Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
статья (младшая группа)

Доклад о современных формах и методах нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.

Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот край, район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.

Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. (слайд 3)

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-Воспитание уважения к труду;

-Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-Формирование элементарных знаний о правах человека;

-Расширение представлений о городах России;

-Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД, а по некоторым темам – праздники.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:

-Целевые экскурсии.

-Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике города.

-Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

-Беседы с детьми о родном городе, крае, районе, о Москве.

-Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

-Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

-Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

-Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

-Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

-Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

-Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам (День защитника Отечества, День Победы, встреча с ветеранами ВОВ, и др., а также национальные праздники).

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т. п., вопросы, индивидуальные задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход) (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». 

Важным является и создание развивающей среды. Оформляем центр «Моя Родина - Россия», создаем настольно-печатные игры: «Собери узор», пазлы «Труд в селе», «Одень кукле национальный костюм». Новинкой является дидактическое пособие лэпбук. Детям нравится работать с этим развивающим пособием. Можно создать очень много разных лэпбуков: «Гжель», «Хохлома», «Троица», «Богатыри Руси», «Россия - Родина моя», «Красная книга России» и мн другие темы.

Педагогические условия для воспитания патриотизма:

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Свое выступление хочу завершить словами В.В. Сухомлинского: «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого,  означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку  - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где о...

Семинар-практикум "Формы и методы нравственно- патриотического воспитания дошкольников"

Систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников...

"Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

В презентации раскрываются цели и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников; описаны формы и методы....

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В данной презентации освещаются цели и задачи, а также методы и формы патриотического воспитания в ДОУ,...

Консультация для родителей: «Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Формирование духовно-нравственного отношения к семье, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя...