Консультация "Речь взрослого пример для формирования речи ребенка"подготовительная группа
консультация (подготовительная группа)

 Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал формирования речи ребенка .Это сложная функция, и правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские книги - стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vzroslogo_primer_dlya_formirovaniya_rechi_rebenka.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Речь  взрослого пример для формирования речи ребенка .Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские книги - стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Стараюсь почаще играть с детьми и во все занятия и режимные моменты, включать дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Используя игры на занятиях и в режимных моментах, тем самым обеспечиваю снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, то есть играя - обучаю. Не навязываю, а предлагаю самим выбирать во что они хотят поиграть.

Разрешаю свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Все это находится в нашей группе в свободном доступе в уголке ИЗО «Очумелкин». Поощряю игры с другими детьми. Советую родителям по возможности чаще водить детей в интересные для них места: лес, музей, театр, цирк.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Проводила беседы с детьми о домашних и диких животных и их детенышах, о материале объектов, о жилище животных и их питании, о деревьях и внешнем виде листьев и о многом другом. Также индивидуальные беседы с детьми, испытывающие трудности. Включала использование этих игр в занятия.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Полноценную учебную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой. Сущность дидактической игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность. Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Главное назначение игр – развитие ребёнка. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включаю множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

  • самостоятельно объяснять правила игры;
  • оценивать ответы;
  • высказывание сверстников;
  • употреблять в речи сложные предложения;
  • при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
  • самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок;
  • сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
  • пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки;
  • определять место звука в слове;
  • подбирать к существительным несколько прилагательных;
  • к данным словам - антонимы.

Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные качества и чувства, формируются этические представления. Помогают овладеть всем богатством родного языка.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе.

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Для решения задач, поставленных в начале года, были разработаны и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в течении года.

Цель работы заключалась в формировании и развитии речи с помощью дидактических игр.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)

Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....

Проект Социально-личностное развитие ребенка(подготовительная группа)

Этапы формирования социально - личностного развития у детей 6-7 лет....

Конспект совместного творческого мероприятия детей и взрослых «По секрету всему свету» (подготовительная группа)

Конспект совместного творческого мероприятия детей и взрослых «По секрету всему свету» (подготовительная группа)...

ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОСЕНЬ

ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС...

Детско-взрослый проект «Солдаты –герои» в подготовительной группе «Капельки»

Детско-взрослый проект   «Солдаты –герои» в подготовительной группе «Капельки»...