Доклад "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал

Усманова Фавзия Закирьяновна

Современные дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. А ведь им крайне необходимо общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

«Роль театрализованных игр в развитии

речи детей дошкольного возраста»

 

                                                               Составила:

воспитатель д/с № 36

                                                                      Усманова Ф. З.

г. Нижнекамск, 2015 год

Современные дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.  А ведь им крайне необходимо общение. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Современные дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие ребёнка.

Существует и другая важная проблема, волнующая меня как педагога: современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, всё чаще проявляя равнодушие и чёрствость. Их интересы ограничены и на окружающий мир дети смотрят без удивления и особого интереса.

Размышляя над затронувшими меня проблемами, поняла, что не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаю: самый короткий путь решения этих проблем – это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Речь является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как она не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий для того, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребёнка.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Она стимулирует его активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок при этом усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Необходимо назвать следующие условия, необходимые для развития речи через театрализованные игры.

1. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций.

2. С раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.

3. Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идёт, поёт, танцует).

4. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

5. Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришёл знакомиться с ребёнком.

Для театрализованных игр в своей работе  я применяю разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизацию с помощью фланелеграфа, использую элементы костюмов (шапочки, фартучки, хвостики), разные атрибуты.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех – пяти сверстников, исполняющих роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

"Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры  один из самых эффективных спо...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста...

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Значение театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Из опыта работы раскрыта роль театрализованной игры в речевом развитии детей дошкольного возраста....