Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений
статья (средняя группа)

Валеева Альфия Каюмовна

Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных  образовательных учреждений

  Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований Программы воспитания в детском саду, позволяя решать сформулированные там образовательные и воспитательные задачи:

развивать социальное мышление, социальную креативность, общительность;

знакомить с правилами поведения в обществе;

формировать уважение к людям труда;

приобщать к национальной и мировой культуре с помощью малых форм фольклора;

обогащать и углублять круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывать к нему ценностное отношение;

овладевать богатством родного языка;

формировать умение говорить чётко, выразительно, использовать
разную интонацию, темп;

помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе;

формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;

воспитывать любовь и уважение к родителям, прародителям;

содействовать пониманию и эмоциональному переживанию ценности дружбы, доброты, вежливости, умению владеть собой;

развивать способности противостоять эгоизму, злобе, несправедливости;

обогащать представления о труде людей, формировать уважение к людям труда, чувство признательности им;

стимулировать желание заняться созидательным трудом на благо людей, своей Родины;

формировать положительное отношение старших дошкольников к школе как к первой ступеньке гражданской зрелости;

развивать активную речь, стимулировать общение на белорусском
языке;

широко приобщать к богатству русского и белорусского языков,
формировать ценностное отношение к ним;

развивать чутьё языка, способность замечать его выразительные
средства [5, c. 1].

Генеральные социализирующие цели культурного присвоения пословиц:

удержание, формирование и трансляция культурного менталитета;

формирование культурно-исторической, нравственной идентичности личности ребёнка;

сбережение нравственных норм и традиций в структуре нравственного сознания;

обеспечение традиционной коммуникативно-речевой деятельности как источника единства культурной общности.

Педагогические задачи:

педагогизация процесса культурного присвоения пословиц;

введение пословиц в контекст образовательного процесса
дошкольного учреждения;

превращение пословиц в диспозиции системы мотивационной сферы личности.

Выделяют следующие функции пословиц как инструмента педагогического воздействия:

  • лексические;
  • культурно-трансляционные матрицы;
  • социально-эвристические;
  • когнитивные;
  • нравственные;
  • регулятивно-поведенческие;
  • деятельно-диспозиционные;
  • психологические;
  • эстетические и др. [5, c. 2].

Представляется оправданным стремление отнести лексические функции пословиц к основополагающим в процессе педагогизации их изучения. Постижение одного языка будет более продуктивным, если пословицы станут неотъемлемым элементом речевой деятельности ребёнка. На некоторые лексические функции изучения пословиц с детьми-дошкольниками необходимо обратить внимание:

пословицы позволяют осуществить знакомство с новыми способами организации, построения речи;

способствуют пониманию фразеологизмов, включению их в активную речь;

формируют понимание инструментального предназначения слова;

учат словообразовательной процедуре, позволяют строить аналогии по определённому признаку, умея его определить, почувствовать;

благодаря усвоению пословиц происходит обогащение словарного запаса;

в лексикон вводятся новые слова и понятия;

у ребёнка формируется представление, а затем и понятие значения слов;

ребёнок возвышается до понимания многозначности семиотических групп, выраженных в слове;

развивается метафоричность, иносказательность речи;

формируется интерес к родному слову, понимание его жизнетворящих возможностей;

благодаря изучению пословиц происходит активизация словаря ребёнка;

формируются навыки инструментального (а не только декоративного) использования пословиц;

культурное присвоение пословиц побуждает к речевому творчеству и др.

Также различают функции пословиц в развитии интеллекта ребёнка:

эвристическая;

когнитивная, познавательная;

источник социального познания;

развивают социальный интеллект;

учат преодолевать буквальный смысл слова;

дают первичные представления о знаке и значении;

показывают многозначность слов;

развивают чутьё к иносказанию;

учат распознавать смыслы;

дают понимание связи «знак – значение – смыслы»;

развивают ассоциативное мышление [5, c. 3].

Функции пословиц в формировании культурного менталитета:

употребление пословиц как инструмента этнопедагогики;

формирование культурно-исторической, культурно-нравственной идентичности личности;

формирование устойчивой культурной самоидентичности;

создание культурно-нравственных диспозиционных матриц личности;

формирование уважения к традициям культуры;

формирование национального самосознания, патриотического чувства.

Пословицы – один из авторитетных источников информации о моральных нормах, нравственных традициях, моральных обычаях поколений, ставших должными. Педагогическая ценность пословицы как морального эталона – возможность высказать свою точку зрения, моральную оценку, ссылаясь на авторитет общественного мнения, закрепленного в пословице, не рискуя вызвать психологическую защиту по типу «отрицание».

Процесс знакомства и усвоения пословиц детьми регулируется образовательным маршрутом, траектория которого определяется конкретной педагогической ситуацией.

Образовательные мероприятия могут быть посвящены пословице как явлению культуры, достижению человеческого опыта и морали. В процессе этой работы можно познакомить ребят с самыми разными пословицами, показать, как в такой коротенькой фразе скрывается большой смысл, как многопланово она может быть использована. Она является подсказкой человеку, если он испытывает затруднения при выборе того, как необходимо поступить в данной ситуации. Ведь пословица говорит о том, как в данной ситуации поступают другие люди. С пословицей можно советоваться, ей можно задавать вопросы. Она всегда ответит словами народной   мудрости .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

доклад: Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений.

Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений....

Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.

Нас, взрослых, игры отвлекают от проблем, а хорошие игры,  «умные игрушки» — ещё и великолепная разминка для ума. Зависит от нас, родителей, играть детям или нет, если играть, т...