знакомство с танцами и песнями различных народов;

     - чтение книг-сказок, так как в сказках очень ярко отражено влияние человеческих ценностей на нашу жизнь;

     - театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

     - организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов;

     - использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучения традиций, культурного наследия, праздников своего народа, а также культуры, национальных традиций, праздников народов России и мира;

     - проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (Рождество, Масленица).

      Сказкотерапия - используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

     Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

     - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

     - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

     - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;

     - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

     - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

     - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

     - обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

      Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Моё настроение», «Весёлый – грустный».

     Этюды и упражнения направленные на:

     - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»,

     - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

     Арт-терапия - это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

     Использование художественного слова - стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Огромная роль детской художественной литературы заключается в познании ребёнком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств. Произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказывают положительное влияние на формирование личности ребёнка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.

      Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них чётко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».

     - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

     - Друг познаётся в беде.

     - Сам себя губит, кто других не любит.

     - Всякий человек в деле познаётся.

     - Одна пчела мёду не натаскает и др.

      Использование наглядных пособий - сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

      Вспомогательный приём - слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

      Интерактивные путешествия - современные образовательные технологии позволяют, используя ИКТ виртуально совершить «путешествия» и познакомиться с историей разных народов, бытом, костюмами, песнями, народными праздниками.

     - «Путешествие по семейным традициям народов». Детей знакомят с семьёй, именами членов семьи, традиционными приветствиями на русском и языках других национальностей: «здравствуйте», «до свидания»; предметами быта: посуда, одежда, кухня (название блюд). У детей формируют представления о предметах быта (вещах), знакомят с их историей (название, цвет, форма, величина, из чего изготовлено, назначение (для чего используется), кто из членов семьи пользуется и др.

      - «Путешествие в город мастериц». Детям рассказывают о семейных традициях, об общих увлечениях в семьях разных народов (вязание варежек, платков, шарфов, валяние валенок, вышивка), знакомят с народным костюмом, элементами и особенностями орнамента на примере изделий разных народов: цвет, форма, назначение.

      - «Путешествие в мир народных игрушек». Здесь дети узнают о народных русских, и других народов игрушках: матрёшка, кукла-зернушка, кукла-мотанка.

      - «Путешествие в мир фольклора». Воспитатели подбирают близкие по содержанию малые формы фольклора разных народов (загадки, потешки, прибаутки, песенки) и используют их в работе с детьми.

      - «Путешествие в мир игры». На основе ознакомления с народными игрушками и предметами детям предлагают обыгрывать с ними простые действия и бытовые сюжеты. Воспитанников знакомят с народными дидактическими играми, Малышей знакомят с простыми народными дидактическими играми.

       - «Путешествие в мир праздников». Воспитанники знакомятся с семейными традициями и праздниками разных народов. Детям дают прослушать близкие по содержанию песенки (колыбельные, о животных) на разных языках, разыгрывают небольшие по объёму сказки на темы произведений разных народов.

        Все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры.

      Список используемой литературы:

     1. Адеенко Т. Р. Психология развития ребенка. – М., 2010.

     2. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса / Т. Вострухин // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. - С. 103-114.

     3. Гукаленко О. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. – С. 4 – 10.

     4. Киров Д. И. Воспитание в толерантности. – М., 2012.

     5. Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М., 2010.

     6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2017. - 336 с.

    7. Платохина, Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ. / Н.А. Платохина //Дошкольная педагогика. - 2010 - № 5.

     8. Степанова, О. Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. - С. 53-57.

      9. Сергеева, И. Воспитание толерантности у дошкольников. [Электронный ресурс] - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html

      10. Черкасова З. Формирование толерантности у дошкольников. [Электронный ресурс] - URL: https://solncesvet.ru/polikulturnoe-vospitanie-detey-dosh/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

доклад " Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разной национальности"

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ем...

воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям  пожилого возраста»                          ...

Буклет для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ"

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков с недавних пор ставшее нам знакомым слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетие...

Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...

«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста» (консультация для родителей)

Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода....