Роль развития эмоциональной сферы у детей старшей группы.
консультация по коррекционной педагогике

Дурманова Наталья Александровна

В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, информации, мы уже не представляем себя без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал В.А.Сухомлинский. – Ее всесторонне развитие, нравственное совершенство… путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». Эту простую мысль выдающегося педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. А как научить детей, чтобы они были добрыми, сострадали людям в этом быстро меняющемся мире?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль развития эмоциональной сферы у детей  старшей группы.

        В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, информации, мы уже не представляем себя без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал В.А.Сухомлинский. – Ее всесторонне развитие, нравственное совершенство… путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». Эту простую мысль выдающегося педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. А как научить детей, чтобы они были добрыми, сострадали людям в этом быстро меняющемся мире?

В отличие от интеллектуального развития, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность и тревожность в их поведении. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

     Однако долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности:   самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. 

Как это осуществить в условиях детского сада? Именно на этот вопрос мы попытаемся ответить с помощью нашего психолого-педагогического проекта «Поделись улыбкою своей…»

      Цель проекта: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, доброжелательного отношения к окружающим людям.

В соответствии с ФГОС ДО будущий первоклассник должен обладать не только предпосылками универсальных учебных действий, но прежде всего быть гармоничной социально-адаптированной личностью.  Наш  проект  помог решить обозначенные проблемы, а именно:

  1. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.
  2. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  3. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  4. Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике.
  5. Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции.
  6. Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь.

Дети познакомились с различными эмоциональными состояниями, научились их распознавать с помощью настольно-печатных игр, иллюстративного материала, художественных произведений, тренингов, и дидактической игры«Калейдоскопа эмоций», а также научились отвечают на вопросы анкеты.  В течении всего периода  дети выполняли работы на заданную тему в рамках различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование и др.) Проводились беседы на заданную тему, обыгрывание, инсценировка различных ситуаций, регулярно просматривались презентации на заданную тему. В конце проекта был изготовлен стенд «Мир эмоций». Дети, приходя в детский сад, вставляют свою фотографию в ячейку, где расположено настроение, с которым они сегодня пришли. В течении дня настроение меняется и дети переставляют свои фотографии. Уходя из детсада, они вставляют фотографию и ячейку в соответствии с их эмоциями. Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад или в течении дня, что даёт возможность отследить комфортность режимных моментов.

Сравнив результаты диагностики детей на начало реализации проекта с результатами диагностики на завершении проекта можно с уверенностью сказать, что задачи проекта достигнуты. Можно сделать выводы, что произошло сплочение детского коллектива, у детей сформировался эмоциональный отклик и повысился уровень психологического комфорта, они научились более внимательно слушать, слышать и понимать окружающих. В группе созданы дополнительные условия для психологического благополучия и развития личности детей. Педагоги систематизировали и обобщили материал по данной теме. У родителей повысился осознанный интерес к эмоциональному, личностному развитию детей.

        В перспективе планируется проводить дальнейшую работу по развитию эмоционально-чувственной сферы детей, формирования у них доброжелательного отношения к окружающим людям. Данная работа будет проводиться с детьми индивидуально и в виде консультаций с родителями, так как установление доброжелательных взаимоотношений детей, педагогов ДОУ и родителей является одной из приоритетных задач дальнейшей работы ДОУ. С целью улучшения гармонизации взаимоотношений педагогов с детьми планируется провести тренинговые занятия по методам общения и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы в подготовительной группе "Развеселите царевну Несмеяну"

Конспект НОД предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Комплексное НОД направлено на закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть". Целью является тренировка смены эмоц...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы "Радость"

Представляю конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада. Данный материал может быть полезен прежде всего педагогам-психологам, а также воспитателям дошкольных у...

Групповое занятие по развитию эмоциональной сферы в старших группах «Я и моё настроение!»

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие с элементами арт-терапии....

Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

Перспективный план работы по самообразованию "Арт-терапия как способ развития эмоциональной сферы детей" (подготовительная группа)

В перспективном плане по самообразованию представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми....