Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ващилина Анна Андреевна

Цель:

 Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний и развитие мировоззрения.

Задачи:

1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.

2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).

3) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.

4) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_nashi_prava.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»

Цель:

 Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний и развитие мировоззрения.

Задачи: 

1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.

2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).

3) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.

4) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.

Методы и приемы:

•  наглядные: рассматривание картинок,  просмотр слайдов.

• словесные: ребусы, пословицы, загадки.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу, конвенцию прав ребёнка, Цветок с листиками.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, подведение итогов.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разрезные картинки по сказкам, лепестки, медальки.

Ход занятия

I. Водная часть.

Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу, садятся на стульчики, которые стоят полукругом.

Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». И сегодня мы поговорим о ваших правах. А что такое право? (Высказывания детей). Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством. Я предлагаю вам разделиться на две команды: «Радуга» и «Солнышко». (Дети выбирают карточки с изображением радуги и солнышка  и садятся за столы с этими картинками).

II. Основная часть.

Итак, наша игра  с названием «Счастливый случай» начинается. (Педагог-психолог на фланелеграфе показывает  ромашку, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8). Нам нужно собрать лепестки цветка, они нам помогут вспомнить и узнать о ваших правах. Под каждым лепестком обозначено какое-то право. Что же за право под первым лепестком? (Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано солнце). Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

1 станция  «Серая Шейка».

- Ребята,  кто изображен на этой станции? (Серая Шейка). На этой станции нам нужно выполнить задание: «собрать пазл» и по собранным картинкам  отгадать, какие права Серой Шейки нарушены! (Дети собирают пазл: 3 картинки: право на жизнь, право на защиту, право на семью)

-Итак, ребята, мы собрали картинки. Рассмотрите их и ответьте, какие же права Серой Шейки нарушены? (право на жизнь, право на семью)

- Посмотрите, на этой картинке зайчик защищает Серую Шейку. Какое право выполняется зайчиком? (Право на защиту).

-Почему зайчик решил защитить Серую Шейку? (Ему стало жалко её.)

Берем второй лепесток. (Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «2», символ – изображение свидетельства о рождении).

Что же это за документ?

Дети: Свидетельство о рождении.

Первый документ, который получает ребенок после рождения – это свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином, какой страны является ребенок. А мы с вами граждане, какой страны?

Дети: России.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей). Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя. У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами). Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Фоновая музыка «Счастье». Ребята, закройте  глаза, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька – котенка. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить котенка, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте его, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите рядом с вами, убедитесь, что котенок в полной безопасности. Теперь приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Выключается музыка.

Берем третий лепесток. (На третьем лепестке схематично изображена семья) Что же это за право? (рисунок семьи).

Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.

- А благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)

Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились  вы!

Дети имеют право на воспитание в семье. В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу. Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей). Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей. Идем на следующую станцию.

2 станция «Маугли».

-Кому мы поможем на этой станции? (Маугли)

-Ребята, кто такой Маугли?

- Чем он отличается от нас с вами? (он живет в джунглях с животными, а мы с родителями)

-Для того, чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус. Внимание на экран. (7Я) А у Маугли есть семья?

- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся  друг о друге, любят друг друга)

-Где Маугли живет? (в джунглях)

 - Кто его друзья? (животные)

- Как он общается с ними? На каком языке? (На языке животных: воет как волк)

-  А на каком языке он должен говорить? (На родном языке)

- Какое право нарушено? (Право говорить на родном языке)

-Внимание на экран – (изображено право в картинках).

- Ребята, это ещё не все права, которые нарушены у Маугли.

-Вспомните, кто за ним ухаживал? (Стая волков)

- Как волки моются? Как залечивают свои раны? (Своей слюной)

- Ребята, мы люди, никогда не сможем залечить свои раны слюной. Куда мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (К врачу)

- У Маугли был врач? (Нет)

-Какое  право нарушено? (право на медицинский уход)

Педагог-психолог берет четвертый лепесток уточняет, что дети имеют право на медицинскую помощь. Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за психологом).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Далее берем пятый лепесток, символ – дом).

- Какое право обозначает этот символ?

Дети: Право на жилище.

- Назовите сказки, в которых нарушалось это право.

(Команды по очереди называют сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.).

3 станция «Царевна-лягушка».

-На этой станции нас просит о помощи «Царевна - Лягушка». Поможем? (ДА)

- Нам надо отгадать загадки.

1.Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…(Кожа)

 2.Попало наше тесто

   В горячее место.

   Попало – Не пропало,

   Румяной булкой стало. (Ответ: Печь)

(Шестой лепесток, символ – книга).

Дети имеют право на бесплатное образование. Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания. Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни. В школе дети получают необходимые знания.. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Учиться никогда не поздно.

Учиться всегда пригодиться.

4 станция. Буратино.

- Кто же нас ждет на следующей станции? (Буратино)

-Спешим на помощь к Буратино!!!

 – Нарушители прав Буратино зашифровали само нарушение, поэтому нам будет нелегко разгадать его…. Для этого, мы поиграем в игру «Продолжи пословицу», я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами. Готовы?

Век живи…(век учись)

Учиться всегда …(пригодится)

Ученье – свет…(а не ученье-тьма)

Тяжело в ученье…(Легко в бою) –

 Что общего у этих пословиц? (они все про ученье)

- Как по-другому можно назвать учение, обучение? (Образование)

-Посмотрим фрагмент из мультфильма, где Буратино учится… Какое право нарушается? (право на бесплатное образование)

-Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите!

Конвенцию мы изучаем

И вас к тому же призываем!

Психолог предлагает взять седьмой лепесток и объяснить какое право спрятано за ним. Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? (Ответы детей).

III. Заключительная часть.

- Дети, вот и собрали мы свой цветок и помогли нашим героям разобраться с нарушениями их прав!  Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?

-Серая Шейка?  (Право на жизнь, на семью, право на защиту)

-Маугли? ( право на семью, право говорить на родном языке, право на медицинский уход)

- Царевна –лягушка? (право на личную жизнь, на тайну)

-Буратино? (право на бесплатное образование)

-  Как называется документ, в котором все эти права прописаны? (Конвенция)

- Наше занятие подошло к концу, ребята! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе"Я ребёнок и я знаю свои права"

Занятие направлено на знакомство и расширение знаний о своих правах,а также какие обязанности имеются у детей....

Собрание для родителей старшей группы в форме игры «Счастливый случай».

Цели и задачи: - рассказать родителям о достижениях детей за год, - познакомить с перспективами на следующий учебный год, - способствовать установлению сотрудничества между педагогами и родителями по ...

Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"

Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"...

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?».

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры предназначено для воспитателей ДОУ....

Интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры-квест.

Интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры-квест....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры «Умники и умницы»

Формировать у детей понятия сложение и вычитание, знание цифр до 20 и арифметических знаков.Формировать  умения детей решать и придумывать математические задачи.Закрепить знания о последовательно...

конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"

Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...