Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.
статья (подготовительная группа)

Исайко Анастасия Артемовна

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iar_1.docx90.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Дошкольный возраст представляет собой период, характеризующийся появлением психофизиологических новообразований. Они играют важную роль и составляют предпосылку готовности ребенка к обучению в школе. Одним из самых главных новообразований  является сформированное произвольное внимание. Оно необходимо в процессе познания окружающего мира, позволяет замечать изменения, происходящие вокруг.

Современное общество, представляет многообразие форм коммуникации и массовой культуры, огромный поток информации, часто противоречивой. В таких сложных условиях важно не только увеличивать объем знаний, но и уметь выделять существенное, главное. Должна сложиться критичность мышления. Здесь, произвольное внимание выступает одним из основных условий успешной адаптации в контексте современной действительности.

Проблема внимания, как необходимого условия успешности обучения в школе, бесспорно, является актуальной. Подавляющее большинство жалоб педагогов и родителей приходится на недостаток устойчивости данного психического процесса. В старшем дошкольном возрасте (5-7лет) происходит интенсивное развитие произвольного внимания, его основных свойств: устойчивости, переключения, распределения. Появляется устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности. По мнению большинства исследователей, произвольное внимание является важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста [9].

Необходимым условием любой психической деятельности является внимание. Именно так считал отечественный психолог Б.Г. Ананьев. От того, насколько сосредоточено сознание на данном объекте зависят успешностьумственной работы, ее качество и точность, скорость восприятия и памяти. Сосредоточенность на определенном объекте обеспечивает скорость и точность в формировании навыков[2].По мнению Д.Б. Эльконина, необходимой предпосылкой готовности ребенка к школе выступает его способность внимательно слушать[34]. Н.Ф. Добрынинв своих научных трудах большую роль в воспитании личности относил к проблеме развития произвольного внимания [6].  Важно развить у ребенка умение и сформировать его в навык контролировать свою деятельность, предусмотреть формирование таких умений, как: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкции в поле внимания на протяжении всего  занятия; развитие навыков самоконтроля [8].

Формировать и развивать произвольное внимание не менее важно, как и учиться писать, считать и читать. Если ребенок внимателен, то мыслительные процессы протекают быстрее и легче. Его движения выполняются гораздо аккуратнее и четче.

Развивать внимание ребенка необходимо уже в эпоху дошкольного детства. Вместе с мышлением, восприятием, памятью и воображением произвольное внимание представляет собой важнейшее приобретение личности на данном возрастном этапе.

психофизиологической науке под вниманием понимают процесс и состояние настройки субъекта на избирательное восприятие какой-нибудь доминантной информации. Есть непроизвольное и произвольное внимание. В основе непроизвольного лежит ориентировочный рефлекс, в то время как произвольное внимание – есть активная настройка индивида на восприятие конкретной информации.Параллельно идет отфильтровываниедругих (незначительных на данный момент) сигналов. Внимание имеет свои особенные характеристики. В их числе: избирательность, объем, устойчивость, переключаемость [1].

Чтобы понять особенность физиологического взгляда на внимание необходимо ознакомиться с законом индукции нервных процессов Ч. Шеррингтона. Этот закон широко применялся в исследованиях И. П. Павлова, согласно нему возбуждение, возникающее в одном участке коры головного мозга, вызывает торможение (угасание) в других ее участкахили сменяется угасаниемопределенного отдела коры головного мозга. В это время данный отделявляется благоприятным с точки зрения оптимальности условий для возбуждения.Здесьбез трудавырабатываются дифференцировки, хорошо образуются новые условные связи. Деятельность других участков мозга в это время связана с неосознанной, автоматической деятельностью человека. Большоeзначeниe для  понимание физиологической природы внимания имеет также принцип доминанты, предложенный советским физиологом А. А. Ухтомским (1875–1942). Понятие «доминанта»означает очаг возбуждения в коре головного мозга доминирующий в данный момент. Онопределяет работу нервных центров на момент возбуждения и таким образом обеспечивает поведению определенную специфическую направленность.

В психологической науке, внимание – это сквозной психический процесс, сосредоточенность и направленность психики на объект. Сейчас актуально следующее общепринятое определение. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [15].

Виды внимания можно классифицировать по целому ряду различных критериев. Так, например, выделяя в качестве критерия классификациипроисхождение внимания  его можно разделить наприродное и социально обусловленное. В первом случае имеется ввидуврожденная способность к селективному реагированию на внешние и внутренние стимулы. Это возникает на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса по причине новизны предъявляемого стимула (воздействия).А внимание обусловленное существованием в социуме формируется в течении жизни  индивидас помощью обучения и воспитания. Социально обусловленное вниманиетесно переплетено с сознательной избирательностью и волевым усилием приответной реакции.Классифицируя внимание на основе такого параметра, как локализация объекта внимания, то принято выделять внешнее и внутреннее внимание.Логично, что внешним оно называется в том случае, если объект находится вне личности субъекта. А внутренним внимание называется когда его объектами становятся структуры внутренней жизни человека. Например,  мысли, чувства, переживания, эмоции, воспоминания и многое другое.Внимание также подразделяется на индивидуальное, групповое и коллективное. Когда субъектом является отдельный человек – индивидуальное; если группа людей – групповое; если коллективный субъект – коллективное.Беря за основу временные характеристики,  В.И.Страхов подразделяет внимание на возвратное и перспективное. Объектом первоговыступаютитоги частично или полностью выполненной работы, а второе направленно на оценку результата и планирование следующих действий. По этому  критерию можно выделить и актуальное внимание. Оно представлено «здесь и теперь» и обеспечивает актуальную деятельность. В.И. Страхов классифицирует внимание по характеру отражения его объектов. Приняв за основу представленную классификацию внимания, психолог разделяет внимание на аналитическое (дифференцирующее) и синтетическое. Первое направлено на детали объекта, второе направлено на целостный образ объекта.На основе изложенного, российский ученый выделяет следующие виды внимания:

– сенсорное (чувственное и перцептивное). Здесь объектами выступают ощущения и восприятия;;

– интеллектуальное.В данном виде содержательно-процессуальные характеристики мышления – объект внимания индивида;

– двигательное (исполнительское). Как объекты внимания здесь понимаются действия и операции выполняемой деятельности;

–аффективное внимание. Его объектами  являются эмоции и чувства, которые переживает человек.

 Р.С.Немов подразделяет внимание, основываясь на характере управления.Существует непосредственное внимание, управляемоенепосредственно объектом внимания, и опосредованное, которое направляется при помощи «медиаторов» (слов, жестов, мимики и т.п.). Самой популярной является классификация видов внимания на основеналичия в акте внимания цели и волевого усилия субъекта. На основе вышесказанного принято выделять непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание [24].

Непроизвольное внимание является более древним, в основе него положен ориентировочный рефлекс, как ответная реакция организма на любое изменение в окружающей его действительности. Этот вид внимания эволюционно обусловлен и целесообразен. Такое внимание врожденно и призвано выполнять функцию сохранения безопасности организма в условиях враждебной, постоянно изменяющейся среды.

Также немаловажная роль принадлежит произвольному вниманию. Факторами, побуждающими этот вид внимания, являются цели деятельности человека, а не случайные изменения среды. В основе произвольного внимания лежит такой психологический механизм, как целеполагание.

Специфической характеристикой послепроизвольного внимания выступает увлеченность человека выполняемой деятельностью. Из поля сознанияисключается все то, что не связано с содержанием деятельности. Первостепенно исчезает необходимость в волевом усилии. В произвольном внимании оно помогает удержать сознание на объекте деятельности. В послепроизвольном внимании волевое усилие сменяется интересом, выполняющим здесь ту же функцию удержания внимания на выполняемой деятельности.  Например, студент на паре должен использовать волевое усилие, чтобы удержать внимание на представляемом материале, но постепенно содержание становится интересным для субъекта. В таком случае волевое усилие уже не является необходимым, внимание удерживает собственно интерес.

Изучением внимания у детей занимались такие отечественные ученые, как  Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С. и многие другие.

Оригинальная трактовка внимания была предложена отечественным психологом П.Я. Гальпериным. На основе сформулированной им концепции можно выделить сле6дующие утверждения.

Первое, внимание выступает как один из компонентов  ориентировочно-исследовательской деятельности, а так же представляет собой психологическое действие. Это действиенацелено на содержание объекта, образа, мысли и другого, находящегося в психике человека в конкретный момент;

Во вторых,внимание выполняет функцию надзора за этим содержанием. В каждом действии субъектаприсутствует ориентировочная, исполнительная и надзорная части;

Следует отметить, что контролирующая (надзорная) деятельность, как и само внимание не имеют результата, у них нет своего собственного продукта;

Если рассматривать произвольное и непроизвольное внимание как  деятельность психического контроля, то любые конкретные процессы внимания представляют собой результат формирования новых умственных действий.

Исследования устойчивости внимания дошкольников Рубинштейна С.Л. выявили, что ee рост  наиболее мощный в диапазоне от 3 до 6 лет. У ребенка в возрасте одного года наибольшая длительность игр составляет 14 минут. В возрасте трех лет время игры уже составляет 27 минут.Игра шестилетнего ребенка может длиться час и даже больше. Наблюдая за тем, как часто во время игровой деятельности дошкольник отвлекается, можно заметить стремительный рост концентрации и устойчивости внимания. Поддъяков Н.Н. к основным видам внимания ребенка относит – непроизвольное и произвольное. Эти виды внимания прочно связаны друг с другом и могут перетекать один в другой. Например, рeбeнкупредлагаeтся собрать из конструктора корабль. Сначала ему трудно сконцентрироваться на выполнении деятелоьности. Постепенноэта деятельность его захватывает, он начинает осуществлять ее с особым интересом. Больше не надо заставлять себя, потому что произвольное внимание перешло в непроизвольное.Сохранившееся сознательная цель в возникшем состоянии напоминает произвольное внимание. А по тому, что деятельность не утомляет, состояние  напоминает непроизвольное внимание. Ключевой силой здесь  выступает устойчивый  интерес ребенка. Интерес, как к результату деятельности, так и к самому процессу ее реализации. Такой вид внимания называется  послепроизвольным. Он играет огромную роль в процессе обучения дошкольников[17]. Немов Р.С. считает, что  отвлекаемость ребенка связана с его нервной деятельностью. У дошкольников, по мнению автора, уже можно заметить существенные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания. Возможно, что степень этих различий обусловлена физическим состоянием, типом нервной деятельности и условиями в которых живет ребенок. Болезненный ребенок или ребенок с неврологическими нарушениями будет чаще отвлекаться, в то время как спокойные и здоровые дети без труда будут удерживать внимание на объекте. Разница в устойчивости внимания между этими детьми может достигать 1,5 – 2 раза[12].По мнению Г.С. Абрамова, существенную помощь в предотвращении рассеянностиможет оказать правильное педагогическое общение с ребенком. В том числе,использование наглядного материала на занятиях в группе дошкольников и в начальных классах. Не менее важно принимать во внимание индивидуальные особенности и потенциал каждого [31].Л.И. Божович считает, что основными особенностями изменения внимания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте выступает умение детей регулировать собственное внимание, осознанно направлять его на конкретныеобъекты и явления, а так же удерживать его, применяя определенные средства [3]

Произвольное внимание, представляя собой сознательный, а значит контролируемый процесс, связано с активной настройкой на восприятие определенной информации, при поэтапной ее обработке. Для произвольного внимания необходимо усилие, направленное на выделение и анализзначимой  информации, оно тесно связано с волей. Основной функцией данного вида внимания является активное управление протеканием всех психических процессов.

По своему происхождению оно является социальным, а не биологическим. Оно не созревает вместе с организмом, а формируется у ребенка в результате общения со взрослым. Произвольное внимание является высшей психической функцией, соответственно, присуще только человеку.

Среди свойств внимания принято выделять:  объем, переключаемость, устойчивость, сосредоточенность и распределение.

Объем внимания –свойство, определяющее успешность любого вида обучения. Учитывая, что мыслительная деятельностьпредполагает одновременно четко осознаваемое объединение и удержание некоторого количества предметов в поле внимания.Объем внимания близок объему кратковременнойпамяти и составляет от 2 до 5 стимулов, или элементов у детей (в зависимости от возраста).

Распределение внимания.Свойство, представляющее собойспособность распределять ограниченные ресурсы внимания для одновременного выполнениядвух или более заданий. Распределение внимания может быть связано с  физическим и психологическим состоянием человека (функциональное состояние человека). Усталость и сложная деятельность, болезнь, естественным образом сужают зону распределения внимания.

Устойчивость внимания – это свойство, обеспечивающее возможность человекупродолжительное время сохранять фокус на объекте, при этом не отвлекаясь.В произвольном внимании она играет ключевую роль, являясь необходимым условием продуктивной деятельности. Устойчивость внимания связана с некоторыми факторами.Среди них: самочувствие и общее состояние организма индивида на данный момент времени; наличие или отсутствие интереса к объекту или деятельности, значимостьих для личности субъекта. К этим факторам относится так же и внешние обстоятельства, влияющие на осуществление деятельности.

Сосредоточенность внимания характеризуется различиями, замечаемыми в разной степени концентрации на одних объектах и игнорировании других. Иными словами, внимание поглощается одним объектом или одной деятельностью. Например, ребенок, собирающий новыепазлы. Может не замечать и не слышать окликов, поскольку увлечен игрой. Сосредоточенность внимания так же принято называть концентрацией.  Эти понятия синонимичны.

Под переключаемостью внимания понимается способность индивида переводить внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. Это сознательное и осмысленное действие.Данное свойство проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой человеком. Перевод внимания может быть и произвольным, и непроизвольным.

Внимание способно предоставлять оптимальные условия для осуществления других психических процессов. Это обусловлено определенными его функциями, в их числе стоит раскрыть следующие:

– селективная функция, она реализуется в том, что внимание выделяет  ту часть информации, которая будет реально обрабатываться. В силу чего внимание активизирует значимые психические процессы и тормозит ненужные здесь и сейчас. Благодаря этому, происходит целенаправленное отфильтровывание поступающей информации в зависимости от актуальных целей и потребностей человека;

 – прогностическая, или как ее еще называют планирующая функция, характеризуется участием внимания в процессе прокладывания алгоритма будущих действий человека. Эти действия должны быть адекватны нынешней и перспективной ситуации;

 – контролирующая функция внимания представлена в его стремлении произвести оценивание общего результата деятельности, а так же ее результатов на разных этапах выполнения и их конгруэнтность с целями выполняемой деятельности.

Существуют, как минимум, две группы факторов, которые обусловливают избирательный характер психических процессов. При этом обусловливая направление, объем, и устойчивость сознательной деятельности. В первую группу входят факторы, которые характеризуют систему раздражителей, извневоздействующих на индивида, во вторую группу  входят факторы, связанные с деятельностью непосредственно личности. Раздражители, воздействующие извне, определяют направление, объем и устойчивость внимания. Первый такой фактор – это интенсивность / сила раздражителя. Если на человека воздействуют несколько одинаковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью, внимание человека тут же приковывается к этому раздражителю. Очевидно, что когда субъект входит плохо освещенное помещение, его внимание сразу же сосредотачивается на внезапно загоревшейся лампочке.В ситуациях, когда в поле восприятия находятся два равных по интенсивности раздражителя, когда ни один не является доминирующим, в таком случае внимание индивиданосит неустойчивый характер. В этих случаях внимание колеблется с одного объекта на другой, в зависимости от того, какой раздражитель выступает доминирующим.Вторым внешним фактором, который определяет направление внимания, выступает новизна раздражителя, то, что его отличает от других воздействующих стимулов. Когда в числе хорошо знакомыхстимулов появляется тот, чтосущественно выделяется среди остальных или является нестандартным, новым, он тут же захватывает внимание субъекта,вызывая специальный ориентировочный рефлекс. Все вышеупомянутые факторы, определяют направление и объем внимания, а так же относятся к особым характеристикам раздражителей, воздействующих на человека. С этими фактораминеобходимо считаться для того, чтобы иметь возможность управлять вниманием субъекта. Ко второй группе факторов, обусловливающих направление внимания, относятся те, что связаны не столько с окружающей средой, сколько с самим индивидом и со структурой его деятельности. Сюда входит в первую очередь воздействие, оказываемое потребностями, интересами и установкамииндивида на его восприятие и выполнение деятельности.Очевидно, что здоровый интерес человека, возводящий одни раздражителив доминирующие, в то же время заставляет затухать все побочные, те что не входят в поле интересов.Ярким всем известным примером будет то, что ученые, погруженные в решение сложных вопросов и проблем, перестают воспринимать все побочные раздражители. Существенное значение для осмысления факторов, направлявших внимание личности, имеет структурная организация ее деятельности.Внимание определяется психологической структурой деятельности и находится в  существенной зависимости от степени его автоматизированности.Решающий задачу индивид, ставит перед собой конкретную цель. Он возводит относящиеся к этой цели импульсы или действия фокусом внимания. Автоматизация деятельности заключается в том, что привлекающие внимание субъекта конкретные действия, становятся автоматическими операциями. Происходит смещение внимания индивида в сторону конкретных итоговых целей. Внимание больше не привлекается закрепленнымиобыденными операциями. [25]

Специфика развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Внимание ребенка активно развивается в силу постоянных трансформаций в построении жизни ребенка, а так же благодаря обучению новым видам деятельности. Серьезно влияет на развитие произвольного внимания развитие речи ребенка, они, можно сказать, находятся в прямой зависимости. Для формирования этого вида внимания от ребенка требуется понимание целей и значeния прeдстоящeй деятельности. На становление произвольного внимания так же оказывают воздействие усвоенные общественные ценности, нормы и правила. Не менее значимо формирование волевой регуляции [17].

Общение ребенка со взрослым, его пример, играют огромную роль в развитии произвольного внимания дошкольника. Ключевым орудием  взаимодействия будет речь.  Ее роль увеличивается с возрастом ребенка. Поскольку речь взрослого (словесная инструкция) направляют внимание ребенка.Например, делая работу по инструкции взрослого, старший дошкольник проговаривает её в десять-двенадцать раз чаще, чем дети трех и четырех лет. Сперва, взрослыйс помощью вербальной инструкции организует внимание ребёнка на будущейзадаче. Со временемдети саминачинают пользоваться приемами, увиденными в деятельности взрослого [8]. В старшем дошкольном возрасте ребенок пользуясь печью, планирует свою деятельность.

Как уже было сказано, непроизвольное и произвольное  внимание имеют прочную связь и способны переходить один в другой. Побудителем выступает прочный интерес к процессу деятельности и к ее результату.Мы выяснили, что взаимодействие этих видов внимания рождает третий м- послепроизвольное внимание. Оно имеет огромную ценность для обучения ребенка старшего дошкольного возраста, готовящегося к школе[8]. Послепроизвольное и произвольное внимание обобщает «привычка» осуществлять волевую регуляцию поведения для достижения цели[17].

Внимание ребенка отличается тем, что оно привлекается внешне интересными, яркими и выразительными предметами, явлениями и людьми. Внимание сосредоточено пока сохраняется интерес к  воспринимаемым объектам и событиям. В младшем дошкольном возрасте внимание сосредоточено на привлекательном объекте в среднем 6 – 8 секунд. В старшем дошкольном возрасте внимание на интересующем объекте фокусируется почти в три раза дольше, в течение 12 – 20 секунд. [58].

Исследования ученых подтвердили, что дети шести лет способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более чем пятнадцать минут [20]. Если в поле зрения появляется новый объект, внимание ребенка сразу же переключается [40]. Обычно детское внимание пластично. Подвижность и высокая степень переключаемости внимания к концу раннего детства немного ослабевает [5].

У дошкольников устойчивость внимания невысока. Это напрямую связано с слабостью процессов торможения в нервной системе.Для усиления тормозных процессов необходимо развивать волевой компонент психики. Сохранять устойчивость внимания дошкольники способны на протяжении 30 – 35 минут [18]. Столько по времени и проходят занятия в дошкольном образовательном учреждении. Устойчивость внимания связана с особенностями воздействующего стимула. Дети от четырех до семи часто  отвлекаются на шум игры. Свойства внимания развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Дети 5,5 – 6,5 лет занимаются малоинтересным для них делом более длительное время по сравнению с детьми 2,5 – 3,5 лет , что естественно[20].

Л. П. Набатникова указывает на то, что деятельность обеспечит продолжительную устойчивость внимания, когда содержит наглядные иллюстрациизнакомых детям явлений и объектов, которые эмоционально значимы для них [8].  В старшем дошкольном возрасте, ребенок способен хорошо удерживать внимание на задачах, приобретающих для него когнитивно существенный интерес. Это учебные задания, загадки и головоломки. Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности существенно повышается к концу дошкольного детства, когда ребенок готовиться к школьной жизни [40]. Однако, устойчивость внимания развита относительно слабо [20]. Интенсивность и объем внимания, так же еще требуют доработки. Ребенок 6 лет в единицу времени может удерживать в поле внимания только два, максимум три объекта.

В течение всего дошкольного возраста объем внимания увеличивается.  Иначе говоря,возрастает число объектов, отчетливо воспринимаемых в небольшой временной промежуток [38]. Старший дошкольник воспринимает данные объекты детализировано, с определенной полнотой. У ребенка шести лет изменяется и круг предметов, способных привлечьего внимание. Ребенок уже сосредотачивает и удерживает свое внимание на, казалось бы, непривлекательных внешне предметах. Сложная интеллектуальная задача, загадки и вопросы захватывают детское внимание на занятиях. В тех объектах, которые ранее привлекали ребенка, он  замечает то, что не видел раньше, и больше. Человек, его деятельность все больше привлекают внимание детей шести лет. В этом возрасте дети уже способны примечать детали как во внешности и поведении человека, так и в окружающих явлениях [20].

Эволюция свойств и видов внимания ребенка от непосредственной значимости объекта или события, в том числе и эмоциональной. Существенен и сам характер деятельности, выполняемой ребенком и интерес к ней. Способность направлять вниманиепроизвольно очень активно развивается к концу дошкольного детства. В школе произвольное внимание будет выступать обязательным условием успешной учебной деятельности.

Готовность ребенка к школе в соответствии с ФГОС ДО

Федеральные государственные стандарты вводятся в Российской Федерации согласно с требованием двенадцатой статьи «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию»[21].

Стандарт выдвигает три группы требований:

• В первую группу входят требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Ко второй относятся требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;

• К третьей, требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования [11].

Ребенок, обучающийся в ДОУ, к концу образовательного процесса должен иметь особые личностные качества. В их число входит инициативность и самостоятельность, уверенность в своих способностях, доброжелательное отношение к себе и окружающим, развитое воображение, способность к осуществлению волевой регуляции деятельности, любознательность[23].

Готовность к школе предполагает, что ребенок писать, читать и считать.

Обучение в школе – качественно новый уровень, требующий изменения организации жизни ребенка [22]. Ведущей деятельностью ребенка становится – учебная. Очевидно, что это будет требовать как от детей, так и от родителей некоторого уровня готовности к новому жизненному этапу. Конечно, готовность к обучению предполагает определенный уровень ЗУН ребёнка, но не в меньшей степени важна и психологическая готовности ребенка. Куда входит и сформированность (на определенном уровне) необходимых психических процессов.

Задачами воспитателя являются эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическоегармоничное развитие дошкольника. Важно формировать и развивать  устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Так же необходимовоспитать и поддерживать желание учиться [4].

Дети учатся при помощи игры, поскольку это является ведущей деятельностью до начала младшего школьного возраста. Благодаря игре дети сформируют начальные навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и др [3].

Критерии готовности ребенка к школе:

1. физическая готовность;

2. интеллектуальная готовность;

3. социальная готовность

4. мотивационная гоотвность.

Под физической готовностью понимается уровень развития всех систем организма. При этом учебная деятельность не оказывает вредное воздействие и не провоцирует переутомление. Каждый ребенок имеет собственный, присущий только ему ресурс, который формируется задолго поступления ребенка в школу. 

Интеллектуальная готовность – это совокупность всех знаний, специальных навыков и умений. Сюда входят: анализ, сравнение, обобщение,  классификация, развитая речь. Ели ребенок научился считать и писать, он еще не обязательно готов к обучению в школе. Большую значимость тут приобретают умение рассуждать логически, грамотно пересказывать.

Социальная готовность ребенка к школе выражается в готовности ребенка к работе и сотрудничеству с окружающими, в том числе и учителями-взрослыми.Если сформирована социальная готовность, ребенок способен сосредотачивать внимание в течение тридцати – сорока минут. Такие дети умеют работать в коллективе.

Мотивационная готовность –это сформированное желание ребенка пойти в школу, взять на себя роль ученика. В психологической науке принято выделять разные мотивы готовности ребенка: игровой, познавательный и социальный [33].

Вступление в новую роль ученика стрессовый процесс для ребенка, поскольку обучение в школе влечет за собой изменение привычного образа жизни.  Первоклассники привыкают к новому педагогу, требованиям и регламенту, к новому коллективу детей.

Основные подходы к развитию произвольного внимания старшего дошкольника

Среди форм проявления внимания у дошкольников выделяют сенсорное, моторное и интеллектуальное.

К ключевым функциям внимания относятся:

- активизация нужных и торможение ненужных психических и физиологических процессов, непосредственно в текущий момент;

 - направленныйпланомерный отбор информации, поступающей из вне;

 - задержание и сохранение образов конкретного содержания до того момента, пока не будет выполнена задача;

- сохранениепродолжительной сосредоточенности, активности на одном и том же предмете или явлении;

- регулирование и управление протеканием деятельности.

Особенно значимо для развития детей внимание к речи – повествованию взрослого. В этой ситуации физиологические характеристики голоса не играют существенной роли, ключевымявляется содержание, которое понимают, основываясь на имеющемся опыте. При этом до окончания дошкольного возраста в организации внимания ребенкапользуются изменением интонации, загадочностью и паузами [27]. Эта своеобразная «наглядность» речи, привлекающая внимание детей-дошкольников. Произвольное внимание сформировывается посредством целенаправленной деятельности субъекта. Цель деятельности, представляющая образ ожидаемого результата, провоцирует прочное удержаниевниманияпо ходу осуществления всей деятельности.Легко заметить большую сосредоточенность детей в ситуациях экспериментирования с предметами, переливания воды из разных емкостей. Как принято у нас говорить: тихо – значит, что-то затевается [26]. Если идеи не появляются, ребенок слоняется по комнате. Его взгляд задерживая на играющих сверстниках, он не старается на чем-то сосредоточиться. Стимулируя появление идей и замыслов, пополняя предметную среду и способы реализации задуманного, можно в некоторой значимой мере развить внимания дошкольника [19]. Следующий фактор развития произвольного внимания у дошкольника – это инструкция взрослого. Она наблюдается в повседневном общении ребенка с педагогом на занятиях.Взрослый здесь предоставляеткак самузадачу, так и способы ее реализации, алгоритм действий направляетсяпедагогом. Далее, под влиянием оценки взрослогоэта контролируемая деятельность превращается в самоконтроль ребенка – акт внимания.Переключение внимания с предмета на способы реализации и алгоритм действий перевоплощает акт внимания в развернутый процесс самоконтроля.Так внимание характеризует П.Я. Гальперин.Дошкольник может справиться с этим в ситуации, когда промежуточные действия-цели представлены образцами. Для примера: чтобы нарисоватьснеговика, дети ориентируются на рисунки его составных частей и последовательность составления целостного изображения со всеми составными частями. Этот алгоритм позволяет удерживать внимание ребенка до окончания выполняемой деятельности [31]. Старший дошкольник в акте внимания опирается на четко поставленные задачи, требования взрослого, а так же на соревновательный дух деятельности. Все-таки детям этой возрастной группы ещенужна поддержка внимания яркими, наглядными и  необычайными сигналами [18]. У дошкольника сначала внимание провоцируется предметами непосредственно вызывающими интерес. Ребенок сосредотачивает внимание до того момента, пока интерес актуален. Возникновение в поле зрения нового предмета тут же вызывает переключение внимания ребенка на него. Из-за этой особенности детского внимания, ребенок крайне редко способен продолжительное время выполнять одну и ту же деятельность [18]. В течениедошкольного детстваусложняется деятельность детей, совершенствуется интеллектуальное развитие. Благодаря этому внимание становится более сосредоточенным и устойчивым.Младший дошкольник способен играть в одну и ту же игру около тридцати пяти минут. Старший дошкольник способен осуществлять игровую деятельность в течение двух часов. Такое увеличение продолжительности игровой деятельностиопределяется тем, что в игре детей 5-6 лет выражаются уже действия и взаимоотношения людей более сложные по своему содержанию. Интерес к игре поддерживается непрекращающимся внедрением новых ситуаций [16]. Чем больше по длительности время сосредоточенности ребенка на предмете или явлении, тем больше устойчивость внимания. Данное свойство психической функциисвязанно с целым рядом детерминант. Таких как: сила нервных процессов; характер деятельности;  отношение к делу;сложившиеся привычки. Отвлекаясь, индивидсменяет объект внимания неосознанно. Формулируя новые задачи, человек переносит внимание с одного объекта на другой или с одной его характеристики на другую [5]. Следовательно, у дошкольника можно наблюдать непроизвольное и произвольное внимание. Первое представляет собой ориентировочную реакцию на значительные по интенсивности стимулы.Произвольное внимание исходит от контроля и направления действий ребенка педагогом, потом переходит в акт саморегуляции и  самоконтроля, основываясь на поставленной цели и способах ее реализации.

Изучение результатов деятельности педагоговданной тематике раскрывает методы и способы  развития всех необходимых характеристик внимания современными психологами и педагогами. Среди методов и способов деятельности, целесообразных дошкольному возрасту принято выделять:  театрализованную, сюжетно-ролевую и дидактическую игры, конструктивную деятельность, коррекционно-развивающие задания. наглядный метод.

Следует рассмотреть подробнее перечисленные методы.

Дидактическая игра – является многословным, сложным, педагогическим явлением. Она представляет собой и игровой метод обучения детей-дошкольников, и форму обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, а так же средстворазностороннего воспитания ребенка.Пользуясь игровой мотивацией ребенка, можно в течение выполнения некоторой задачи формировать самоконтроль.

Дидактические игры призваны не просто занять свободное время ребенка, это планомерныйцеленаправленный прием педагогического воздействия. Он способствует расширению и закреплению уже имеющихся знаний. Дидактическая игра помогает детям на практике научиться самостоятельно актуализировать полученные ранее знания. Применение знаний ребенка в игровых условиях оказывает положительное влияние на умственное развитие и осознанность усвоенного материала.

Дидактическая игра довольно сложный прием, однакоу нее четко прорисованная структура. Основные составные элементы дидактической игры основные элементы, характеризуют ее в одно и то же время как игровую деятельность и как форму обучения.В ней есть своя задача, правила и определенные дидактические действия. Среди ключевых элементов игры выделяется  дидактическая задача. Она определяется целью обучения и воспитания дошкольника.Дидактическая задача или некоторое их количество делает акцент на обучающем характере игры. Указывает на направленность содержания учебного материала на процессы когнитивной деятельности ребенка.

Помимо дидактической, в структурных элементах игры присутствует и игровая задача. В игровой деятельности, дидактическая и игровая задачи отражают взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача осуществляется в ходе игры целиком, благодаря реализации игровой задачи, и игровых действий. Результат решения дидактической задачи представляется в конце. Исключительнов этих условиях дидактическая игра будет реализовыватьобучающую функцию и вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.

Основа дидактической игры – это игровые действия. Игра без них просто невозможна.От разнообразия и содержательности игровых действий зависит как интерес ребенка к игре, так и успех в решении познавательных и игровых задач. Игровые действия не обязательно представляют собой практические внешние действия. В тех случаях, когда необходимо что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать – это сложные умственные операции, которые проявляютсяв акте целенаправленного восприятия, наблюдения, анализа, сравнения, воспроизведения ранее усвоенного. То есть это умственные операции, которые выражаются в когнитивных процессах.

Обязательное условие, выдвигаемое к дидактическим играм – активное участие в них детей. Порой в практике, проведение игры сводится к тому, что педагог играет, в то время какдети просто следят за происходящим. Подобные игровые действия нельзя отнести к эффективным. Педагогни в коем случае не должен выполнять какие-либо действия в игре вместо ребенка. Он играет только роль помощника и, обучая детей ненавязчиво и незаметно, максимально непринужденно. Очень важно организовыватьспециальнуюигровую обстановку. Например, подбирать требующийся дидактический материал и дидактические игрушки. Хорошо продумать каким образом и где будет размещаться  дидактический материал и игрушки, для свободного использования их детьми; следует проработать место для проведения игры.

Коррекционно-развивающие задания представляют упражнения, нацеленные на корректирование и развитие высших психических функций, связанных с органическими дефектами детей, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), которые задерживают процессы обучения и адаптации.

Особеннозначительная роль отводится такому занятию, где ребенку необходимо проявлять активность при решении поставленной задачи. Ребенок может рассматривать изображение в течение пяти-семи минут, после чего происходит отвлечение. Так происходит, когда воспитателю достаточно того, чтобыребенок простоперечислял изображенные предметы. Однако, если воспитатель ставит качественно новые сложные задачи, требующие от ребенка поиска, изучения и сопоставления между собой элементов рисунка, понимания связимежду составными частями, ставит задачи для которых необходимообобщение, формулирование выводов, то такая работа удерживает внимание ребенка в процессе деятельности.Внимание здесь становится устойчивымсущественно более сосредоточенным на объекте  в связи с наполнением содержания деятельности детей.

Театрализованная игра – это, в первую очередь, импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная ига связывает детей с педагогом и друг с другом в единое взаимодействующее целое. И если воспитательдетской игре проявляет себя как компаньон, дошкольник ему будет доверять, а следовательно будет свободендемонстрировать свое творческое воображение и фантазии. Исследования детской игры и наблюдения за процессом со стороны говорят о получении ребенком из игры информации об окружающей действительности, нормах и ценностях общества в котором живет, об особенностях взаимоотношений людей.

М.Д. Маханева говорит о том, что театр является чуть ли не самым доступным видом искусства для детей. Театрдает возможность решить целый ряд насущных вопросов таких наук, как психологии и педагогики.Решить проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, становлением коммуникативных навыков ребенка, развитием егомнемических процессов, внимания, воображения и других.

Следующий метод обучения ребенка – это сюжетно-ролевая игра.  В процессе игровой деятельности дети воспроизводят разные сферы деятельности и взаимоотношения взрослых, при помощи которых начинают усваивать определенные социальные роли, формируют необходимые общественные коммуникативные навыки. Это особая форма социализации ребенка, то есть приобщение его к формальным и неформальным нормам и правилам взаимодействия. Российские психологи и педагоги говорят об уникальных особенностях сюжетно-ролевой игры. Она имеет своеобразную структуру, специфические черты, которые выделяют ее среди других видов детских игр. В сюжетно-ролевой игреребенку приходится проявлять умственную и двигательную активность, а для этого необходимо уметь переключать, сосредотачивать и распределять внимание.

Отличительно в сюжетно-ролевой игредетей-дошкольников то, что онасодействует возникновению главных новообразований этого возраста. Игра складывает систему личностных смыслов, которые стимулируют деятельность индивида. Научные изыскания таких ученых, как Л.С. Выготскй, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконинотразилидетальныйразбор развития сюжетно-ролевой игры. Они смоглиопределить точно структуру детской игры, описатьключевыедетерминантыее становленияв течение всего дошкольного возраста. Они отразили в своих работах роль игры в формировании новообразований этого возрастного этапа.

Конструктивная деятельность – является практической, направленной на получение конкретного и заранее определенного реального продукта. Исследование вопроса развития внимания у дошкольника позволило выделить конструктивную деятельность, как один из способов психолого-педагогического воздействия на ребенка. Поскольку в процессе игр, целью которых является развитие ребенка,начинается существенное развитиенеобходимыххарактеристик внимания. Таких как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация.

Конструктивные игры выполняются из имеющегося материала и элементов, которые необходимо собрать, сложить или соединить, чтобы получить из них вполне конкретный материальный продукт. Представленный вид детской игры способствует развитию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умениядостигать поставленной цели. Онучит действовать по примеру взрослого. Ребенокпрослеживаетдействия взрослого и подражает им. Этот вид игровой деятельности изучали такие ученые, как В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и другие.

Дети сосредоточены на конкретном объекте или деятельностидо того момента, пока не угаснет интерес. Как мы уже обозначили ранее, возникновение нового предмета тут же перенаправляет внимание ребенка на него. Ребенку сложно продолжительное время делать одно и то же. Но учебные задания обычно охватывают здоровый массив еще не известной информации. А работа с такими заданиями требует существенно более устойчивых характеристик внимания.Для того, чтобы освоить эту деятельность, необходимо научиться регулировать свое собственное внимание, осуществлять его волевую регуляцию, т.е. сформировать его как произвольное.Для успешности формирования произвольности процесса внимания нужна определенным образом составленная педагогом деятельность. Она тренирует свойства внимания ребенка.

В период дошкольного детства, постепенно развиваются все свойства внимания, от объема до устойчивости.Таким образом, объем увеличивается, развивается способность к распределению, улучшается устойчивость, внимание все больше становиться осознанным и контролируемым процессом. На этом возрастном промежутке произвольное внимание не сформировывается окончательно, однако претерпевает качественно новые характеристики.

Способы развития произвольности внимания старших дошкольников

Принятие постепенно усложняющихся инструкций

В превалирующем большинстве случаев ребенок с первого раза не сможет выполнить предложенное задание, особенно если оно в некоторой степени сложное и состоит из нескольких составных элементов. Принимая во внимание особенности детской возрастной психологии и физиологии. Необходимо разделить задание на составные части. По каждой из этих частей следует сформулировать и огласить инструкцию.  Постепенно увеличивая массив выполняемых операций, и увеличивая их сложность можно обучать ребенка к освоению более сложных по содержанию задач. Услышав инструкцию педагога, ребенок переводит ее в самоприказ, проговаривая инструкцию.

Удержание инструкции в ходе занятия

Для успешного процесса развития внимания ребенка-дошкольника необходимо неоднократно повторять озвученную в начале занятия инструкцию взрослого.Этот прием не дает забывать выработанную последовательность действий и позволяет самостоятельно отслеживать и направлять ее.  В промежуточных этапах работы следует вводить дополнительные инструкции. Закрепление происходит благодаря непосредственному выполнению задания. Если ребенок еще и подсказывает товарищам, то это говорит о хорошем понимании цели выполняемой задачи.

Формирование навыков самоконтроля

Осуществляя учебную задачу, ребенок время от времени проверяет себя. Он может напоминать себе или другим как нужно делать. К примеру, когда дети повторяют гжель, кто-нибудь из них может начать сравнивать работы, находить ошибки и исправлять их. Мотивировать ребенка к выполнению задания может элемент соревнования. Психологическая закономерность проявляется в интенсивном «ответе» ребенка на такое стимулирование. Он старается безошибочно и максимально быстро выполнить задание, чтобы получить поощрение значимого взрослого. Оценивая работу дошкольника, оценивается его способность контролировать свои действия, направлять деятельность[14].

Список литературы:

  1. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. 52 с.
  3. Башаева Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 208с.
  4. Волосовец Т. ФГОС дошкольного образования- это стандарт условий, а не стандарт результата//Вестник образования.-2014.-№7.- С.14-22.
  5. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС «IPRbooks»
  6. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание: учебное пособие /Н.Ф. Добрынин.М.:Правда, 1951.256с.
  7. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.: ил
  8. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.
  9. Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и пси-хологические особенности шестилетних детей / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46–52
  10. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2016. - 288 c.
  11. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-10//Вестник образования.-2014.-№7.-С35-51.
  12. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
  13. Кропачева Марина Николаевна, Звонарева Марина Ивановна Коррекция свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ШГПУ. 2017. №2 (34).
  14. Крамаренко А. С., Клименко М. Е., Кураева Д. А. Специфика развития внимания у старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. №29 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razvitiya-vnimaniya-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 03.05.2019). 
  15. Куркина Екатерина Александровна Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-vnimaniya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 03.05.2019).
  16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
  17. Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов. – М.: Владос Пресс, 2006. – 173 с.
  18. Михайлюк Р. Воспитание родителей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 213 с.
  19. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования: учебник. - Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2007.— 606 c.
  20.  Николаева Е.И. Психофизиология: учебник для вузов. – Питер , 2019. – 704 с.
  21. Об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
  22. Орлянская Юлия Борисовна Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт. 2015. №S1.
  23. Паутова Валерия Валерьевна Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10.
  24. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
  25. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.- метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.
  26. Рамендик, Д.М. Психологический практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. – М. Юрайт – 2012. – 412 с.
  28. Смолеусова Татьяна Викторовна ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник НГПУ. 2015. №1 (23).
  29. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (01.05.2019)
  30. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 640 c
  31. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 181 с.
  32. Феофилатова Ксения Дмитриевна Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи // Скиф. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-tehnologii-razvitiya-vnimaniya-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 01.05.2019). 
  33. Хапачева Сара Муратовна, Дзеверук Валерия Сергеевна Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Концепт. 2014. №12.
  34. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. РубцовАркадий Аронович МарголисВ.А. Гуружапов. – 1996. – №4 1996. – 18-24 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе. ...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...