Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка
статья

В статье рассматриваются способы взаимодействия ДОУ и семьи, помогающие развивать духовно-нравственные качества ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Никитина О. Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 356 Московского района

Санкт-Петербурга

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка.

  Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, период формирования базовой культуры личности, освоение системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Поэтому от того, какие ценности станут определяющими в дошкольном образовании сегодня, зависит не только будущее современных дошкольников, но и перспективы развития отечественного образования в целом.  

   В последние годы наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии. Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.

   В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако нельзя недооценивать влияние семьи на этот процесс. Семейные условия воспитания по-прежнему остаются основополагающими. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость взаимодействия с семьей.

   Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного, наследия.

   Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказывают о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры.  Вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.

   Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Задача ДОУ – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка-это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

    Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?

   Мы постарались найти ответ: ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике.

   Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей (особенно, работа с выездом за пределы места жительства); личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.

Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.

Способы взаимодействия с семьями воспитанников  по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника:

  • проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм (народные фольклорные игры и развлечения, «круглые столы»);
  • представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи»;
  • праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год (по циклам) ;
  • организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников)
  • интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
  • организация совместных выставок «Рождественский ангел», «Вифлеемская звезда», «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Пеленашки», «Пасхальное яичко» и др.
  • дни открытых дверей;
  • мастер-классы с участием родителей;
  • спортивные праздники с участием родителей;
  • вечера вопросов и ответов

   К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек? », «Почему нужно заботиться о домашних животных? » и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.

   Необходимо косвенное и прямое стимулирование к действию: покажите человеку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже! » Например, изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других.

    Удивите человека и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию. Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.

   Следует обязательно демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.

   Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ? » - формируется позиция МЫ.

   Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия с семьями воспитанников дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.

   Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа дошкольного учреждения по духовно-нравственному направлению:

  • реализуется при непосредственном участии родителей;
  • косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
  • учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
  • оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
  • за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
  • позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.

   Основной результат работы мы видим в воспитании всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности ребёнка, которая будет: доброй, не причиняющий зла живому, честной и справедливой, любящей и заботливой, трудолюбивой и настойчивой; творящей и оберегающей красоту мира, стремящейся к знаниям, смелой и решительной, творческой и креативной, самостоятельной, патриотичной, чувствующей связь со своим народом, страной, культурой, бережно относящейся к слову, к своим речевым поступкам, толерантной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка

Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе....

собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»

За воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.Благополучного воспитания можно дос...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи ребенка"

Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка

Нетрадиционное родительское собрание ( с элементами педагогических ситуаций )«Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»...